Венская конвенция о праве международных договоров
ВОПРОС 2
Арктика - определение:
Белый медведь на севереединый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Принято ограничивать Арктику с юга Северным полярным кругом (66° 33? с. ш.), в этом случае её площадь составляет 21 млн кв. км. Климат Арктики несколько мягче климата ее южной противоположности ввиду наличия океанских вод и течений. В Арктике живут белые медведи.
Антарктика - определение:
Пингвины на юге(противоположная Арктике) — южная полярная область земного шара, примыкающая к Южному полюсу, включающая Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Принято ограничивать Арктику с севера Южным полярным кругом (66° 33? ю. ш.) Климат Антарктики более суровый, чем Арктики в силу ее большей "континентальности". Здесь в массовом порядке обитают пингвины.
Арктика
- северная часть земного шара.
Северный ледовитый океан, окруженный материками. В Арктике живут белые медведи, но нет пингвинов.
Антарктика
- южная часть земного шара.
Материк Антарктида, окруженный океанами Тихим, Индийским и Атлантическим. Здесь обитают пингвины, но нет белых медведей.
Кто открыл Антарктиду
Если Арктику никто специально не открывал, то честь открытия Антарктиды (опять же слово греческого происхождения: ср. Атлантида, Таврида…) принадлежит российским исследователям, Беллинсгаузену и Лазареву, впервые обогнувшими Антарктиду в 1820 году на шлюпах "Мирный" и "Восток".
§ 8. Правовой режим Арктики
Арктика – область земного шара с условным центром – Северным полюсом, в состав которой входят воды Северного Ледовитого океана и его морей, а также участки суши Европы, Азии и Америки. До сих пор в географической и юридической науке нет общепризнанного определения этого понятия. Дискуссионным остается вопрос о юж- ной границе Арктики, хотя многие ученые склонны считать, что ею является Северный полярный круг (66 33' с.ш.).
Правовой статус Арктики формировался в течение долгого времени, процесс его развития продолжается и сейчас. В настоящее время право- вой режим Арктики базируется на нормах международного права и на- ционального законодательства арктических государств (Дании, Ислан-
1 С 1814 по 1905 г. Швеция и Норвегия находились в государственной унии.
дии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии, Швеции). В отно- шении Арктики действуют ряд универсальных конвенций (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др.); одна региональная конвенция – Соглаше- ние о сохранении белых медведей 1973 г.; множество двусторонних договоров арктических государств. Однако, в отличие от Антарктики, не существует международно-правового акта, определяющего статус Арктического региона в целом.
Канада и Россия, обладающие наиболее обширными арктически- ми территориями, придерживаются секторальной системы защиты своих интересов в этом регионе. Ее инициатором выступил в 1907 г. канадский сенатор П. Пуарье. 1 июня 1925 г. Канада впервые за- крепила эту инициативу на законодательном уровне путем принятия дополнения к Закону о Северо-Западных территориях. После этого Канада приняла ряд законодательных актов в отношении своих аркти- ческих территорий, которые базировались на секторальной концепции. В соответствии с положениями канадского законодательства сувере- нитет Канады распространяется на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами – меридианы 60 и 141 з.д. В законодательстве ничего не говорится о претензиях Канады на морские пространства в преде- лах сектора. Однако некоторые канадские политики и юристы стали толковать указанные положения законодательства расширительно, т.е. распространять их на морскую территорию, что встретило проти- водействие США и других государств. Для защиты своих интересов Канада 17 июля 1970 г. приняла Закон о предотвращении загрязнения арктических вод. Действие Закона распространяется на морские воды шириной 100 миль в пределах канадского сектора. Принятие Закона не уменьшило трений между Канадой и США в отношении статуса канадских арктических вод, которые сохраняются и до сих пор.
Президиум ЦИК СССР 15 апреля 1926 г. принял Постановление, которое объявляло территорией СССР все «как открытые, так и мо- гущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова», расположен- ные в Северном Ледовитом океане до Северного полюса в пределах между меридианами 32 04 35 в.д. и 168 49 30 з.д. Исключение составили острова норвежского архипелага Свальбард (Шпицберген), лежащие между 32 и 35 в.д. Границы, определенные Постановле- нием, образуют арктический сектор. В пределах этого сектора СССР претендовал только на земли и острова, но не на морские пространства
за пределами территориальных вод. Несмотря на это, ряд советских юристов (Е.А. Коровин, С.А. Вышнепольский, Г.М. Гуслицер и др.) сделали вывод о распространении положений Постановления и на морские территории, покрытые льдами. Официально же советское правительство ни разу не высказалось в поддержку этой точки зрения. В настоящее время в российских политических и научных кругах идет процесс переоценки арктической секторальной концепции.
