Социальное действие и взаимодействие: понятия, особенности
Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.
Социальное взаимодействие - способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.
Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;
2. ценностнорациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;
3. аффективное - определяется эмоциями;
4. традиционное - определяется традицией или привычкой.
Признаки действия:
- Нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм);
- Волюнтаризм (связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды);
- Наличие знаковых механизмов регуляции.
Социальное действие - единичный акт со след структурой:
- Субъект - тот, кто совершил действие (коллективный, индивид).
- Объект - тот на кого направленное действие.
Этапы соц. действия:
- Цель;
- Способ реализации цели;
- Средство;
- Результат.
В отличие от соц.действия, которое представляет собой отдельный акт и может быть направлено на любой объект, соц.взаимодействие всегда направлено на другого человека и вызывает обратную реакцию.
Основные условия социального взаимодействия
1.Наличие двух и более индивидов.
2.Совершение ими каких-то действий, влияющих на переживания и поступки друг друга.
3.Наличие проводников передающих влияние.
Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение,реакция на неё её переработка и возврат её, а так же реакция на новую информацию первого лица. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия,основанное на взаимных ожиданиях
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации- родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации- представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.