Ранние славян и их соседи по данным археологии и письменных источников.

Примерно в V веке началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, но археологические данные последнего времени указывают на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры (II—IV вв.). В то время как западное и восточное направления экспансии славянских племён восстанавливаются по археологическим данным, южное хорошо задокументировано в свидетельствах византийских авторов.
Хотя славяне вступили в раннее Средневековье уже не монолитным народом, а разделённым на три основные племенные образования (венедов, склавин и антов согласно византийским источникам), в рассматриваемый период происходит раннесредневековое географическое и связанное с этим частично культурное обособление друг от друга западных, восточных и южных славян (по современной классификации). Тогда же начинается становление славянских народностей и государств с их участием.
Данные археологии Изучение этногенеза славян с помощью археологии наталкивается на следующую проблему: современной науке не удаётся проследить до начала нашей эры смену и преемственность археологических культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам или их предкам. Отдельные археологи принимают некоторые археологические культуры на рубеже нашей эры за славянские, априори признавая автохтонность славян на данной территории, даже если её населяли в соответствующую эпоху другие народы согласно синхронным историческим свидетельствам.

Впервые эпиграфические источники сообщают о славянских племенах венедов (Venethae), склавинов (Σκλαβηνοί) и антов (Άνται) в середине VI века. Из этих племён последние два появились к началу VI века на северных границах Византийской империи по левому берегу среднего и нижнего Дуная, что хронологически хорошо согласуется с археологическими данными. Восточной границей обитания славян-антов назывался Днепр (Иордан) или Северное Приазовье (Прокопий), западная граница ареала проходила от междуречья Эльбы и Одера (Прокопий) или истоков Вислы (Иордан) на севере до совр. Словении на юге.
Отмечая близкую родственность склавинов и антов, византийские авторы не привели никаких признаков их этнического разделения, кроме разных мест обитания:
«У обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы […] У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга […] И некогда даже имя у склавен и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами [греч. рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну „спораден“, „рассеянно“, отдельными поселками».
«Начиная от места рождения реки Вистулы [Вислы], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, всё же преимущественно они называются склавенами и антами».

Образование Древнерусского государства. Норманнская теория и её критика.

Разберём процесс происхождения древнерусского государства. Существует две версии развития:

- Считали, что славяне пришли с дуная, а русские – это поляне.

- Считали, что Русь была варяжским племенем, которое было призвана на княжение в Новгороде.

Третья версия представлена в «Слове о полку Игореве»:

- Считают, что родина руссов – северное причерноморье и бассейн реки Дон.

Третья версии не придерживается антироманистов – это североиранское или индорийское происхождение Руси и наличие у неё асетинского языка. Основой данной версии является лингвистика Русь – свет.

В происхождении древнерусского государства участвуют не только славяне. Русь – государство, образованное по пути синтеза. Племена при этом были примерно на одной ступени развития.

На одной территории существовало несколько участков земель, не имеющих государства. Если появлялись ограждения поселения, то это уже считалось государством. Первые такие поселения появились на северо-западе – Старая Ладага. Она появилась во второй половине VII века. Первые поселенцы – балтийские славяне , фино-угры, романы. С течением времени таких поселений становилось всё больше и больше, таким образом начали возникать городские поселения.

Проблема образования государства (политогенез) имеет несколько аспектов. Первый - является ли государство следствием самостоятельного развития, или же государство возникло в результате завоевания и подчинения одного племени другим? Оба пути возникновения государства, по мнению историков, правомерны.

В создании государств нередко принимали участие различные этносы, каждая народность вносила своё своеобразие в государственное образование.

Норманнская теория и её критика. Норманнская теория (норманизм) – это одна из теорий образования Древне-русского государства,

согласно которой, государство в Древней Руси создали пришедшие на земли восточных славян норманы, выходцы из Скандинавии, которых отождествляли с «варягами-русью». Их противники (антинорманисты) считали, что государство на Руси складывалось самостоятельно и было результатом внутреннего развития,

а варяги и русь были либо славянами, либо неславянскими народами. Норманнская теория возникла в XVIIIв. и связывается с появлением трудов Зигфрида Байера (1694-1738).

