Государственная школа в российской исторической науке.

Представители государственной школы считали главной силой в истории надклассовое государство, выражающее якобы интересы общества в целом. Употребляемый также термин «юридическая школа» отражает характерное для поздних представителей этого направления. преобладающее обращение к юридическому законодательному материалу. Теоретико-философской основой работ историков гос. Школы стала идеалистическая философия Г. Гегеля с её апологией монархического государства. В отличие от исторической школы С. М. Соловьева представители гос. Школы отказались от идеи исторической закономерности. Её основатель Б. Н. Чичерин сформулировал в конце 50-х гг. 19 в. основные положения Г. ш.: 1) утверждение государства как движущей силы русской истории; 2) обоснование его господствующей роли в русской истории особенностями природных условий; 3) вытекающее отсюда противопоставление истории России истории др. народов, прежде всего Западной Европы (сборник «Опыты по истории русского права», 1858, и др.). Создалась классическая формула государственной школы. о «закрепощении и раскрепощении сословий государством» как определение социального содержания русской истории. Всесилие государства объяснялось природными условиями: степь препятствовала образованию прочных обществ; народ представлялся «одиночными, блуждающими лицами», «затерянными в необозримом, едва заселённом пространстве». Этому противопоставлялась организующая роль государства, которое образовывало сословия и закрепляло их на службе общественным интересам. Чичерин считал, что все преобразования могут осуществляться только государством. В этом выводе отразились стремления русской буржуазии к реформам, осуществляемым сильной властью, способной предотвратить демократическую революцию в стране. Положения Чичерина воспринял К. Д. Кавелин, в конце 60-х гг. к Г. ш. примкнул В. И. Сергеевич, для которого характерна подмена комплексных исторических процессов законченными юридическими формулами и неизменными юридическими отношениями. Теории Г. ш. следовали А. Д. Градовский, И. И. Дитятин и многие др. историки. Отказ от принципа закономерности послужил основой для сближения с Государственной школой М. П. Погодин, признавшего её положения в своих поздних работах («Древняя русская история до монгольского ига», т. 1—3, 1871). Отдельные положения государственной школы. нашли отражение в работах С. М. Соловьева, принявшего в последний период деятельности тезис о «закрепощении и раскрепощении сословий», но сохранившего до конца основной принцип единства внутренней закономерности и органичности исторического развития. В дальнейшем представители данного направления пытались связать свои концепции с новыми прогрессивными явлениями в исторической науке (интерес к проблемам экономического и социального развития), например В. О. Ключевский. Но в целом положения Государственной школы стали в конце 19 в. использоваться в борьбе с утверждением идей марксизма в России. Наиболее ярким выражением этого были работы П. Н. Милюкова. Историки данного направления. детально изучали политическую историю, историю государственных учреждений и права, но отвергали самую возможность единства всемирно-исторического процесса. Теория Г. ш. в начале 20 в. отражала всё углублявшийся идейно-методологический кризис русской буржуазной историографии.

Представители: Кавелин Константин Дмитриевич работа "Дворянство и освобождение крестьян" (1862) К. выступил против идеи конституции с апологией сильной самодержавной власти. С конца 50-х гг. всё более сближался со славянофилами. В 1866 представил царю глубоко консервативную записку "О нигилизме и мерах против него необходимых". В 60—80-х гг. К. выступал против материализма в вопросах психологии и этики. Исторические взгляды К., ставшего наряду с Б. Н. Чичериным основателем государственной школы, наиболее отчётливо сформулированы в работах: "Взгляд на юридический быт Древней России" (1847), "Краткий взгляд на русскую историю" (1887), "Мысли и заметки о русской истории" (1866). Он развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. По мнению Кавелина, государство явилось высшей формой общественного бытия в истории России. Специфической особенностью творчества Кавелина являлось то, что общие вопросы истории он освещал через призму правовых отношений, придавая своему изложению, облечённому в публицистическую форму, острополитический смысл. Чичерин Борис Николаевич ученик Т. Н. Грановского. В 1853 защитил магистерскую диссертацию "Областные учреждения России в XVII в." В 1866 защитил в качестве докторской диссертации книгу "О народном представительстве" (1866) С середины 1850-х гг. Чичерин — один из лидеров либерально-западнического крыла в русском общественном движении.. Ч. характеризовал крестьянскую реформу 1861 как "лучший памятник русского законодательства", резко отрицательно отнёсся к деятельности революционных демократов, осенью 1861 выступил против студенческого движения, поддерживал реакционную политику правительства в отношении Польши и Польского восстания 1863—64. Сформулированный Ч. политический принцип "либеральные меры и сильная власть" встретил поддержку в правительственных кругах. В своих сочинениях Ч. развивал идею постепенного перехода путём реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства. Ч. — виднейший теоретик т. н. государственной школы в русской историографии, создатель теории "закрепощения и раскрепощения сословий", согласно которой правительство в 16—17 вв. создало сословия и подчинило их себе в общегосударственных интересах; впоследствии, когда в ходе исторического развития нужда в "насильственной пожизненной службе сословий" отпала, оно якобы начало их раскрепощать. Эта концепция явилась теоретическим обоснованием дворянского либерализма, в основе которого лежала идея реформ "сверху".

40. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский: проблема преемственности научных тради­ций.

Сущ 3 различ т.з. в как отн нах концеп Сол и ключ. 1)Ключ не создал ничего нового, полн перенял концеп сол.

2) М/у ними ничего общего нет, абсол различ концепц.

3)Ключ последов Соловьева, но он не б представит гос шк., т.к. добав нов черты, кот не харак.

