Меет ли термин бюрократия как понятие социальной философии отрицательный оценочный смысл в философии? Каковы главные признаки бюрократии, согласно современной социальной теории?
Бюрократия (франц. bureaucratic, букв. господство канцелярии, от франц. bureau бюро, канцелярия и греч.сила, власть, господство), специфич. форма социальных организаций в обществе (политич., экономич.,идеологич. и др.), существо которой заключается в отрыве центров исполнит. власти от воли и решенийбольшинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчиненииправил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления; ведёт к возникновениюпривилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ними (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 115). Б.присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда властьсосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы.
Формы Б. менялись па протяжении истории в связи со сменой эксплуататорских обществ.-экономич.формаций. Если в докапиталистич. формациях Б. существовала прежде всего как форма политич.организации, то в период господства капиталнстич. отношений она становится формой организации экономич.жизни. С развитием гос.-монополистич. капитализма Б. превратилась в универсальную форму социальнойбурж. организации, начиная с монополий и кончая различного рода добровольными организациями.
Б. не тождественна организации и организованности вообще. В 20 в. в развитых индустриальных странахотмечается рост организованности во всех сферах жизни. В экономич. области это выразилось ввозникновении производств. комплексов и централизации управления ими, в политической — вформировании но-литич. партий, в области культуры — в возникновении централизов. сети средств массовойкоммуникации, и т. д. Объективный ход социально-экономич. развития в 20 в. приводит к выработке общихпринципов работы социальных организаций, которые включают структуру управления, иерархию должностейи постов, строгое разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях,дисциплину. Все эти правила необходимы для работы организации и сами по себе ещё не означают Б.Бюрократия — это независимость аппарата власти от исполнителей, подавление инициативы отд. частейорганизации. Условия бюрократия, организации формируют специфпч. тип личности, главнымипсихологическими и моральными чертами которой являются политический, идейный и моральныйконформизм, ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей иинтересов.
Впервые науч. понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе «К критике гегелевскойфилософии нрава» Маркс показал, что Б. заключается прежде всего в потере организацией содержат. целисвоей деятельности, в подчинении правил её функционирования, деловых принципов задаче сохранения иукрепления её как таковой (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 270). Именно отсюда Маркс выводил такиечерты Б., как формализм, бездушие, крючкотворство, бю-рократич. произвол. Как писал Маркс, бюрократия«...вынуждена ...выдавать формальное за содержание, а содержание — за нечто формальное.Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи — вгосударственные» (там же, с. 271). Строгие правила и жёсткие предписания в Б. уживаются с возможностьюпринимать волюнтаристские решения, что особенно ярко демонстрирует прак-тика работы буржуазнойполицейско-бюрократпч. машины.
Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политич. жизни. В работе«Восемнадцатое брюмера Лун Бонапарта» Маркс сформулировал задачу слома бурж. бюрократич. машиныкак первое условие победы социалистич. революции. В. И. Ленин в работе «Государство и революция»разработал принципы ликвидации Б. в ходе победоносной социалистич. революции.
Явление Б. привлекает особое внимание бурж. учёных с нач. 20 в., когда рост бюрократич. организацийпринял огромный размах. Основы бурж. социологич. концепций Б. были заложены в работах нем. социологаМ. Вебера, который рассматривал Б. как естеств. и необходимую форму всякой социальной организации. Самтермин «Б.» приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к организации вообще. В таком же смыслеон употребляется во многих немарксистских социологич. работах. Безличность, рациональность, строжайшаярегламентированность, ограниченность ответственности в атих работах считаются идеалом всякойорганизации.
Непосредств. итогом развития Б. являются процессы роста отчуждения во всех сферах жизни бурж.общества, атмосфера конформизма. Б совр. бурж. общества и защищающие её концепции вызывают резкуюкритику со стороны марксистов. Она также подвергалась критике со стороны либерально настроенных учёныхв бурж. странах.
?кт. революции 1917 в России разрушила старую полицейско-бюрократпч. машину. Ленин в качествеодной из осн. задач по созданию демократич. аппарата власти выдвинул задачу изгнать из гос. аппарата«...все следы излишеств, которых в нем осталось так много от царской России, от еебюрократическо-капиталистиче-ского аппарата» (ПСС, т. 45, с. 405). Борьбу с бюрократизмом Ленин рассматривал не толькокак борьбу с пережитками старого социального строя, но и как предупреждение извращений, возможных вусловиях социализма в результате нарушения норм социалистич. демократии. Гл. орудием предотвращениябюрократич. стиля руководства в условиях социализма Ленин считал всестороннее развитие внутрипарт., гос.и хоз. демократии на основе принципа демократического централизма. В условиях социализмавырабатывается не только принципиально иной, в отличие от буржуазного, тип социальной организации,постоянно осуществляется контроль за соблюдением норм и принципов социалистич. демократии. Развивая ирасширяя сеть организаций (экономич., политич., культ.-просвет, и др.), укрепляя централизм иединоначалие, борясь за дисциплину и ответственность в выполнении своих обязанностей каждым членоморганизаций, социалистич. общество одновременно решительно борется с бюрократич. извращениями,расширяет возможность для привлечения масс к управлению обществ. жизнью и отд. организациями.
4 Сравните понятия «менталитета» - «общественного сознания» - «общественного мнения». Как происходит формирование этих феноменов? Под воздействием каких факторов меняется их содержание?
Менталитет (фр. Mentalite) – образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии ипублицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Менталитет – весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов изоморфизского толка, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, а также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет – мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, – интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию.
