Реформы Петра1 в области культуры и быта.
В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI‑XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове. Политика Петра I в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов. В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство. В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне‑землевладельцы стремились к расширению барщины. Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год). В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием. Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца. Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру. Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы. В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.
Реформы Петра 1 в области гос.управления. Завершение абсолютной монархии.Из всех преобразований времени правления Петра I (1689-1725) центральное место занимала реформа всех звеньев государственного управления. Унаследованный Петром от предшественников старый государственный аппарат был не в состоянии справиться с выдвигаемыми временем задачами. Петр I радикально перестроил всю систему центральных органов государства. Боярская дума уже в конце XVII в. фактически прекращает свою деятельность и ее функции переходят с 1699 г. Ближней канцелярии, которая с 1708 г. стала называться «консили-ей министров» - временному совету руководителей важнейших правительственных ведомств. При самом Петре существовала личная канцелярия - кабинет. В 1711 г. вместо «консилии министров» был учрежден Правительствующий Сенат. Первоначально, по мысли Петра, он должен был заменять государя во время его отсутствия в столице. Однако вскоре Сенат наделяется правами исполнительной и судебной власти, обладая при этом значительными законодательными функциями. Члены Правительствующего Сената в составе 9 сенаторов назначались лично царем. Решения принимались коллегиально, на общем собрании. Функции Сената были широки и разнообразны. В обязанности его членов входила забота о государственных доходах и расходах, регулирование службы дворян. При этом одновременно Сенат являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для контроля в центре и на местах в 1711 г. были введены должности фискалов, которые следили и доносили о любых действиях подданных, наносящих вред государству. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор (П.И. Ягужинский, бывший ранее денщиком у Петра), который осуществлял контроль за всей деятельностью Сената и претворением в жизнь решений и указов государя. Действуя через подчиненных ему прокуроров на местах (гласный надзор) и фискалов (тайный надзор), генерал-прокурор выступал как «око царево». Сенат в руках Петра стал послушным исполнителем его воли и планов. Однако многообразие его функций диктовало необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государственных органов. Система управления, сложившаяся в XVII в. уже не соответствовала требованиям времени. Вместо многочисленных приказов с их расплывчатыми функциями были учреждены 12 государственных коллегий, в качестве органов отраслевого управления. Замена старых приказов новыми центральными учреждениями-коллегиями - была произведена в период с 1717 по 1721 гг. Организация управления через коллегии базировалась на опыте функционирования подобных учреждений Швеции, Голландии с учетом Российских особенностей. В отличие от приказов в новых органах решения принимались коллективно. Наиболее главными («первейшими») были Военная, Адмиралтейская (морская) коллегии и коллегия Иностранных дел. Финансами ведали три коллегии: Камер-коллегия - доходами, Штатс-контор-коллегия - расходами, Ревизион-кол-легия контролировала поступление дохода и правильность расходования учреждениями отпущенных им финансов. Коммерц-коллегия и Мануфактур-коллегия управляли торговлей промышленностью, за исключением горной и военной, которая относилась к ведению Берг-коллегии. Юстиц-коллегия - гражданским судопроизводством. Вотчинная коллегия, созданная несколько позднее (1721), вместо Поместного приказа ведала земельными вопросами (рассматривала земельные сделки, решала земельные споры и др.). Духовная коллегия являлась органом церковного управления. В 1708-1709 гг. радикально было реорганизовано местное управление. В допетровское время уезды, отдельные города и слободы, а зачастую и волости подчинялись непосредственно центру, не было четкого административно-территориального деления. Уезды сильно различались по размерам территории и величиной населения. Все это требовало нового подхода к совершенствованию организации местного управления. В 1708 г. вся территория страны была разделена на восемь губерний (позднее на 11). В две из них (Петербургскую и Азовскую), находящиеся на границах страны, были назначены генерал-губернаторы, а в остальные губернаторы из числа видных государственных деятелей, ближайших сподвижников Петра (Ментиков, Апраксин, Стрешнев и др.)- Губернаторы обладали всей полнотой административной и судебной власти и являлись главнокомандующими войск, находящихся на территории подведомственных им губерний. Генерал-губернаторы и губернаторы подчинялись царю, Сенату и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу. Губернаторы имели помощников, ведавшими отраслями управления (военной, финансовой, юстиции). В каждой губернии были созданы губернские канцелярии. Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. Оперативно управлять огромной территорией при существующих средствах сообщения из центра становилось уже невозможным, необходима была разумная децентрализация власти. Назначая губернаторами крупных государственных деятелей Петр рассчитывал, что они могут самостоятельно решать многие вопросы на местах. Однако время показало, что многие из назначенных Петром губернаторов и их помощников были одновременно президентами коллегий и сенаторами (Ментиков, Апраскин) и практически не могли постоянно находиться в подведомственных им губерниях, а их вице-губернаторы не имели достаточных полномочий для решения многих вопро сов. Создавшееся положение указывало на необходимость дальнейшего совершенствования местного управления. В 1719г. проводится второй этап реформы. Губернии делятся на 45 (позднее на 50) провинций. В пограничные провинции назначались губернаторы, а во внутренние - воеводы. Основной единицей местного управления становится провинция. Губернатор осуществлял общий надзор за управлением своей губернии. В каждой провинции создается аппарат управления, который помимо губернатора подчиняется также соответствующей коллегии в центре. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Предпринималась попытка заменить уездную администрацию выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Подчинялся комиссар провинциальной канцелярии и был ответственен за сбор подушной подати, поимку беглых крестьян, контролировал ход выполнения казенных повинностей. С 1713 г. в помощь губернатору местное уездное дворянство выбирало 8-12 ландратов (советников), а после введения подушной подати были образованы полковые дистрикты. Расположенные в них воинские части наблюдали за выполнением населением решений вышестоящих решений и в случае надобности пресекали антиправительственные выступления. Таким образом, была создана трехзвенная система: губерния, провинция, уезд. Города имели свое городское управление: губернские -магистраты, уездные - ратуши, подчинявшиеся в центре Главному магистрату.
Становление абсолютизма. С середины XVII в. сословно-пред-ставительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Абсолютизм (абсолютная монархия), форма государственного управления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII в., когда Петр I в Артикуле воинском отмечал, что «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомышлению управлять». В 1722 г. В Уставе о наследии престола было установлено право монарха назначать себе приемника, что отменяло последнее еще сохранявшееся ограничение его власти. С этого времени власть монарха становится неограниченной, в полной мере утверждается абсолютная монархия.
Наследниками Петра были: старший сын (от брака с Евдокией Лопухиной) Алексей Петрович (1690 г.р.) - казнен в 1718 г и Петр Петрович (от брака с Екатериной Алексеевной) - скончался в младенчестве в 1719 г. Петр I умер 28 января 1725 года после тяжелой болезни, не успев назначить приемника, что послужило почвой для неоднократных дворцовых переворотов в XVIII веке.
15.