Солов б гегельянцем, Ключ-позитивистом.КлюR ист пч кроме изуч гос ист(гос шк-Солов), изуч др факты-соц, нравс, дух. Общее у них концепц колонизации. Ключ выступал сторонник идеи многофакторности развития, отсюда иное решение ? о роли личности В ранних п-х св работ Ключ повтор Солов, а со t смуты нач изуч с-э факторы, поэт ист проц у Ключ более объемен, комплексный и широкий. Оценив Ив Гр Ключ говор, что его пол напрв на укреп самодерж, но перестарался и Смута. Соловьев-это послед всплеск родовых отношений. Оценив П1 Солов «+», начало освобожд сословий, улучш быта кр, начало конца кр пр.Реформы б продуманны, царь ориент на нужды народа. Ключевский-критик П1, шел процесс раскрепощения крест, но усиления кр. пр.. У П1 не б продуманной программы, подчерк сиюминутный, военно-фискал харак реф. Т.о. Солов был представ гос шк, а ключ продолжил, но многое добавил. Под влиянием традиц Сол и Ключ нах вся дорев наука. Росс наука в лице ключ R самрст и оригинально, и в некот плане д/е шла вперед европ: например соц ист в Рос в лице Ключевского появ в 19 в, а в герм и/ф появ 2 пол 20 в.

41.Российская историческая наука в начале XIX - начале XX вв.: школы, направ­ления, представители

Одной из важн черт ист науки стали методол искан. В послед трети 19 в.-филос и методол позитив-ма.-поставил задачи открыт систем общеисторич з-ов-в каждой науке (социол) есть з-ны кот хара-ны для них. Также и обществоведы д/ы найти св з-ны. Писарев один из перв позитив. Больш значен для развит рус кист/гр имели идеи Спенсера-изуч об-ва отталкив из биолог з-ов. Сторон б Виноградов. Он убодобл разв об-ва развитию организма. Широк признател имела психол школа позит-ма. Психика имеет роль в обществ разв-этому тезису посвящ много работ (Милюков, Пресняков, Рожков). Позит привлек св идеями о закономерн прогрессив хар-ре истор процесса (сергиевич, Милюков, Ключевский). Принцип объективизма-в основу анализа прошлого лежат факты и только факты, влияние познающего субъекта на процесс познания считает либо не желательн либо сводил к минимуму. Ориент на обобществлен хар-р познания объективно способствует не т/о тщательн изучен источн и фактов но и реш учен ряда круп историч проблем. Позит-там импонировал то что воз-но в изучен человеч прошлого достич такой же объективн как и в естествен науках, при помощи тех же рационал методов.

Недостат позит-ма б то, что позитивист идеология стремит изуч об-во по примеру естеств наук. При этом своеобраз и сложность ист науки терялось.С к.19 в нач-ся критика позит-ма, приходит осознание роли случайн в природе и общ-ве. 1902-сборник «Пробл идеолизма»-антипозитивист. Направлен.

В н.19 века методология ст формироваться как н. дисциплина→историки нач заним пробл методологии. 1 пол 19 в. R в русле классич философ Шеллинга и Гегеля. Романтизм. 50-60 гг. положения гегельянства перестают удов лист. В посл трети19 в. видн место заним методолог и филос позитивизма(О.Конт)-н.б. огранич изуч фактов и явлений, не пыт вникнуть в их суть, задача ист-в-открыть } общеист з-в. Представление о закономер прогресс R ист проц. На р.19-20 вв.-кризис ист науки→поиск выхода→критика позитивизма(Л-Данил, Виппер):

1) эмпирио-критицизм(Виппер)-отказ ист в способности достичь объективности, т.к. сам объект несет на себе черты субъекта.

2) неокантианство(Риккет-идея о коренном различии н. по методам: н.о природе-номотетические методы-естествозн-выделить общие черты з/м законы; н.о ку-идеографические методы-выявлять особенное). Ведущ позиц в отеч ист мысли заним неокант.Ист выбир из многообразия то, что имеет значение для ист R.Ку. ценности(религия, ц., пр) сущ независимо от субъект роли ист.

В сов и/ф кризис р.19-20 в.-кризис бурж н., выход –переход на марксист методол. Заним опред позиц, но не вед.Т.о. характ черта методол эт п-да-отсут един, универсал методологии, многообразие и свобода в R ист н.

В к19-н20 вв росс ист R в круп центрах, связ с универами. Слож Моск и Пет шк.Глав отлич отнош к и/ч Петер-трепетное, реалистич. Моск-разрабат теории, концепции, схемы. Пет шк: Б-Рюмин-заним изуч ПВЛ, вклад в R и/чведения, «Р.ист»,Платонов-Древнерусс сказ и повести о смут t как ист и/ч. Моск шк-Соловьев, ключ, милюков, Богословский. Милюков-очерки по ист рус ку, теория контраста.

Разводить эти направления нельзя, т.к. представители 1 науки, влияли др на др.

М/о выделить 4 осн направления:

1) консервативное-Иловайский, Тихомиров, дубровин. Иловайский-учеб пособия, оч популяр, приоритет отдавалсчя ист гос-ва, полит деят, выс информативность, обращ к и/ч.

2) либеральное-Милюков, Павлов-Сильванский, Шмурло, Киззев. П_сильв заним проблемами феод в Др Руси, б западником, счит, что ист рос не самобыт явление. Созд концеп-единства пути Р и Запада.

3)народн/демократ-Семевский-крест?, Мельгунов, Мякотин

4)марксист-Струве, Туган-барановский, покровски

Наши рекомендации