Национально-культурная автономия в россии
Автономия – право на самостоятельное решение вопросов своей жизни определенной территорией или совокупностью людей.
В РФ действует ФЗ «О национально-культурной автономии» (1996).
Национально-культурная автономия – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.
Принципы национально-культурной автономии: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.
Права национально-культурной автономии: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать СМИ, получать и распространять информацию на национальном языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.
Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.
Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.
Национально-культурная автономия может быть местной(могут образовывать региональную национально-культурную автономию), региональной(автономии 2+ субъектов РФ, которые могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности; такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями), федеральной(учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий).
Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами РФ могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.
Делегаты местных национально-культурных автономий на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта РФ.
Делегаты региональных национально-культурных автономий на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.
Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.
Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за 3 месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за 1 месяц до проведения учредительного собрания местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в СМИ, продукция которых распространяется на соответствующей территории.
ФОИВ в области государственной регистрации осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления.
Правительство РФ определяет ФОИВ, при котором создается консультативный совет по делам национально-культурных автономий, действующий на общественных началах. Он осуществляет согласование деятельности национально-культурных автономий, содействует установлению и укреплению связей между ними; представляет и защищает в органах государственной власти РФ культурные и социальные интересы этнических общностей; участвует в подготовке программ в области сохранения и развития национальных языков и национальной культуры; осуществляет консультирование Правительства РФ и ФОИВ по национальным проблемам граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям. Состоит из делегированных на определенный срок представителей каждой федеральной национально-культурной автономии.
Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурной автономии, осуществляется за счет средств: национально-культурных автономий, их учреждений и организаций, частных лиц; бюджетов субъектов РФ.
Национально-культурные автономии обладают правом собственности в соответствии с законодательством РФ. ФОИВ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в собственность или аренду.