США не разделяли позицию Канады и СССР в отношении Арк- тики и продолжают выступать против секторальной системы. Такой же точки зрения придерживается Норвегия. Оба государства считают, что за пределами территориальных вод в Арктике должны действовать свободы открытого моря. Дания, будучи сувереном Гренландии, мол- чаливо склоняется к точке зрения США и Норвегии.
Компромисс между двумя подходами, однако, не лишенный про- тиворечий, был найден в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению мор- ской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 миль. Важная роль в жизнедеятельности СССР, а теперь России при- надлежит Северному морскому пути (СМП), который долгое время считался национальной водной магистралью, закрытой для междуна- родного судоходства. Связано это было с проблемами холодной войны. Ее окончание способствовало открытию в 1991 г. СМП для междуна-
родного судоходства.
В последнее время все большую поддержку получает тезис, что Арктика – особый регион, нуждающийся в международно-правовой защите, что нашло выражение в Соглашении о сохранении белых мед- ведей 1973 г. (к сожалению, единственном соглашении регионального уровня). Особенно хорошо это понимает международная научная об- щественность. В 1989 г. по ее инициативе была образована неправи- тельственная организация – Международный арктический научный комитет, целью которого является объединение усилий ученых мира в решении всего комплекса проблем региона. С учетом экономического, экологического и научного значения Арктики и очень высокого уровня милитаризации региона остро назрела необходимость совершенствова- ния его международно-правового режима. Современная международная обстановка дает хорошие шансы на заключение рамочной конвенции в отношении Арктики, в дополнительных протоколах к которой можно было бы решить конкретные проблемы этого важного региона – ко- ренных народов, экологической безопасности, морского судоходства,
поэтапной демилитаризации и нейтрализации и др. Отправной точкой в этом процессе могли бы служить основные положения Договора о Шпицбергене 1920 г., закрепившие суверенитет Норвегии над Шпиц- бергеном на условиях его мирного экономического и научного освоения со стороны всех государств-участников при полной демилитаризации и нейтрализации архипелага. Норвежский стортинг 17 июля 1925 г. принял Закон о Свальбарде (Шпицбергене), а 7 августа 1925 г. коро- левской Резолюцией был утвержден Горный устав для архипелага. Оба документа вместе с Договором 1920 г. вступили в силу 14 августа 1925 г. В этих документах архипелаг получил новое название Свальбард1. К кон- цу ХХ в. в Договоре о Шпицбергене 1920 г. участвовало 41 государство2. Россия в Договоре участвует, а Украина нет, несмотря на то что немало ее граждан участвуют в добыче угля на шахтах поселка Баренцбург (о. Шпицберген). По положениям Договора 1920 г. Свальбард (Шпиц- берген) признается норвежской государственной территорией общего пользования. По своей юридической природе архипелаг Свальбард (Шпицберген) – это часть государственной территории Норвегии, однако на нем действует режим общего пользования в отношении всех государств-участников, включая суверена, сложившийся в силу меж- дународного обычая. При этом участники Договора 1920 г. должны соблюдать норвежское законодательство, действующее на архипелаге, которое в свою очередь не должно противоречить положениям Догово- ра. Представляется, что в будущей арктической конвенции рамочного типа было бы целесообразно использовать концепцию государственной территории общего пользования применительно к арктическим тер- риториям северных государств. Поскольку непростые политические, социально-экономические, экологические и другие проблемы Арктики не могут быть решены в индивидуальном порядке, они требуют объе- динения усилий заинтересованных государств. На первом этапе режим общего пользования арктическими территориями северных стран мог бы распространяться только на восемь государств Арктики, причем это не наносило бы ущерб их суверенитету, так как реализация данного режима будет базироваться на действии местных законов и правил. Неарктические же государства смогут принять участие в решении про-
1 Непонятно, почему Россия и Украина до сих пор используют в своем официальном лексиконе устаревшее название архипелага – Шпицберген.
