И безопасной жизнедеятельности
Термин жизнедеятельность состоит из двух слов — жизнь и деятельность.
Жизнь — это одна из форм существования материи, которую отличает от других форм способность к размножению, росту, развитию, активному регулированию своего состава и функций, различные формы движения, возможности приспособления к среде и наличие обмена веществ и реакции на раздражители.
Вышесказанное свидетельствует о том, что жизнь человека неразрывно связана с деятельностью организма — изменениями и преобразованиями, происходящими в самом организме человека. Человеку также присуща деятельность — как изменения и преобразования, совершаемые по отношению к жизненной среде.
Таким образом, под деятельностью в термине «жизнедеятельность» необходимо понимать изменения и преобразования, происходящие в самом организме человека, и в жизненной среде, происходящие под действием человека.
Несмотря на наличие некоторых различий в определении термина безопасность, можно считать, что безопасность — это сохранение условий осуществления взаимодействий человека в жизненной среде с минимальной возможностью возникновения ущерба человеку, обществу, материальным и природным ресурсам.
Безопасность жизнедеятельности — это отрасль знаний и научно практическая деятельность, направленная на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья и жизни человека и среды его проживания от опасностей, а также на разработку и реализацию соответствующих способов и методов по созданию и поддержанию здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека как в повседневных бытовых и производственных условиях, так и в условиях чрезвычайных ситуаций.
Система «человек — жизненная среда»
Под системой понимают упорядоченные взаимодействующие и взаимосвязанные компоненты, которые образуют единое целое в отношении получения определенного результата.
Для обеспечения безопасной жизнедеятельности человека изучение взаимодействий и взаимосвязей осуществляется в системе «человек — жизненная среда». Основным методологических принципом изучения (познания) является системно-структурный подход, а методом, который используется, — системный анализ. Это означает, что изучение проблем БЖД осуществляется по очень большому количеству взаимосвязей и взаимодействий (технических, социальных, экологических, организационных, экономических и др.), имеющих отношение к человеку и его жизненной среде.
Человек является центральной, основной составляющей системы, т.к. жизнедеятельность человека и само наличие системы возможны только при наличии человека. При этом под термином человек понимается не только один человек, а и группы людей коллектива, населенного пункта и т.д., включая человечество в целом. В зависимости от этого рассматриваются уровни системы.
Вторым компонентом системы является жизненная среда человека. Жизненная среда — это совокупность природной, социально-политической и материальной (техногенной) сред. Каждая из этих сред имеет определенные характеристики.
Природная среда характеризуется составом воздуха, видом грунта, растительностью и др.
Социально-политическая среда характеризуется политическим строем, возрастными показателями людей, условиями жизни и др.
Материальная (техногенная) среда характеризуется всем тем материальным, что создано человеком — орудия труда, различные объекты, вооружение, энергетические установки и др. Материальную среду часто разделяют на бытовую и производственную. Бытовая среда — это среда, в которой проживает человек (жилище, его оснащение, параметры условий жизни в нем, спортивные сооружения и т.п.). Производственная среда — это среда, в которой человек осуществляет свою трудовую деятельность (предприятия, их оборудование, параметры условий среды и т.п.).
Деятельность человека
Труд и работа — основные формы деятельности человека.
Под работой понимают всякого рода мышечную деятельность ― бег, ходьба, подъем груза, т.е. когда совершается работа, оцениваемая физическими параметрами ― затратами энергии и выделение тепла. Различают статическую и динамическую работу.
Статическая работа совершается за счет сокращения мышц для поддержания тела или его частей в пространстве без перемещения тела или конечностей. Например, стоишь, держишь ведро с водой и т. д.
Динамическая работа совершается за счет сокращения мышц для перемещения груза, а также частей и тела человека в пространстве. При этом может быть определена механическая работа.
Труд ― это общественно полезная деятельность человека, при которой человек совершает работу. Принято условно делить труд на умственный и физический.
При физическом труде усилия человека сосредоточены в исполнительских функциях в основном скелетной мускулатуры, возникают большие ее напряжения, воздействуя на определенные органы человека.
При умственном труде в основном совершаются мыслительные операции и обслуживающие их психические процессы (восприятия, внимание, память и др.). Умственный труд выступает в различных формах. Бывает исполнительский (операторский, управленческий и др.) и творческий (вырабатывающий новые знания, произведения и т.д.). Умственный труд сопровождается большими нервно-психическими и эмоциональными напряжениями, что оказывает преимущественное влияние на нервную систему и другие органы.
Этим объясняется различие в действии на человека умственного и физического труда.
Из-за различных напряжений в органах человека в процессе труда и последствий, которые зависят также от условий труда, выполняемые работы отличаются по тяжести. При этом используются различные классификации.
При энергетической классификации установлены три категории работ:
- легкие, требующие затрат энергии < 150 ккал /час;
- средней тяжести, 150 - 250 ккал /час;
- тяжелые, > 250 ккал /час.
Имеется классификация, подразделяющая труд по тяжести и напряженности на 6 категорий, каждая из которых имеет соответствующие критерии оценки мышечной и нервной нагрузки.
Имеется классификация, в которой труд по степени мышечной и нервной нагрузки подразделяется на 4 категории, для каждой из которых установлены предельно-допустимые величины показателей физиологической деятельности человека (например, частота сердечных сокращений и т.д.).
Имеется классификация условий труда по степени вредности. Используется 3 класса (1 - оптимальные, 2 - допустимые, 3 - вредные и опасные).
Однако труд любой тяжести и напряженности приводит к утомлению и снижению работоспособности.