Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839)
Эпоха. Время правления императора Александра I. В начале своего правления император выступил с предложением проведения реформ государственного строя империи и крепостного права.
Основные работы: «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи».
М.М. Сперанский — представитель русского либерализма. Поэтому основу его политико-правовых взглядов, которые нашли выражение в его проектах государственных преобразований, составляют понятия свободы: личной и политической. Под политической свободой Сперанский понимал возможность, которая закреплена законом: «участия всех государственных классов... в действии законодательной, судебной и исполнительной власти».
Политическая свобода должна быть ограничена цензами: —> имущественным. Политическая свобода должна быть предоставлена лишь лицам, которые имеют недвижимость;
—> культурным. Противоположностью политической свободы является политическое рабство, когда воля одного лица является законом для всех.
Под гражданской свободой Сперанский понимал возможность обладать личными и имущественными правами: —> собственности; —> заключения договоров; —> на уплату налогов, установленных только согласно закону; —> подвергнуться уголовному наказанию только по решению суда.
Будущее российское общество представлялось Сперанскому сословным. Первое сословие составят дворяне.
Второе сословие составят люди среднего достатка.
Третье сословие составит народ рабочий: поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги.
Программа государственных преобразований М.М. Сперанского включала проведение следующих реформ: • крепостного права; • государственного правления; • законодательства.
Реформа крепостного права должна быть проведена в два этапа. Вначале следует законодательно ограничить власть помещиков над крепостными крестьянами, определив размер крестьянских повинностей и разрешив крестьянам приобретать недвижимость в собственность. Затем следует вернуть крестьянам древнее право перехода.
Реформа государственного правления: все государства в своем развитии проходят три ступени и в конце концов приходят к конституционному правлению: —> первая ступень — феодальная раздробленность государств Запада; —> вторая ступень — «феодальное самодержавие» государств Запада; —> третья ступень — конституционное правление.
Реформа законодательства была проведена при непосредственном участии Сперанского. Сперанский возглавил комиссию по составлению «Полного собрания законов Российской империи». В него вошли расположенные в хронологическом порядке, законодательные акты.
17.Джон Остин (1790—1859)
Эпоха. Стремительное увеличение количества изданных в Англии в первой половине XIX в. законов привело к изменению представлений о самом праве. Взгляд на право как средоточие традиций вытесняется взглядом на право как на совокупность законов. Право все более и более представляется инструментом политики государства и выступает как политическое требование.
Основная работа: «Определение области юриспруденции».
Остин разграничивает этику, которая имеет дело с моральными категориями, науку о законотворчестве, которая имеет дело с понятиями должного в праве, и собственно науку о праве — юриспруденцию.
Под позитивным правом Остин понимает приказы, установленные сувереном: «Для члена или членов независимого политического общества, в котором это лицо или орган представляет собой суверена».
Суверен для Остина — это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться.
Источники позитивного права различаются по способу выражения в них приказов суверена. Приказы суверена могут быть выражены: 1) прямо, т.е. непосредственно, и это суть законы государства; 2) косвенно, и это суть решения судей, обычаи, мнения ученых и практика частных юристов.
Для совершенствования законодательства Остин предлагал провести кодификацию права.
Иеремия Бентам (1748—1832)
Эпоха. В середине XIX в. господствующим в западном обществе мировоззрением становится либерализм. Либералы считали, что свободная деятельность индивидов при невмешательстве в нее государства способна привести к социальной гармонии.
Основные работы: «Фрагмент о государственном правлении», «Введение в основания нравственности и законодательства», «Конституционный кодекс», «План всеобщего и вечного мира», «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во времена Французской революции».
Признавая в качестве совершенной формы права только закон, Бентам критиковал систему прецедентного права Англии. Недостаток прецедентного права заключается в том, что оно создается без какого-либо участия народа и народу неизвестно. Это право Бентам называл «собачьим правом», сравнивая судей с хозяевами собак.
Вначале он выступал сторонником конституционной монархии. Бентам обращался к европейским монархам с предложением провести реформу права, в основе которой лежали бы принципы утилитаризма. Однако его предложения не получили у них поддержки. Затем он стал отдавать предпочтение республике как форме правления, способной достигнуть «наибольшего счастья наибольшего числа лиц».
В республике учредительная власть должна принадлежать народу и состоит прежде всего в праве народа избирать депутатов парламента на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Законодательная власть должна принадлежать парламенту — однопалатному органу. Депутаты парламента несут ответственность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбуждения в отношении них уголовных дел. Исполнительная власть принадлежит должностным лицам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.