Внутренняя политика царя Михаила Романова.
Первые годы правления Михаила. Молодой царь Михаил Федорович вступил на престол в 16-летнем возрасте, не будучи подготовлен к многотрудной деятельности по управлению государством.
В первые годы (1613-1619) огромное воздействие на царя оказывали почти постоянно заседавшие Земские соборы. Значительным в эти годы было и личное влияние его матери — инокини Марфы (Ксении Ивановны Шестовой), а также Салтыковых, его ближайших родственников по матери, и дяди Ивана Никитича Романова. В этот период в основном решались чисто политические вопросы завершения борьбы с агрессивными намерениями Польши и Швеции, с амбициозными претензиями Заруцкого и Марины Мнишек, поддерживаемых казачеством, а также с бродящими по России остатками тушинских отрядов, превратившихся в настоящие разбойничьи шайки (особенно выделялись отряды атамана Баловня и польского шляхтича Лисовского). Этой борьбе сопутствовало мощное народное восстание в 1614-1615 гг., охватившее Средневолжский край и с большим трудом подавленное войсками московского правительства. Завершением Смутного времени стал разгром сил Заруцкого в 1614 г., замирение внутриполитического положения страны в 1615-1616 гг. (победа над отрядами Баловня и Лисовского), переговоры с Польшей и Швецией в 1616-1618 гг. и заключение Столбовского мира со Швецией (февраль 1617 г.) и Деулинского перемирия с Польшей (декабрь 1618 г.).
Правительство Филарета. Положение резко изменилось после возвращения из польского плена отца царя — Федора Никитича (Филарета), энергичного и умного политического деятеля. Сразу же по возвращении (июнь 1619 г.) Филарет был провозглашен патриархом с титулом «великого государя» и взял в свои руки все нити управления государством, пользуясь неопытностью и мягким характером своего сына. Так продолжалось вплоть до смерти Филарета в октябре 1633 г.
Таким образом, фактически в стране в 1619-1633 гг. существовало двоевластие. Оно было настолько явным, что на это обращали внимание современники. Так в 1621 г. двое придворных заспорили, какое назначение выше: которое исходит от «государя святейшего патриарха» или от «государя царя и великого князя». Вопрос оказался настолько щепетильным, что потребовалось специальное решение Боярской думы, которая вынесла гибкий вердикт: «Какой он, государь, таков и отец его государев, святейший патриарх, и их государево величество нераздельно».
Вокруг Филарета сформировалось правительство, в которое вошли его брат Иван Никитич Романов, племянник Иван Борисович Черкасский, шурин Борис Михайлович Лыков и герой обороны Смоленска в 1609-1611 гг., личный друг Филарета Михаил Борисович Шеин. Это правительство в 20-е годы сумело провести ряд мероприятий, способствовавших выходу страны из тяжелейшего хозяйственно-финансового состояния послесмутного времени.
В 20-30-е годы постепенно восстанавливается экономика страны, хозяйственное благосостояние дворянства, платежеспособность тяглого населения, укрепляется материальная база посадов, усиливается централизация управления, реорганизуются вооруженные силы.
Особенно большие изменения происходят в социально-политической структуре государства. Восстанавливается и получает завершение приказная система управления. Усиливается централизация управления страной. На местах, во всех городах и административных центрах правят воеводы с помощью «приказных изб». Земские соборы после возвращения Филарета собираются все реже и носят все более формальный характер, что свидетельствует об утверждении основ самодержавия (абсолютной власти монарха).
Проводятся важные мероприятия социально-экономического характера. Правительство Михаила Федоровича изначально считало крестьян прикрепленными к земле, постоянно действовали «урочные годы», в течение которых владелец мог требовать возвращения крестьян, росли повинности тяглого населения. Нехватку средств правительство старалось возместить сбором чрезвычайных налогов — пятин, часто носивших разорительный характер.
В 20-е годы проводится новое посошное описание земель и в интересах дворянства вводится так называемая «живущая четверть» (налоги платятся только с той части земли, которая «живет», то есть обрабатывается). В конце 30-х годов вводится «подымный сбор» (каждый «дым», то есть отапливаемый дом, платит отдельный налог). Все это являлось подготовкой перехода к подворному обложению, что и произошло в 70-е годы XVII в.