Немецкий учёный приехал в Россию на работу в 1726 г. Основная идея его труда «О варягах» заключалась в утверждении, что варяги и русь были не славянского, а германского (норманнского) происхождения.

З.Байер сформулировал три аргумента норманизма, которые до настоящего времени используются для доказательства этой концепции: 1. Варяги, согласно русским летописям, живут «за морем», следовательно, они шведы.

2. Имена послов и купцов в договорах Древней Руси с Византией (Х в.) не славянские, следовательно, они германские.

3. В греческих источниках названия Днепровских порогов даны по-славянски и по-русски, при сравнении эти названия явно отличаются, поэтому Байер за русов признает германо-язычных шведов.

Последователем идей Байера стал Г.Миллер, который добавил четвёртый аргумент в пользу норманизма.

В диссертации «Происхождение имени и народа российского», главным источником для которой явились датские и скандинавские саги, Миллер определил варягов и руси как скандинавов-шведов. Название «русь» он выводит от финского названия Швеции «Руотси» (эстонское «Роотси»), предполагая, что от этого понятия произошло название «Русь».

Противником норманнской концепции выступил М.В.Ломоносов (1711-1765). Он критиковал Миллера за привлечение только иностранных источников и пренебрежения славянскими.

Ломоносов производил русов от иранского племени роксолан («россаланы»), которое считал славянским. Согласно Ломоносову, летопись называет варягами различные прибалтийс-кие народы, но варяги-русь в «Повести временных лет» имеют особое значение.

По его мнению, часть варягов-руси вместе с готами (по Ломоносову они тоже славяне) пришли к балтийскому побережью, где испытали влияние старогерманского языка.

Отмечая германское и германо-шведское влияние на варяжские имена, учёный критически относится к «германизации» Байером славянских имён. Он приходит к выводу, что «на скандинавском языке не имеют сии имена никакого знаменования».

До настоящего времени пока никто из норманистов вывод Ломоносова не опроверг. Но сам учёный ошибочно пытался объяснить происхождение некоторых имён из славянского. Распространённое у кельтов имя Дир (твёрдый, крепкий) он объяснял из славянского как «драч», имя Аскольд от славянского оскорд (топор).

Ломоносов также указал на то, что в русском языке практически нет германизмов, что было бы противоречивым, если бы русь или варяги были германским народом.

Интересны возражения учёного по поводу происхождения названия «Русь» от финского обозначения Швеции «Руотси». По его мнению, ни славяне, ни варяги такого этнонима не знали,

и было бы совершенно невероятным, чтобы «два народа, славяне и варяги, бросив свои прежние имена, назывались новым, не от них происшедшим, но взятым от чухонцев».

Третьим видным норманистом называют Августа Шлецера (1735-1809).

Опираясь на тезис предполагаемого Нестора-летописца о том, что варяги пришли из «заморья», он считал, что до призвания варягов-русов не было на Руси ни государства, следовательно, ни последовательной истории.

«Никто не может более печатать, что Русь задолго до Рюрикова пришествия называлась уже Русью», - писал он.

Изучение византийских источников привело Шлецера к выводу о том, что была не одна, а две «Руссии» -

одна Балтийская, другая Причерноморская. Оппонентом Шлецера выступил ректор Дерптского университета Густав Эверс (1781-1830).

Будучи немцем, он работал в России и являлся русским учёным. Эверс счи- тал себя учеником Шлецера, но практически отверг все теоретические построения своего учителя.

Он предполагал, что на юге, в Причерноморье, обитал народ «рос» или «рус», который дал начало Русскому государству. Изначально он сближал этот народ с хазарами, затем рассматривал его как причерноморский народ. Вслед за Ломоносовым Эверс подтвердил, что «германских слов очень мало в русском языке».

К числу антинорманистов XIX в. относится славист Ю.Венелин (1802-1839).

Он находил варягов на южном побережье Балтики, откуда, по его мнению, происходило расселение славян севера-запада.

В настоящее время на антинорманнских позициях находятся киевские историки и археологи.

Они считают, что русы – это единственный народ, живший в Приднепровье или Причерноморье с древних времён.

Учёные Санкт-Петербурга традиционно склоняются к норманнским позициям.

