Лев Иосифович Петражицкий (1867—1931)

Эпоха. XX в. характеризуется растущей дифференциацией юридической науки, связанной со специализацией правовых исследований. С развитием психологии как науки происходит обновление общей теории права и государства. Школа юридического позитивизма и социологическая школа права уже не могут доминировать в правоведении начала XX в

Основные работы: «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

Ключевым элементом теории Петражицкого является понятие «эмоция».

Петражицкий выделил два вида этических эмоций: 1) нравственные эмоции — переживания только нашего долга по отношению к другим, без признания за другими права требовать исполнения этого долга (вы не признаете за нищим права требовать от вас подачи милостыни); 2) правовые эмоции — переживания нашего долга по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга (работодатель признает за рабочими право требовать оплаты их труда).

Этим двум видам эмоций соответствуют представления о двух видах норм: 1) «нормы первого рода, односторонне обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы, мы будем называть нравственными нормами; 2) нормы второго рода, обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы, мы будем называть правовыми или юридическими нормами».

Классификации права.

I. Право интуитивное и право позитивное. Интуитивное право — это совокупность императивноатрибутивных переживаний индивидов, которые возникают без воздействия предписаний законов и обычаев. Позитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев.

II. Право официальное и право неофициальное.

Право официальное — это право, которое действует при поддержке государства.

Право неофициальное — право, которое не имеет поддержки государства. Это право предполагает существование социальных конфликтов и неофициальные способы их разрешения.

Ганс Кельзен (1881—1973)

Эпоха. В начале XX в. сложились основные правовые концепции гражданского общества. Юридический позитивизм продолжал разработку логики юридических конструкций, приемов толкования и применения правовых норм.

Основные работы: «Проблема суверенитета и теория международного права», «Общая теория государства», «Общество и природа: социологическое исследование», «Право Объединенных Наций», «Коммунистическая теория права», «Чистое учение о праве».

Кельзен определял функции норм права:

• регулируют человеческое поведение.

• предусматривают возможность применения принуждения к виновным лицам через причинение им зла.

Кельзен предлагает иерархическую концепцию права. Для него право — это иерархия норм, в которой действительность нормы каждого уровня проистекает из действительности нормы более высокого уровня.

Наивысшей и последней нормой иерархии, устанавливающей системное единство всех норм национального права, является гипотетическая основная норма.

Следующая ступень иерархии — «общие нормы», установленные в законодательном порядке или путем обычая.

Нижняя ступень иерархии — решения судей, действительность которых определяется «общими нормами».

Понятие государства. Кельзен выступает сторонником юридического подхода к пониманию государства. Государство — это определенный срез системы законодательства: • конституционного; • административного; • о судоустройстве. Государство — это «относительно централизованный правопорядок». Для знания о государстве достаточно знания официального законодательства. Таким образом, Кельзен отождествляет право и государство. Однако он отрицает идею правового государства, поскольку каждое государство имеет правопорядок.

Муромцев

Сергей Андреевич Муромцев (1850—1910) — Под влиянием концепции Иеринга, создал собственное учение о праве. "Очерки общей теории гражданского права", "Определение и основное разделение права", "Что такое догма права?".

Считал, что юриспруденция не может ограничиваться изучением только догмы права Теория права, как часть социологии в широком смысле, т.е. науки об обществе, как целостной системе, должна стремиться познать закономерности происхождения, развития и функционирования права как одного из видов социальных явлений.

Исходя из этого, Муромцев считал, что право – это отношения, сложившиеся между людьми на основе интереса, т.е. в основе права лежат интересы индивида, общественных групп и т.д. На основе этих интересов и возникают разнообразные отношения, регулируемые с помощью различных санкций: религиозных, моральных, юридических. Юридическая защита осуществляется судьями, должностными лицами, которые должны применять только те нормы, которые соответствуют правопорядку. Если норма противоречит правопорядку, то необходимо уклоняться от ее применения или должным образом «искусственно интерпретировать ее, применительно к новому содержанию». Именно суду и администрации, а не законодателю предназначена роль действительных творцов правовых норм.

Шершеневич

Гавриил Феликсович Шершеневич (1863 – 1912) – философ, социолог, правовед.

Методологической базой учения Шершеневича является позитивизм, опирающийся в созданной им философии права на принцип юридического формализма, а в социологии – идеи социал – дарвинизма, экономического материализма и различных психологических школ. Шершеневич формулирует ключевые положения своего политико – правового учения:

1) В основе деятельности человека лежит его биологическая организация, и прежде всего – инстинкт самосохранения;

2) Общество формирует у индивида социальные потребности (общение с другими людьми), физические (одежда, пища, жилище) и психические (познание, творчество).

3) На определенном этапе исторического развития происходит появление совокупности индивидов (общества), обладающей специфическими признаками – общий интерес, сотрудничество, организация;

4) Для того, чтобы общество успешно функционировало, требуется преобладание общих интересов над частными.

5) Поскольку любая человеческая деятельность характеризуется целесообразностью, общество должно быть нормально организовано.

7) На протяжении всей своей истории человек все более социализируется, у него образуется наследственная зависимость от общества, формируется “социальная природа”;

8) В основе соблюдения человеком правовых норм лежит страх наказания. Право создается государством, и представляет собой итог борьбы интересов властвующих и подвластных;

9) Сила и эффективность государства прямо пропорциональна сплоченности и организованности гражданского общества (слабая сплоченность – сильная власть, и наоборот) – что превращает их в антагонистов;

12) При этом власть государства не должна быть сильнее самого общества – иначе это перерастает в опасную гипертрофию;

13) Власть государства не связана правом и возвышается над ним – таким образом, по своей природе государственная власть есть сила, а не право. Более конкретно это означает, что государство само создает нормы, и определяет принципы их применения;

14) Тем не менее, государство установив нормы, обязано их соблюдать их – что необходимо для сохранения стабильности политического режима.

В общем смысле, сорблюдение законов государством и его поддаными, как полагает Шершеневич, определяется степенью их вовлеченности в общекультурный прогресс, в результате которой чувство законности все сильнее утверждается в сознании человека и общества.

Наши рекомендации