В результате проведенных мероприятий экономический кризис, характерный для страны в начале века, постепенно ликвидируется, а политический строй укрепляется. Это дало возможность к началу 30-х годов перейти к попыткам решения назревших внешнеполитических проблем.
Социально-политические мероприятия в 30-40-е годы. В 30-40-е годы решался ряд крупных государственных задач, главным образом военного характера. Среди них — попытка создания новой боеспособной армии, так называемых полков «нового строя». С этой целью устанавливаются периодические сборы «даточных людей» (прообраз рекрутов) с тяглого населения; формируются специализированные отряды: полки рейтарские (конные), драгунские (конно-пешие) и солдатские (пешие); улучшается вооружение армии (для чего создается в 1632 г. оружейный завод в Туле и увеличиваются зарубежные закупки); с помощью иностранных инструкторов и офицеров вводятся элементы обучения военному искусству. В России началось формирование профессиональной регулярной армии. Эти преобразования требовали больших средств и привели к значительному увеличению налогового бремени посадского и сельского населения.
Большой помехой для развития России являлись, хотя уже и редкие, но очень разорительные набеги крымских татар. Они продолжали составлять угрозу для южных рубежей. В 40-е годы возникла проблема калмыков, ослаблявших позиции России в Нижнем Поволжье и на Кавказе.
Поэтому правительство приняло решение укрепить южную и юго-восточную пограничную полосу. В 1635 г. началось грандиозное строительство, которое тяжелейшим бременем легло на плечи тяглого населения. Оно продолжалось более 20 лет и завершилось в 1656 г. За это время была восстановлена старая Заоцкая черта (по линии Рязань — Тула — Одоев) и построены три новых: Белгородская линия (от Белгорода до Тамбова через Воронеж), Симбирская черта (от Тамбова до Симбирска через Саранск) и Закамская черта (от Белого Яра до Мензелинска через Билярск). Сооружение оборонительных линий и засечных черт позволило не только защитить южные и юго-восточные границы от набегов крымских татар и кочевых племен, но и начать хозяйственное освоение плодородных степных районов (так называемого «дикого поля»).
Вместе с тем грандиозное строительство, равного которому еще не знала страна, вызвало резкое усиление тягот населения (в связи с постоянным повышением налогового гнета и мобилизациями на строительные работы) и приборных служилых людей южных городов, которые несли на себе повинности по организации возведения оборонительных военных сооружений. Не могли приветствоваться крестьянскими массами и такие крепостнические меры правительства, как повышение срока сыска беглых крестьян от пяти до девяти лет в 1637 г. и до 10-15 лет в 1641 г. (до десяти лет — для беглых, до пятнадцати — для насильственно вывезенных). Посадское тяглое население было также недовольно ростом налогового бремени, тяжесть которого к 30-м годам удвоилась по сравнению с концом XVI в., и произволом царских воевод и приказной администрации. Все это вместе взятое осложнило социально-политическую обстановку в стране к середине 40-х годов, поставило ее на грань нового кризиса и привело к народным движениям в 1648-1650 гг.
В конце 30-х - начале 40-х годов XVII в. Россия оказалась в состоянии военного противостояния с Турцией. К этому привел захват донскими казаками (формально не подчиняющимися московскому правительству) турецкой крепости Азов (1737). Пять лет казаки удерживали Азовскую крепость в своих руках (так называемое «Азовское сидение»), неоднократно предлагая Москве взять ее под свой контроль. Правительство два раза по этому поводу собирало Земские соборы (в 1637 и 1642 гг.), но не получило поддержки и вынуждено было отказать казакам, предложив им сдать крепость туркам, что они и сделали в 1642 г. Мирные отношения с Турцией были сохранены еще на 35 лет (до 1677 г., когда началась серия российско-турецких военных конфликтов и войн).
Большое значение для России периода царствования Михаила Федоровича, особенно в 30-40-е годы, имело установление более широких, чем ранее, контактов с Западной Европой. Именно в это время в Москве создается так называемая Немецкая слобода (район поселения приглашенных на службу иностранных мастеров, многие из которых остались в России на постоянное жительство), страну посещает несколько голштинских посольств (в составе которых, кстати, находился Адам Олеарий, описавший Россию 30-х годов XVII в.), а в начале 30-х годов голландским купцом Андреем Виниусом создается первый в стране медеплавильный завод (мануфактура).