В Москве их точка зрения разделяется некоторыми филологами.

Сама эта проблема требует комплексного подхода, привлечения усилий учёных различных специальностей (археологов, источниковедов, филологов, этнографов и др.).

5. Социально-экономический и политический строй Древней Руси, раннесредневековой Европы и Востока. Социально-экономический строй древней Руси. К концу 10 века на территории восточных славян образовалось раннее или протогосударство во главе с династией Рюриковичей. Постепенно начинается феодолизация этого государства, которая идет с двух сторон. Во-первых община выделяют князю часть своих помещечьих угодий, как плату за покровительство. Во-вторых князь предоставляет своим боярам право сбора дани с некоторых завоеванных территорий. Те могли раздать своим дружинникам, а они в свою очередь могли обосноваться на этой земле. Если бояре строили дом, то владения становились вотчиной и лично принадлежали боярам, а также могла передаваться по наследству. Часть земель отходила земельным владельцам, как плата за покровительство. Таким образом складывалась феодальная иерархия. Верховным владельцем земли был князь, дальше шли вотчинники, дальше бояре, которые получили право полного наследования своих земель. Мелкие держатели земли находились в конце феодальной лестнице, их держание земли подкреплялось договором о службе.

Политический строй древней Руси.

Русь в конце 10 начале 12 века представляла собой ранне-феодальную монархию. Во главе стоял киевский князь, ему в управлении помогали совет бояр и дружинников. Города-государства управлялись княжескими посадниками. В сельской местности управляли бояре-вотчинники. Дружина подразделялась на старинную и младшую. В старшую входили бояре и мужи. Они осуществляли суд, сбор дани управление земельными делами. В младшей дружине состояли люди менее знатные и более молодые. В услужении князя была и так называемая «личная дружина», где служили так называемые «отроки» и «детские».

6. Древняя Русь в системе международных отношений 9-12 вв.Киевская Русь в системе международных отношений (9-12 вв.). Олег —первый князь киевский из рода Рюрика. Олег начинает расширять пределы своих владений, покоряя племена, живущие на В. и З. от Днепра. В 883 г. покорены были древляне, находившиеся во вражде с поляками; на них была наложена дань по черной кунице с жилья. В 907 г. Олег предпринял поход на греков -Византию, оставив в Киеве Игоря. Поход Олега на Константинополь – откупились золотом и поволоками. После этого начались переговоры. В 911 г. Олег послал своих мужей в Константинополь утвердить договор, заключенный после похода. Осенью 912 Олег умер и похоронен, в Киеве на Щековице. Игорь первый обосновался в Киеве. Продолжил политику Олега по подчинению славянских племен. Первый поход Игоря на Византию относится к 941 г. С флотом в несколько сот людей Игоря пристал к берегам Вифинии, распространил свои опустошения до Боспора Фракийского и подступил к Константинополю; но его суда не выдержали «греческого огня», и сам Игорь спасся только с 10 судами. В 944 г. Игорь при содействии варягов и печенегов возобновил свое нападение на Грецию. Греческие послы встретили его и предложили выкуп, вследствие чего Игорь возвратился в Киев. В 945 г. прибыли в Киев греческие послы для подтверждения этого мира; с ними Игорь отправил в Царьград своих послов, которые и заключили договор, приводимый летописцем под 945 г. В этом наиболее пространном из договоров русских с греками 10 века, весьма много положений частного международного права, в которых усматривали древнерусские народные обычаи. Кроме племен, обитавших по обе стороны верхнего и среднего Днепра, владения Руси при Игоре распространялись на юго-восток до Кавказа и Таврических гор, на что указывает статья договора 945 г., обязывавшая Игоря не допускать нападений черных болгар (т.е. болгар, обитавших на нижней Кубани и в восточной части Крыма) на Корсунь и другие греческие города в Тавриде. На севере владения Игоря доходили до берегов Волхова; по словам Константина Багрянородного, при жизни Игоря в Новгороде княжил сын его, Святослав. Смерть Игоря летопись относит к 945 г. Не удовольствовавшись данью, уже полученной с древлян, Игорь с небольшой частью дружины вернулся к ним за новой данью; древляне возмутились и убили Игоря (разорвали). Святослав (964-972). Сфендислейф –его имя. Образ князя-воина. Первые походы Святослава против хазарского каганата. Святослав начал наступления. В 964 –Святослав налез на Вятич. 965 –Святослав двинулся на Хазарию. Разгромил основные хазарские крепости Саркел, Итиль, Семендер. Походы Святослава ускорило падение Хазарии. Изменилась геополитическая ситуация. Поход Святослава на Болгарию. К нач.10в. Болгария ослабела. Византия отправляет посла к Святославу. В 968 –русская флотилия вошла в устье Дуная. Святослав захватил Болгарию крепость и основал там Переяславец. 969- печенеги подошли к Киеву. Святослав разгромил печенегов и возвратился на Балканы. Снова штурмует Переяславец. Захватывает в плен болгарского царя. Нарушает договор с Византией. В союзе с венграми, болгарами и вел русско-византийскую войну 970-971 г. 970- занимает Адреанополь. Варда Склир начинает теснить Святослава за пределы Византии. Отступил до Доростола и был осажден. Обе стороны начинают мирные переговоры- 971. Произошла встреча Святослава с Ионном Цилинхим. Вывод русских войск из Византии. Руссы обязывались не воевать на Византию, не нападать на Болгарию и Крым. Русские войска при требовании Византии обязывались предоставить ей военную помощь. Дружина Святослава разделилась. Пошел домой по Днепру. Попал в печенежскую засаду. Святослав в 972 погиб. Печенежский хан сделал из черепа Святослава чашу, которая пользовалась на пиру. После смерти Святослава (972) произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал (977). Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через 2 года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и присватался к Рогнеде, дочери полоцкого князя. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволода и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве (980). Варяги, помогавшие Владимиру, потребовали дани, но Владимир избавился от них, частью разослав их по городам, частью услав в Византию. В 981 г. Владимир покоряет червенские города, в 982 г. идет на вятичей, в 983 г. на ятвягов. В 984 г. —поход на радимичей, в 985 г. поход на болгар. Владимир пошел войною на Корсунь (Херсонес в Крыму), осадил и взял город. На требование у императоров руки их сестры, царевны Анны, они ответили Владимиру согласием, под условием крещения. По прибытии царевны, Владимир крестился в Корсуни; затем разрушил в Киеве идолов и крестил киевлян (988). После крещения Владимир совершил еще несколько походов, успешно отбивался от печенегов, строил против них города. Владимир готовился к походу на сына, но заболел и умер 15 июля 1015 г. Святополк окаянный- киевский князь в 1015 — 19. Убил трех своих братьев и завладел их уделами. Изгнан Ярославом Мудрым; в 1018 с помощью польских и печенежских войск захватил Киев, но был разбит. Ярослав вновь занял Киев. После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. В 1025 по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав —восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав становится «самовластцем» на Руси. В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь Владимир I Ярославич 1043 предпринял последний крупный поход Руси на Византию, однако закончившийся неудачей. Около 1050 в Киеве был поставлен первый митрополит из русских —Иларион, отстаивавший независимость русской епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центр. и Зап. Европы. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в мире. Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во 2 половине 19 в. Несовершенный порядок престолонаследия в Древней Руси приводил к кровавой междоусобной борьбе. В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха русские князья собрались на съезд в Любече, где приняли торжественное обещание прекратить усобицы. Т.о., единая Русь распадалась на «отчины» —наследственные владения различных ветвей княжеской династии Рюриковичей. Но в Любече князья еще соглашались признавать старшинство киевского князя. В 1113 г. Владимир Мономах стал киевским князем. Благодаря своему авторитету и разумным действиям он отчасти восстановил единство Руси. Объединив силы русских князей, Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить свои набеги на Русь. В 1125 г. после смерти Мономаха на киевском престоле утвердился его старший сын Мстислав Великий. В годы его правления никто из князей не решался оспаривать первенство Киева. При нем из своих владений были изгнаны полоцкие Всеславичи. Ослабла мощь постоянных претендентов на киевский престол —черниговских Святославичей: от Черниговского княжества отделилась Рязанско-Муромская земля. Но после смерти князя Мстислава в 1132 г. распри начались уже среди Мономаховичей. Раздробленность Руси стала фактом.

7. Высокое Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России.Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха высокого средневековья сменила раннее средневековье и предшествовала позднему средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

В высокое средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавию христианства. Распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Организация христианами крестовых походов с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Развиваются и богатеют города. Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.

В Восточной Европе эпоха высокого средневековья ознаменована расцветом Киевской Руси и появлением на исторической сцене Польшии Великого княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Феодализм

В результате объединения частично разрушенной западноримской социально-экономической структуры и германской протомилитомагнарной системы производственных отношений возник совершенно новый общественно-экономический уклад и соответственно способ производства, который принято называть феодальным. Сам факт слияния порядков коренного населения Западной Римской империи с германскими давно уже замечен историками, которые назвали это явление романо-германским синтезом.

Крестовые походы

Одной из определяющих черт эпохи высокого средневековья были крестовые походы, организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества — от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Расцвет идеи крестовых походов пришёлся на XII век, когда после первого крестового похода на отвоёванных территориях образовалось христианское государство — Иерусалимское королевство. В XIII веке и позже христиане предпринимали несколько крестовых походов против других христиан, а также против некоторых язычников, исповедовавших другие, немусульманские религии.

Церковь

Схизма 1054 года привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви — римско-католической церкви в Западной Европе и православной церкви в Восточной. Раскол произошёл в результате конфликта между римским легатом кардиналомГумбертом и патриархом Константинопольским Михаилом Кируларием, во время которого церковники предали друг другаанафеме.

Схоластика

Систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского(католического) богословия и логики Аристотеля.

Торговля и коммерция

В XII веке в Северной Европе был основан Ганзейский союз во главе с городом Любек. В состав союза вошли многие северные городаСвященной Римской империи — Амстердам, Кёльн, Бремен, Ганновер и Берлин — и других регионов — например Брюгге и Гданьск. Союз осуществлял посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, состоял в торговых отношениях со многими другими городами, в числе которых были Берген и Новгород.

В конце XIII века венецианский путешественник Марко Поло одним из первых в Европе отправился по Великому шёлковому пути в Китай, а по возвращении тщательно описал увиденное во время путешествия, открыв западному человеку мир Азии и Востока. Вслед за ним на Восток отправились многочисленные миссионеры — Гильом де Рубрук, Джованни Плано Карпини, Андре де Лонжюмо, Одорик Порденоне, Джованни де Маригнолли, Джованни ди Монте Корвино — и путешественники, такие как Никколо Конти.

