Реформы в области культуры и быта

Главным содержанием реформ в духовной сфере было ста­новление и развитие светской культуры, просвещения, измене­ния в быту. Для реализации задуманных Петром нововведений необходимы были исполнители, достаточно подготовленные, обладающие нужными знаниями и умонастроениями. Отсюда забота Петра о распространении научных знаний, заведение общеобразовательных и технических школ. Образование стано­вится прерогативой светского государства, богословие уступает место наукам. Были открыты Навигационная, Артиллерийская,

Инженерная школы, медицинское училище, общеобразователь­ные школы не только в Москве и Петербурге, но и в провинции, Был введен новый печатный шрифт, вышла первая русская газета. Созданная Петром кунсткамера положила начало сбору коллекций и музейному делу. Логическим итогом всех этих нововведений стало основание в 1725 г. Академии наук.

Преобразования в области культуры разрушали патриархаль­ные отношения в семье. В дворянских семьях стало модным приглашать иностранных гувернеров и гувернанток для евро­пейского воспитания детей. В 1714 г. появился известный указ о том, чтобы «учить дворянских детей цифири и геометрии, и положить штраф такой, чтоб невольно будет жениться, пока сему не выучиться». Особо важное значение имело принудительное обучение в закрытых учебных заведениях. Под влиянием обуче­ния, которое велось на иностранных языках иностранными учи­телями, формировалась новая система понятий, часто не имевшая эквивалента в русском языке. Поэтому язык претерпел большие изменения, наполнился иностранными словами и оборотами. Изменилось положение женщин в дворянских семьях. Им было предписано следовать европейским нормам жизни, появляться в общественных местах и участвовать в увеселениях.

Европейский стиль жизни внедрялся в российское общество путем административного нажима и насилия, он был проти­вопоставлен русскому традиционализму. Новые культурные ценности шли вразрез с традициями, привычками, российскими представлениями о нравственности. Неприятие петровских но­ваций выразилось в массовом осуждении поведения царя, кото­рого называли царем-антихристом. И он своим «непотребным» поведением часто давал для этого повод: его «забавы» были разнообразны — от курения табака и спаивания приближенных до личного участия в пытках и массовых казнях. Некоторые поступки царя заставляли людей сомневаться в истинности его веры. Он был противником средневековых воззрений, состав­лявших основу народной православной культуры, резко порицал монашество, считая монахов тунеядцами, уклоняющимися от государственной службы. Петр превратил церковь в послушное орудие государства, навязав ей роль осведомителя и надзирате­ля, что не давало церкви выполнять ее истинное предназначе­ние — духовное и нравственное воспитание народа — и вело к усилению старообрядческого движения.

Внешняя политика: цели, направления,

Результаты

Как и внутренняя, внешняя политика России в первой чет­верти XVIII в. диктовалась исторической сверхзадачей — от­ветить на вызов западной цивилизации, сохранить целостность России, войти в европейское сообщество в качестве сильной во­енно-политической державы. Для этого требовалось возвратить выход в Балтийское море и удержать его, возвратить западные земли, утраченные в ходе польско-шведской интервенции, решить южную проблему — защититься от набегов крымских татар и выйти к Черному морю. Все эти проблемы вплетались в общеевропейскую политику. На севере Швеция угрожала не только России, но и другим европейским странам — Польше, Дании, ряду германских государств. Политическая и военная экспансия молодого, энергичного короля Карла XII грозила тем, что вся европейская торговля могла попасть под контроль Швеции. На юге Османская империя угрожала не только Рос­сии, но и Австрии, Польше, Венеции. Первоочередной задачей для России было преодолеть изоляцию и добиться выхода в открытое море.

Перед Петром стояла альтернатива: какое направление — южное, черноморское или северное, балтийское — избрать в качестве основного. Первый крупный внешнеполитический шаг был совершен в 1695 г. в традиционном для России направле­нии — на юг, к берегам Азовского и Черного морей. Целью был определен Азов — крупнейшая турецкая крепость в устье Дона. Однако этот поход оказался неудачным из-за несогласованности действий и отсутствия флота. Но именно здесь про­изошло мужание Петра, становление его как государственного деятеля. Через год в 1696 г. Азов был взят русскими войсками. Большую роль при этом сыграл флот, спешно построенный на верфях Воронежа зимой 1695-1696 гг. и спущенный по Дону к Азову. Недалеко от Азова был заложен город Таганрог, ставший опорным пунктом на юге страны.

Однако проблему изоляции эти события не решили: выход к Черному морю не был обеспечен. Для дальнейшей борьбы с Турцией необходимо было укрепить союз с европейскими госу­дарствами и перенять европейскую «науку побеждать». Для по­исков союзников на Западе Петр в 1697 г. организовал «великое

посольство» из 250 человек, в котором сам принимал участие под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Находясь за границей, Петр осознал действительную разницу между Россией и европейскими державами. Кроме того, стало ясно, что Австрия втягивалась в войну за испанское наследство и не была заинтересована в войне с Турцией. Однако нашлись союзники для борьбы со Швецией. Петр подписал мир с Тур­цией и заключил антишведский союз с Польшей, Саксонией, Данией. В 1700 г. Россия начала затяжную войну со Швецией, которая длилась до 1721 г.

