Этапы закрепощения крестьян и проблема генезиса феодализма в историографии.
Существует 3 теории закрепощения крестьян: 1) Указная теория – как результат законодательной деятельности правительства. Многие известные историки (В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, В. И. Сергеевич) сходятся во мнении о том, что в 1592 году был принят специальный указ, отменявший Юрьев день. По мнению С. М. Соловьева, законодательное прикрепление крестьян к земле было приведено ради государственной пользы ввиду обширности и малонаселенности территории России, недостатка рабочих рук на землях помещиков и обеспечения обороны страны. Однако сам указ не был найден, и эта теория не имеет документального подтверждения.
Чечерин: процесс закрепощения крестьян – это осуществление общей необходимости, результат государственной созидательной деятельности. Крестьяне до указа 1590 г. были свободны и переходили от одного помещика к другому. С указа начинается прикрепление крестьян.
2) Теория Безуказная. (это результат экономической зависимости, задолженности крестьян). Сторонники этой теории – Данилевский, Сперанский, Погодин. Критиками такого «указного» закрепощения крестьян выступали М. П. Погодин, В. О. Ключевский, М. А. Дьяконов, М. П. Милюков.Они отрицали значение правительственных распоряжений в деле закрепощения крестьян и сформулировали теорию безуказного закрепощения крестьян. В. О. Ключевский видел экономические истоки закрепощения в крестьянской задолженности, чрезвычайно усилившейся во второй половине XVI века. По его мнению, долговая зависимость сближала русского крестьянина с кабальным холопом и лишала его права выхода в Юрьев день. Взятые в кредит деньги крестьянин не мог вернуть своему кредитору, его долг нарастал как снежный ком. Поэтому он прикреплялся не к земле, а к личности землевладельца. Государство заботилось лишь о том, чтобы процесс закрепощения не нарушал крестьянского тягла и не ущемлял интересов казны.
Теория «безуказного» закрепощения приобрела законченность только тогда, когда М. П. Милюковсформулировал три основных фактора закрепощения: прикрепление крестьян к тяглу, «старожильство» и рост крестьянской задолженности. Еще один сторонник «безуказного» закрепощения М. А. Дьяконовв специальной работе «Заповедные и выходные лета» подтвердил сделанный ранее вывод о том, что крестьянский выход и правила перехода, установленные Судебником 1550 года, отмирали без законодательной отмены. Он считал, что в начале 90-х годов XVI века общим законом оставалась статья Судебника о крестьянском выходе, а, следовательно, правило о заповедных летах имело лишь частное, или местное, применение: действие общего закона о Юрьеве дне временно отменялось для отдельных лиц по особо важным пожалованиям и для отдельных местностей специальными распоряжениями.
В советской историографии проблема заповедных лет. Б. Д. Греков представлял конкретный ход закрепощения следующим образом. При Иване Грозном, в самом начале 80-х годов XVI века, правительство издало указ о заповедных годах, в силу которого все крестьяне лишались права переходить от одного хозяина к другому в Юрьев день. С. Б. Веселовский согласился с выводом Б. Д. Грекова, но высказал предположение о том, что при Иване Грозном заповедные годы действовали на определенной, ограниченной территории. А согласно теории Б. Д. Грекова, заповедные годы сразу приобрели значение общегосударственной меры.
3) Теория «товарно-барщинная». Одним из основоположников был Ленин. Развитие товарно-денежных отношений в Росии во II 16 в. было настолько велико, что хлебная торговля превратилась в выгоду. Выгодность хлебной торговли заставила перейти к барщенному хозяйству.
Руслан Григорьевич Скрынников анализировал законы 16 в. 80-х гг. он указывал что заповедные лета означали временное прикрепление податного населения в тыгловое.(Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.)
Этапы закрепощения крестьян. 1) IX-XI вв. 1059 г. «Русская Правда», появление категорий зависимых землепашцев: закупов, рядовичей, холопов. Принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Самая древняя часть Русской Правды – это Краткая Правда (возникла в 20-70-е гг. XI в.). Она представляет собой кодекс норм прецедентного права. Всеми этими нормами регламентировались отношения в пределах княжеского (позднее также и боярского) хозяйства, вынесенного за пределы официальной столицы государства.
2) XII-XIV вв. усиление феодальной зависимости крестьян 3) XV в. Судебник Ивана III 1497 г. ограничение права перехода крестьян: разрешает крестьянам уходить от феодала за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него при уплате «пожилого» в размере от полтины до рубля. Это – начало юридического оформления закрепощения крестьян. 4) XVI в. 1550 г. «Судебник» Ивана IV подтвердил право перехода в Юрьев день, ограничив его только одним днем – 26 ноября. Увеличена плата за «пожилое». 5) 1581 г. Указ Ивана IV. «Заповедные лета» - запрещение перехода крестьян к другому помещику даже в Юрьев день. В условиях резкого ухудшения эконом.положения страны в 60-70-е гг. (опричнина и война) начался массовый уход крестьян от своих владельцев, бегство на окраины страны, что привело к разорению служилого дворянства. 6) 1592 – 1593 гг.Бессрочное запрещение крестьянского выхода.
7) 1597 г. Фёдора Ивановича об «урочных летах».Указ о розыске и немедленном возвращении крестьян в течение 5 лет, затем в 1607 г. Указ об увеличение срока «урочных лет» в течение 10-15 лет. Это стало прежде всего следствием неурожаев, голода 1600-1603 гг. и Смуты. 8) XVII в. 1649 г. «Соборное уложение» царя Алексея Михайловичаокончательно закрепостило крестьян, объявив их «крепостными» земле и феодалу. Крепостная зависимость стала наследственной. Бессрочный розыск беглых крестьян. Завершение формирования системы крепостного права.
Крестьяне платили государственные налоги, несли др. повинности, а также выполняли работу на своего хозяина – барщину и оброк.
Особенности генезиса феодализма на Руси. Феодали́зм (от лат. feudum — лен, феодальное землевладение) — тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная иерархия. Основой феодализма является феодальный способ производства.
Феодализм появляется с 15. Историки 18 века главной чертой Ф. выделяют: политическую раздробленность и государство папской теократии.
Горский:1.Государственно-корпоративная собственность 11-12 вв. основная форма зависимости взимание дани. В славянской общности новая знать образовывалась на личной верности. Образование дружинников под властью князя.
2.боярская собственность 12-13 вв. бояре становятся поземельными вассалами князя сохраняя связь с князем за счет княжеского двора. Дружинная власть осуществляла корпоративное господство, функции гос. аппарата. Возникновение вотчинного и церковного землевладения. Основная форма зависимости – дань, полюдье. С 12 в. процесс отчуждения земли вместе с крестьянами. 2 этапа генезиса Ф. :
1.до середины 11 в. преобладание лично свободных людей: смердов, данников. В составе несвободные и челядь. 2.12-13 вв. лично-зависимые крестьяне (смерды, закупы, холопы) В гос системе формируется феодальная структура в виде иерархической организации. Формируются основные формы феодального землевладения и феодальной ренты.