2 После радикальных политико-правовых изменений на международной арене трудно указать точное число государств – участников Договора 1920 г. Автор данной главы учебника в октябре 1995 г. посетил МИД Норвегии с целью выяснить этот во- прос, но определенного ответа получить не удалось. Энциклопедические справочники указывают число 41. См.: http://www.answers.com/topic/svalbard.
блем Арктики на основе двусторонних договоров с государствами этого региона или иных международно-правовых средств.
В сентябре 1996 г. восемь арктических государств (Дания, Ислан- дия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подпи- сали в Оттаве Декларацию о создании Арктического совета – новой региональной международной организации.
Цели Арктического совета: осуществление сотрудничества, коорди- нации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктиче- ким вопросам; контроль и координация по выполнению экологических программ; разработка, координация и контроль за выполнением про- грамм устойчивого развития; распространение информации, поощре- ние интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.
В Декларации отмечается, что Арктический совет не будет занимать- ся проблемами военной безопасности и демилитаризации Арктики, несмотря на то что первоначально эта область планировалась как одна из приоритетных в его деятельности. Объясняется это тем, что Арктика является одним из самых милитаризованных и нуклеаризованных ре- гионов Земли. Коренные народы Севера, неправительственные орга- низации, научные центры, общественность северных стран настаивают на принятии срочных и эффективных мер по ограничению вооружений в Арктике с перспективой полной демилитаризации и нейтрализации региона. К сожалению, арктические государства не включили в перечень целей Арктического совета это важное направление сотрудничества.
Новой позитивной особенностью структуры Арктического совета является включение в нее в статусе постоянных участников представи- телей неправительственных организаций коренных народов Севера.
Неарктические государства могут принимать участие в работе Арк- тического совета в качестве наблюдателей. Считаем, что Украина как крупная морская и научная держава имеет собственные интересы в Арктике, а значит, должна принимать активное участие в деятельно- сти Арктического совета и в деле создания нового правового режима для этого региона, который бы учитывал и ее законные интересы.
§ 9. Международно-правовой режим Антарктики
Антарктика – значительный по площади регион земного шара, простирающийся от Южного полюса до 60 ю.ш. В данный регион входят континент Антарктида, острова вокруг него и южные части
Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Приоритет в открытии и исследовании Антарктиды принадлежит русским мореплавателям М.П. Лазареву и Ф.Ф. Беллинсгаузену, возглавившим первую антарк- тическую экспедицию 1819–1821 гг.
Начало ХХ в. ознаменовалось повышенным интересом ряда госу- дарств (Австралии, Аргентины, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, Франции и Чили) к Антарктиде, которые выдвинули терри- ториальные претензии на шестой континент. Советский Союз всегда выступал против территориальных притязаний на Антарктиду и резерви- ровал за собой право иметь свою собственную позицию в этом вопросе с учетом факта открытия континента русскими моряками. США также отвергали территориальные претензии на шестой континент.
После Второй мировой войны в Антарктике была проведена широкая программа научных исследований в рамках Международного геофизического года (1957–1958 гг.), в которой приняли участие уче- ные из 12 государств. Плодотворное международное сотрудничество и высокие научные результаты исследований способствовали тому, что правительство США выступило с инициативой созыва международной конференции с целью заключения договора по Антарктике. Такая конференция была проведена в Вашингтоне с 15 октября по 1 декабря 1959 г., и ее работа увенчалась подписанием 1 декабря 1959 г. бессрочного Договора об Антарктике, вступившего в силу в 1961 г. Россия участвует в Договоре об Антарктике. На 1 января 2009 г. в Договоре об Антарктике 1959 г. участвовало 46 государств.
Договор является важным правовым актом по обеспечению мира, безопасности и разностороннего сотрудничества в огромном по площади и значению регионе Земли. В ст. I Договора установлено: «Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия» (п. 1)1. Запрещено также производить любые ядерные взрывы и сброс радиоактивных отходов в Антарктике (п. 1 ст. V). Таким образом был установлен режим полной демилитаризации и нейтрализации Антарктики, включающий превращение ее в безъя- дерную зону. Однако Договор об Антарктике не запрещает использо- вание военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей (п. 2 ст. I). Включение этого положения объясняется особой суровостью климата Антарктики, поэтому военный персонал, по мнению ряда государств, с вверенным ему оборудованием сможет обеспечить проведение научных исследований в мирных целях в столь неблагоприятных климатических условиях.