Менталитет (франц. Mentalite, от позднелат. mentalis – умственный),образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. Понятие М. утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка XX в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского М. – духовность, коллективизм (соборность), широта души. М. культуры – глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.
С.Б. Переслегин, определяя понятие менталитета, считает, что "менталитет включает в себя систему ценностей данной личности и характерный для нее набор целей (стратегических и тактических, жизнесодержащих и жизнеобеспечивающих)".
Менталитет общества определяется как глубинный уровень общественного сознания (включая и бессознательное), как устойчивая система жизненных установок. При этом установка – это определенный «фон» восприятия явлений, она определяет отношение к явлениям и, следовательно, характер деятельности. В силу того, что менталитет - это совокупность наиболее общих черт, средняя для всех слоев и социальных групп населения данного общества в целом, можно выбрать некоторые частные случаи формирования признаков, которые, конечно, будут только подмножеством многочисленных составляющих менталитета.
Менталитет, с точки зрения философии и культурологи, – феномен, в сущности и структуре которого раскрываются специфика индивидуального и общественного сознания, механизмы и содержание познавательных процессов, особенности мировосприятия человека и природа поведенческих стереотипов в мире культуры.
Во взаимоотношениях с сознанием менталитет выступает в значении неотрефлексированных впечатлений, представлений, образов, на основе которых человек воспринимает и истолковывает мир. Следовательно, менталитет не тождествен сознанию, он не совпадает с образами действия и тем более с высказываемыми человеком мыслями. Менталитет стоит за ними и определяет границу между тем, что человек может помыслить и допустить, и тем, что он ощущает как «немыслимое», «невозможное».
Менталитет базируется не на системе логических категорий и понятий, а на противоречивых, «вживленных» образах, или стереотипах мнений, представлений, действий, которые предрасполагают человека к определенным типам реакций. Менталитет – своеобразный механизм, определяющий характер долговременных форм поведения и мнений человека в рамках той или иной общности.
Феномен менталитета обнаруживает неконфликтность природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального иобщественного в природе человека.
При помощи понятия «менталитет» возможно охарактеризовать широкий спектр культурных феноменов – от культурных трафаретов, традиций, этапов духовного развития культуры до образа мыслей, душевного склада, типа мышления различных общностей.
Менталитет, ментальность (от англ. mentality, фр. mentalite) – представляют собой умонастроение, особый духовный склад ума, источник мышления, мироощущение, мировосприятия, идеологии, веры; особенность индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных целей, моделей поведения; индикатор специфических черт социализации человека и социальных групп, их самобытности и суверенности; способ видения мира, устойчивые рациональные и эмоциональные, логические, чувственные, правовые и ценностные воззрения, устойчивые мысли и образы, обобщенные и распространенные представления о политических реалиях, ценностях и идеалах.
Менталитет выступает как характеристика состояния уровня и направленности сознания (индивидуального и группового), его способности к усвоению норм, принципов и ценностей жизни, к адаптации к условиям социальной среды, воздействию на нее, к воспроизводству опыта предшествующих поколений. В политологии и социологии получил распространение термин «ментальное пространство», обозначающий сферу деятельности личности, социальной группы в условиях которой находят свое своеобразное и многогранное проявление мироощущение и мировосприятие людей, их отношение к действительности, к политическому курсу, к властным структурам и политическим организациям.
Менталитет в политике – совокупность устойчивых, общераспространенных в той или иной группе представлений, выражающих особое видение принадлежащими к ней людьми политической и социальной реальности. Объединяя рациональные и подсознательные, чувственные и логические, ценностные и иные воззрения, менталитет выражает характер, образ, способ группового политического мышления, характеризует состояния умонастроений и устойчивых ориентаций соответствующих субъектов политики. В социально-классовом и сословном смысле выделяют менталитет рабский, крепостнический, крестьянский, феодальный, дворянский, помещичий, бюрократический, массовый, элитарный, пролетарский, люмпенский, маргинальный, купеческий, мещанский (филистерский), аристократический.
Неповторимость, оригинальность национального характера, национально-этнического менталитета находит свои определения: славянский, германский, англо-саксонский, романский, китайский, русский, американский.
Срез социальной жизни, связанный с профессией образом и смыслом жизни, дает такие определения группового менталитета, как коллективистский, альтруистический, эгоистический, торгашеский, паразитический, криминальный (воровской), сельский, деревенский, городской, таежный, кочевой, деляческий, питерский и др.
В сочетаниях с определениями идейно-политического характера менталитет может быть демократическим, либеральным, рыночным, тоталитарным, революционным, экстремистским, радикальным, нигилистическим, реакционным, консервативным, традиционалистским, имперским, монархическим, республиканским, охлократическим, плутократическим, олигархическим и др.
Ментальность есть способ выражения интеллектуальных способностей как человека, так и социальной системы в целом. История мировых культур образуется в процессе реализации интеллектуальной способности человека и общества создавать необходимые действия и получать желаемые результаты, используя способности коллективного интеллектуального порядка, тем самым образуются социоментальные миры мышления.
Как видим, для характеристики уровня развития способностей и возможностей социальных образований (и человека) к познавательной деятельности, отражения объективной реальности в различных формах, проявляющихся, в конечном счете, в мировоззренческих стандартах, используется понятие «менталитет». Близкое этому понятию, но выражающее процесс формирования менталитета общества, обсуждается в литературе понятие «общественное сознание».