Таким образом, в период царствования Михаила Федоровича в основном восстанавливается народное хозяйство после тягот Смутного времени, укрепляется внешне- и внутриполитическое положение страны, создаются условия для дальнейшего укрепления самодержавия.
После окончания Смутного времени и избрания царем Михаила Романова в стране сложилась новая политическая обстановка. Заметную роль в управлении государством играли Земские соборы, которые решали вопросы внешней политики, финансов, налогов. При царе Михаиле Земские соборы собирались регулярно. Слабая еще царская власть нуждалась в поддержке различных социальных групп — боярства, дворянства, духовенства, посадских и служилых людей, крестьян.
2. Органами государственного управления являлись приказы. Количество их доходило до 80. Они ведали определенной отраслью управления, можно выделить несколько групп приказов:
> приказы служилых людей;
> финансовые;
> судебные;
> военные;
> областные;
> дворцовые;
> посольские.
При царе Алексее Михайловиче был учрежден Приказ тайных дел, который контролировал деятельность других приказов, им руководил не боярин, а царь. В приказах трудились дьяки и подьячие, выходцы из духовенства, купечества, посадских людей. Так формировался аппарат чиновничества — профессиональный аппарат управления государством. К концу XVII в. численность приказных людей достигла 3 тысяч человек. Дела приказами решались долго, процветали взяточничество, казнокрадство, мелочная опека сверху.
3. Основной административной единицей страны были уезды, . которые делились на станы и волости. Во главе уезда стоял воевода, назначавшийся из Москвы. Воевода — это одновременно военачальник, администратор, судья, сборщик налогов, полицейский. Содержало воевод местное население, их общая численность составляла около 2 тысяч человек. В 1649 г. Земский собор принял новый свод законов — Соборное уложение. В 11-й главе уложения
> были отменены «урочные лета» и установлена потомственная зависимость крестьян от помещиков;
> имущество крестьянина признавалось собственностью помещика и могло быть продано за его долги; помещик сам наказывал крестьян (кроме государственных преступлений) — крестьянин становился юридически бесправным, его можно было продать, обменять и т. п.;
> укрывательство беглых крестьян наказывалось кнутом, тюрьмой, за убийство чужого крестьянина помещик должен был отдать своего лучшего крестьянина с семьей;
> дворяне могли передавать поместье по наследству при условии, что сыновья будут служить, как и отец.
Таким образом, в середине XVII в. происходит юридическое оформление крепостного права. Крестьяне были подразделены на две большие категории: крепостные и государственные (черносошные), зависимые от государства. В конце XVII в. 56% крестьян были крепостными, 21 — государственными, 16 — принадлежали церкви, 7% — царскому двору. В это же время постепенно стираются грани между вотчиной и поместьем, между дворянами и боярами. Дворянство усиливается политически и экономически.
(а это, чтобы поразить своей эрудированностью)
Вооруженные силы в XVII в.
1. Весь XVII век для России прошел в тяжелых и длительных войнах. Дворянское ополчение утрачивало свои боевые качества, более сильное стрелецкое войско было малочисленным. Дворяне часто уклонялись от походов, стрельцы в мирное время занимались торговлей, ремеслом, а не военной подготовкой.
2. В 1630 г. началось создание «полков нового строя», которые формировались из добровольцев. Во время войны в «полки нового строя» набирали так называемых «даточных людей»: каждые 25 крестьянских и посадских дворов давали в армию одного «даточного», который служил пожизненно. Этим была заложена основа будущей системы петровских рекрутских наборов.
3. Были созданы пехотные, конные и конно-пешие полки. Их вооружали за счет казны, давали лошадей, платили жалованье. В качестве дополнительной военной силы использовались казаки Дона, Яика, Терека. К концу XVII в. в России было 40 солдатских, 26 конных полков, 4 тысячи орудий.
Подводя итоги, можно сказать, что в политическом отношении Россия в XVII в. постепенно превращается в абсолютную монархию, формируется профессиональный аппарат управления, вводятся новые законы (Соборное уложение 1649 года), которые направлены на защиту интересов высших сословий.