Договор закрепил принцип свободы научных исследований (ст. II), а проблема территориальных претензий была решена оригинальным образом. Они как бы «замораживались», т.е. подписание договора не означало отказа от них, но никакие действия или деятельность в Антарктике не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет и порождать какие-либо суверенные права в период действия договора (ст. IV).
Для контроля за соблюдением положений договора в нем предусмотрена возможность проведения инспекций. Любое государство - участник может назначить наблюдателей, обладающих свободой доступа в любое время в любой район, на любую станцию и установку, включая морские и воздушные суда (ст. VII).
В ст. VIII Договора об Антарктике зафиксировано, что без ущерба для соответствующей позиции каждой договаривающейся стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначаемые в соответствии со ст. VII, и научный персо- нал, которым обмениваются станции и экспедиции договаривающихся сторон, а также все лица, сопровождающие наблюдателей и членов научного персонала, находятся в Антарктике под юрисдикцией той договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, в от- ношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций. Делегации Бельгии, СССР и США на конференции сделали официальное заявление, что положения Договора об Антарктике, касающиеся юрисдик- ции, не должны толковаться в том смысле, что правительство каждого из перечисленных государств соглашается на распространение юрисдикции иностранного государства над его гражданами.
В Договоре предусмотрен специальный механизм его реализации – Консультативные совещания государств-участников (ст. IX). В работе совещаний могут принимать участие 12 государств, подписавших его, и те из присоединившихся государств, которые ведут активную научно-исследовательскую деятельность в Антарктике. В настоящее время в Консультативных совещаниях принимают участие 27 государств, в том числе и Россия. В рамках Консультативных совещаний были разработаны Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г. и Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.
Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к договору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в консультативных совещаниях.
Договор об Антарктике бессрочный. В него могут вноситься изменения и поправки с согласия всех Консультативных сторон договора.
В 1988 г. по инициативе индустриальных государств была принята Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, вызвавшая противоречивую реакцию в мире и в силу не вступившая. С учетом необходимости особого внимания к охране окружающей среды этого региона в 1991 г. в Мадриде на XI сессии специального Консультативного совещания по Договору об Антарк- тике был подписан Протокол об охране окружающей среды в Антарктике, который запрещает проведение геологоразведочных работ в Антарктике в течение 50 лет. Цель этого документа – обеспечить экологическую безопасность Антарктики и превратить ее в природ- ный заповедник.
В настоящее время у России в Антарктиде имеется пять станций в рабочем состоянии: «Мирный», «Восток», «Новолазаревская», «Про- гресс» и «Беллинсгаузен» и три станции находятся в законсервирован- ном состоянии: «Молодежная», «Русская» и «Ленинградская». В Антарктиде с 1996 г. в соответствии с положениями Договора 1959 г. также работает и украинская научная станция «Академик Вернадский».
С момента принятия Договора об Антарктике прошло почти сорок лет. В целом он доказал свою жизнеспособность и эффективность. Вместе с тем ряд его положений были развиты в решениях Консуль- тативных совещаний и в конвенциях по сохранению ресурсов Антарктики. Таким образом, уже сложилась и функционирует система Договора об Антарктике.
В связи с тем, что Антарктика является одной из важнейших со- ставных частей климатической системы нашей планеты, а процессы, происходящие в атмосфере, ледниковом покрове и океане вокруг Антарктиды, являются определяющими в формировании глобального климата, включая климат умеренных широт Северного полушария, международному сообществу необходимо постоянно работать над совершенствованием системы Договора об Антарктике и повышением эффективности правового регулирования международных отношений в этом важном регионе земного шара
Эстоппель (ничего общего с аннулированием)
Венская конвенция о праве международных договоров
Принята 23 мая 1969 года
1. Принцип равного отстояния
2. Секторальный принцип (на исторически сложившиеся основаниях, международный обычай)
Русско-англ конвенция 1825,
1867 К об уступке Аляски, соглашение 1990 разграничение морских пространств СССР -Америка)
Канада 1994 г первые обозначили сектор на официальной карте.
США не признают права Канады, секторальный принцип.
КОМИССИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА , орган, сознанный на основе резолюции ген ассамблеи ООН.
Мировой океан(например)- в его отношении действует договорная норма - общая норма международного мерзкого права .
Арктические государства
Участники:
В Арктический совет входят восемь приарктических стран:
Дания
Исландия
Канада
Норвегия
Россия
США
Финляндия
Швеция
Специальный статус постоянных участников, дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического Совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики.