Культура СССР в 1945-1984 гг. Диссидентство.

ДИССИДЕ́НТЫ в СССР, термин, применявшийся по отношению к советским гражданам, открыто противостоявшим действиям властей или проявлявшим иную общественную активность, не санкционированную властью.

Историю диссидентской активности принято вести от «дела» А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. Арест в 1965 двух московских литераторов за публикацию на Западе своих произведений вызвал первую широкую кампанию общественного протеста. Еще до процесса, 5 декабря 1965, на Пушкинской площади в Москве прошел первый в советской истории правозащитный митинг с требованием гласности суда над ними. Суд, состоявшийся в феврале 1966, поднял новую волну протеста — на этот раз в виде индивидуальных или коллективных петиций, направленных в советские партийные, государственные и судебные органы. Молодой журналист А. И. Гинзбург составил документальный сборник, посвященный делу Синявского и Даниэля, который вскоре был опубликован за границей; последовал арест самого Гинзбурга и еще трех диссидентов. Протесты против арестов привели к новым репрессиям, но одновременно и к новому всплеску диссидентской активности.

С 1968 петиционные кампании перешли в новое качество: протестующие апеллировали уже не только к советским официальным органам, но и к общественному мнению, требуя соблюдения прав человека, гарантированных Конституцией СССР. К московским активистам протестного движения хлынул поток сообщений о самых разнообразных случаях нарушения этих прав. По этим материалам начал издаваться специальный машинописный информационный бюллетень — «Хроника текущих событий» (1-й выпуск «Хроники» датирован 30 апреля 1968, последний, 64-й — октябрем 1983). С возникновением «Хроники» акции протеста быстро приобрели черты общественного правозащитного движения.

Тематика правозащитных выступлений постоянно расширялась. Уже в 1967-1972 московские правозащитники освещают такие проблемы, как положение политических заключенных в СССР; борьба «репрессированных народов» за свои права; гонения на верующих; преследования за попытки политической деятельности; свобода эмиграции из СССР. Московские правозащитники установили тесные информационные связи с активистами национальных движений на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии. Не осталась за рамками их внимания и внешняя политика: одно из самых ярких выступлений правозащитников — «демонстрация семерых» — на Красной площади 25 августа 1968, сразу после вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию.
Формы и методы правозащитного движения

Правозащитники не оформились в политическое движение, т. к. среди них были люди самых различных и даже противоположных взглядов. Однако некоторые из них объединялись в неполитические правозащитные ассоциации. Первой такой ассоциацией была Инициативная группа защиты прав человека в СССР, созданная 20 мая 1969. Правозащитное движение и его структуры стали своего рода информационным центром для целой совокупности общественных инициатив (национальных, религиозных, социально-политических и пр.), а также индивидуальных поступков, разнородных и разнонаправленных по своим целям и задачам. Общими рамками для них оставались некоторые принципиальные установки (ненасилие, гласность, апелляция к закону, реализация основных прав и свобод «явочным порядком»), а также используемые методы (петиции, адресованные в советские официальные инстанции; «открытые письма», обращенные к общественному мнению; неподцензурные периодические издания; распространение информации через самиздат и западные средства массовой информации; изредка — публичные акции). С конца 1960-х и до начала 1980-х гг. диссидентские формы независимой общественности абсолютно доминируют, оттесняя на периферию иные (например, подпольные) проявления оппозиционности.

Власти предпринимали серьезные усилия, чтобы прекратить рост диссидентской активности в стране. Сотни людей были подвергнуты разнообразным формам внесудебного давления (исключение из партии или комсомола, увольнение с работы и т. п.). Наиболее активных диссидентов арестовывали и приговаривали к различным срокам заключения; некоторые были отправлены на неопределенный срок в специальные психиатрические больницы. Активные диссиденты вынуждены были эмигрировать из СССР.

Вскоре после подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе физик Ю. Ф. Орлов организует Общественную группу содействия выполнению хельсинкских соглашений в СССР (Московская хельсинкская группа, май 1976), положив начало новому этапу правозащитного движения. Вопрос о нарушениях прав человека в Советском Союзе приобретает международный резонанс и оказывает значительное влияние на политику «разрядки».

На Украине, в Литве, Грузии и Армении возникают собственные Хельсинкские группы. В Москве создаются новые правозащитные организации — Фонд помощи политзаключенным и их семьям (1974), Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях (1977), Христианский комитет защиты прав верующих (1976) и др. Все более выраженный «диссидентский» оттенок приобретают различные проявления «второй культуры» (неофициальной культуры). Выходят независимые литературные, религиозные, философские, исторические, социально-политические журналы, альманахи, сборники. Широкое распространение в литературной среде получает практика публикаций на Западе («тамиздат»).

К началу 1980-х диссидентская активность, равно как и общественный интерес к диссидентам, заметно снизились. Приток новых активистов уже не мог компенсировать их убыли из-за продолжающихся репрессий, эмиграции и отхода от систематической правозащитной работы. В январе 1980 академик А. Д. Сахаров был без суда сослан в г. Горький. Осенью 1982 оставшиеся на свободе три члена Московской хельсинкской группы объявили о самороспуске; осенью 1983 было прекращено издание «Хроники текущих событий»; в 1984 был вынужден отказаться от открытых форм деятельности Фонд помощи политзаключенным. Большинство других диссидентских ассоциаций, а также редакций самиздатских журналов к этому моменту уже было разгромлено или свернуло свою деятельность. В 1986-1987 гг. в условиях перестройки началось освобождение политических заключенных. Деятельность советских диссидентов сыграла огромную роль в демократизации общества.

Духовная жизнь страны в период хрущёвской «оттепели».
В этот период советские люди почувствовали себя более свободными, чем раньше. Впервые в Москве в 1957 был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов, во время которого советские люди могли свободно общаться с гостями из зарубежных стран. Несмотря на то что критиковать политику КПСС и ее лидеров было по-прежнему запрещено, в обществе шли споры между сталинистами и антисталинистами. Велись дискуссии между «физиками» (технократами) и «лириками» (гуманитариями). Сторонники различных мнений публиковали статьи в «толстых» журналах по актуальным вопросам (а иногда и очень острым) политической и интеллектуальной жизни страны. Антисталинские позиции занимали редакции журналов «Новый мир» (во главе с А. Т. Твардовским , «Юность» (здесь печатались «шестидесятники» Е. А. Евтушенко , Р. И. Рождественский , А. А. Вознесенский , В. П. Аксенов Б. А. Ахмадулина . Авторы-охранители, считавшие «оттепель» вредным отклонением от курса на строительство коммунизма, публиковались преимущественно в журналах «Октябрь» и «Знамя».
В 1956 открылся (преодолев многочисленные партийные и бюрократические препоны) театр-студия «Современник», который отражал общественные настроения периода «оттепели» (спектакли «Вечно живые» В. С. Розова , «Назначение» А. М. Володина и др.).
В конце 1950— начале 1960-е гг. на экран вышли фильмы, героями которых были живые люди, а не ходульные персонажи — строители коммунизма, особенно это проявилось в правдивых фильмах о войне «Летят журавли» (1957, М. К. Калатозова), «Баллада о солдате» (1959, Г. Н. Чухрая ), «Иваново детство» (1962, А. А. Тарковского ), в проблемном фильме о советских ученых М. И. Ромма «Девять дней одного года » (1962), а в фильме М. М. Хуциева «Застава Ильича» была предпринята попытка переосмыслить недавнее прошлое, но режиссер позволил себе выйти за рамки дозволенного, и в результате картина была запрещена.
Однако участники споров того времени, как правило, не выходили за рамки коммунистических идей государственного социализма в его более тоталитарной или более демократической модификациях. Попытки даже известных писателей выйти за эти рамки считались недопустимыми. Так, в 1957 на Западе был опубликован роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» (одновременно был принят к публикации в «Новом мире», но не напечатан), который описывал события революции и Гражданской войны с общечеловеческих, а небольшевистских позиций. В 1958 Пастернак был удостоен Нобелевской премии (в основном за роман «Доктор Живаго»). В СССР Пастернак был объявлен антисоветчиком, началась его травля, под давлением властей он был вынужден отказаться от премии. Вскоре он заболел и безвременно ушел из жизни.
В то же время осуждение Сталина позволяло публиковать произведения, которые показывали коммунистический режим с самой неприглядной стороны. Так, в «Новом мире » (благодаря настойчивости его главного редактора Твардовского) был опубликован рассказ бывшего заключенного А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (о жизни в сталинских лагерях). Этот рассказ, шокирующий своей жестокой правдой, буквально взорвал общество, в одночасье сделав никому не известного автора знаменитым.
Если те или иные мнения не удавалось довести до читателей в официальных советских изданиях, то оппозиционно настроенные граждане прибегали к «самиздату». Их издатели преследовались властями. В 1960 А. И. Гинзбург был арестован за выпуск самиздатовского журнала «Синтаксис». Всего за антисоветскую пропаганду в 1959—1962 гг. было арестовано КГБ 1601 человек (в брежневские 1967—1970 гг. — 381 человек).
Несмотря на жесткий идеологический контроль, формировалось общественное мнение, культура политических дискуссий, различные идеологические течения — начался процесс формирования гражданского общества. Возникли такие общественные течения, как педагоги-коммунары, дружины охраны природы, движение авторской песни.
В 1962 Хрущев решил поставить под более жесткий контроль «разболтавшихся» писателей и художников, которые требовали большей свободы творчества. На встрече с деятелями культуры он подверг некоторых из них резкой критике. Посетив выставку новых произведений изобразительного искусства в Манеже в декабре 1962, Хрущев обнаружил там картины и скульптуры, выполненные в стиле абстракционизма, модном на Западе. Хрущев, который не разбирался в современном искусстве, был разгневан, решив, что художники издеваются над зрителями и зря проедают народные деньги. В своем осуждении он дошел до прямого оскорбления. В результате многим участникам выставки запретили выставляться, лишили заработка (ни одно издательство не принимало их работы даже в качестве иллюстраций). В среде интеллигенции такая реакция вызвала резкое недовольство, начали быстро распространяться критические мнения о нем самом и его политике, появилось множество анекдотов.

Перестройка».

http://www.e-college.ru/xbooks/xbook045/book/index/index.html?go=part-013*page.htm (10.3.)

Наши рекомендации