Резкая переориентация внешнеполитического курса не покажется таковой, если вспомнить, что борьба за выход к Балтийскому морю всегда была важным направлением русской внешней политики. Первый этап войны был тяжелым, так как она началась с поражения русских под Нарвой, где 8-тысячная армия Карла XII легко разбила 40-тысячное войско Петра. Резко ухудшилось международное положение России: ее союзник Дания капитулировала и вышла из войны. Считая, что Россия не скоро оправится от поражения, Карл обрушился на Польшу и «надолго увяз» в ней. Воспользовавшись этим стратегическим просчетом соперника, Петр начал энергичную реорганизацию армии, занялся строительством флота. Уже к 1704 г. Петр от­воевал Лифляндию и Эстляндию и укрепился в Прибалтике.

В 1703 г. был заложен город на Неве — будущая столица Санкт-Петербург.

Главное было сделано, и Петр обратился к Швеции с пред­ложением заключить мир, но получил отказ. Центр военных действий переместился на Украину и в Польшу. 27 июня 1709 г. произошла знаменитая Полтавская битва. Победа под Полтавой стала поворотным моментом в войне, так как после нее резко возрос международный статус, России. Однако война продолжа­лась еще 12 лет. Победы России были столь значительны, что даже неудачный Прутский поход Петра против Турции в 1711 г., закончившийся утратой Азова и снесением всех крепостей на юге, не оказал существенного влияния на исход Северной войны. Русские войска нанесли ряд поражений Швеции в Прибалтике. Молодой русский флот под командованием Ф.М. Апраксина одержал первую блестящую победу над шведами при мысе Ган-гут в 1714 г. Эта победа позволила перенести военные действия на территорию Швеции. В 1718 г. Карл XII погиб в случайной

стычке под крепостью Фридрихсгалль, но война продолжа­лась. В 1720 г. последовала крупная победа русских моряков при Гренгаме, весной 1721 г. русский десант высадился около Стокгольма. В итоге Швеция была вынуждена заключить мир. 30 августа 1721 г. в финском городе Ништадт был подписан русско-шведский договор. Россия получила Ингерманландию, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию с городами Рига, Дерпт, Нарва, Выборг, Корела, острова Даго и Эзель. Швеции возвращалась Финляндия. Северо-западные границы России отодвинулись на запад и из сухопутных стали морскими. Были приобретены первоклассные порты на Балтийском побережье. Таким образом, соотношение сил в Европе изменилось: Швеция утратила свое значение, а авторитет России возрос до такой сте­пени, что ряд европейских держав признали провозглашение в 1721 г. Сенатом Петра I императором, Россия стала именоваться империей, т. е. приобрела статус, равный Священной Римской империи, Англии или Франции.

Укрепляя статус империи, Петр занялся решением чисто имперских проблем — распространением своего влияния, при­соединением новых земель. Его взоры привлек Восток. Петр организовал две экспедиции — Бековича и Бухгольца — в Ин­дию сухопутным путем. Однако экспедиции до Индии не до­шли. Отряд Бековича, шедший через Каспий, был уничтожен хивинским ханом. Отряд Бухгольца, отправлявшийся через Сибирь, дошел лишь до казахских степей, основав по пути го­рода Омск и Семипалатинск. Воспользовавшись ослаблением древней Персидской империи, Петр в ходе русско-персидской войны 1722-1723 гг. присоединил к России значительную часть территории Персии на юго-западном побережье Каспийского моря, сделав его русским озером. Однако удержать завоеванное не удалось — время решения южных проблем еще не пришло. В 1735 г. русские войска были выведены за Терек в обмен на нейтралитет Персии в русско-турецком конфликте.

Таким образом, петровские преобразования обеспечили России решение исторической сверхзадачи: она не только сохранила свою независимость, но и вошла в число великих европейских держав. У нее появились сильные современные армия и флот, промышленность, обеспечивающая их боеспо­собность, административное устройство, модернизированное по европейскому образцу и способное концентрировать усилия

всей страны в нужном месте в нужный момент. Все это делало Россию с точки зрения военного могущества действительно великой державой.

Однако, осуществляя мобилизационный тип развития, новая империя накладывала повышенные обязательства на все слои населения. Города и села были обескровлены в силу пе­ренапряжения народных сил. Произошло торможение развития свободного предпринимательства вследствие огосударствления экономики и усиления крепостничества. Пространство свобо­ды сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, которые простирались на все сферы российского бытия.

В результате петровских преобразований Россия быстро до­гнала те страны, где сохранялись феодально-крепостнические отношения, но не могла догнать страны, которые встали на путь капиталистической модернизации. Так были заложены основы «догоняющего» скачкообразного развития России, закрепленные дальнейшим ходом истории.

Реформы Петра стали первым опытом модернизации от­сталой аграрной страны, обусловленной не столько внутренним развитием и потребностями общества, сколько вызовом вне­шних обстоятельств. Именно поэтому петровская модернизация, принявшая форму европеизации, отличалась поверхностными и выборочными заимствованиями, растущей централизацией и бюрократизацией управления, ужесточением эксплуатации широких народных масс. Обновление и европеизация сочетались с укреплением самодержавия и крепостничества.

Наши рекомендации