8. Держава Чингисхана. Монголо-татарское нашествие на Восточную Европу и его последствия.В начале 13 в. На Русь стали доходить смутные сведения о появлении где-то на востоке новой мощной державы степных кочевников. Во второй половине 12-начале 13 вв на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Собственно монголы были одним из племен. Именно это племя дало потом имя всему монгольскому государству. Татары были другим здешним племенем, враждовавшим с монголами. Позже они объединились под их началом. Основная часть монгольских племен были кочевниками-скотоводами. С самого начала развитие государственности у монголов носило военизированный характер. С раннего детства жизнь монголов была связана с лошадью. Они вырастали сильными, крепкими, смелыми. В 60х годах 12 в. одному из монгольских вождей удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. Его сыном был Тэмучэн – будущий Чингисхан. Он отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами. В начале 13 в. Тэмучэн был провозглашен великим каганом и получил титул Чингисхана – великого хана. Ему удалось объединить монголов в централизованное государство. Т.о., в то время как Русь раздиралась многочисленными политическими усобицами, за тысячи километров от нее ковалась могучая централизованная империя с сильной подвижной армией и талантливым властелином. В течение нескольких лет монголы завоевали Китай, который сыграл для монгол ту же роль, что и Византия для Руси и Римская Империя для западных племен. После похода на Китай монгол захватили Среднюю Азию. Они появились в землях половцев, в Крыму, захватили город Сурож (Судак). Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью, однако эту просьбу встретили с сомнением и недооценили угрозу со сторону монголов. Была уверенность, что Русь справится с очередными кочевниками. Первая схватка с монголами оказалась удачной, однако битва на Калке закончилась для Руси поражением. Ослабленные монголы вернулись в Монголию, и спустя некоторое время ими было решено идти в страну волжских булгар и на Русь, которая, по сведениям монголов, славилась своим богатством. Первый удар монголы нанесли по Волжской Булгарии. Она была быстро разгромлена и скоро перестала существовать, как самостоятельное государство. После монголы двинулись на Русь. Были разгромлены почти все русские города, начиная с Рязани и заканчивая Киевом. Затем монголы подчинили себе Крым, Северный Кавказ и Закавказье. Тогдашний хан Батый прошел по землям Польши, Венгрии, Чехии, Молдавии.В низовьях Волги Батый основал столицу огромного государства – Золотую Орду. Русские земли попали в вассальную зависимость от Орды.
Русь осталась разоренной и опустошенной после нашествия татаро-монголов. Большинство городов были сожжены, ремесленники частью погибли, частью были уведены в плен, пашни запустели, храмы были разграблены. Погиб цвет русского воинства, большинство князей и воевод. Хозяйственная и военная мощь Руси была подорвана. Татаро-монголы начали устанавливать свой режим господства в русских землях, впоследствии получивший название татаро-монгольского ига. Завоеватели не оккупировали территорию Руси. Здесь не размещалось монгольское население, не стояли войска, не сидели наместники хана. Русские княжества имели определенную автономию. Но она была крайне ограниченной. Только с разрешения хана Золотой Орды русские князья получали право на правление. Они получали так называемые ярлыки на правление. Для их получения нужно было ехать в Орду и пройти унизительную процедуру – поцеловать туфлю хана. Тех, кто отказывался это сделать, казнили. Ханы Орды зорко следили за поведением князей. Не давая им усилиться, возродить вооруженные силы, сплотить народ. Они стравливали князей между собой, поощряли усобицы, мешали централизации Руси. Непокорных и самостоятельных убирали разными способами. Татары возложили на русские земли тяжелую дань. В случае неповиновения поводились карательные экспедиции – жгли земли, терроризировали население. От дани было освобождено лишь духовенство. Татары с уважением относились к религиям мира. Итогом татаро-монгольского нашествия стал откат назад во всех областях жизни: обезлюдели города, утратились многие ремесленные специальности, пришли в упадок сельское хозяйство и культура, прекратилось летописание. Также большое отрицательное значение ига состояло и в том, что оно способствовало развитию в людях угодничества и раболепия перед сильными мира сего. Особенно эти качества развивались в верхушке общества, в княжеской среде. Там понимали, что лесть и угодничество перед ханами помогает сохранять власть. Такие люди, натерпевшись унижения, сами старались унизить и оскорбить тех, кто был ниже их. В ходе десятилетий ига это все больше и больше проявлялось в русской жизни и переходило уже на все русское общество, въедаясь в характер народа. Вместе с тем Орда помогала русским князьям в их борьбе с внешними врагами – литовцами, половцами. Это объяснялось тем, что ханы рассматривали Русь как свои владения. Вскоре после установлении ига стали вспыхивать стихийные антиордынские восстания, которые все чаще и чаще поддерживались князьями. Иногда сами князья организовывали эти восстания. Ордынские правители пользовались любым случаем, чтобы устрашить русских людей, сломить их дух. Но эти невзгоды не сломили народ. Все крепче становилась ненависть к угнетателям, зрело чувство народного единства.

9. Русь и Орда во 2-й пол. 13 - 15 вв.Владычество ордынцев над Русью подрывалось внутренней нестабильностью в самой Орде. В 1263 г. с протестом против данной политики и с целью предотвратить карательный поход татар в Орду поехал Александр Невский. Он сумел спасти горожан но заплатил за это жизнью: на обратном пути, возможно, татары его отравили. В 1270-е гг. произошел раскол уже самой Золотой Орды.
К 1300 г. могущество Золотой Орды восстановилось. Однако русские князья сумели воспользоваться благоприятной для антиордынского движения ситуацией конца XIII в. На рубеже XIII-XIV вв. была отменена система баскачества. В 1290-е гг. дань начали возить в Орду сами русские князья. Это помогало князьям аккумулировать в своих руках средства, которые шли в том числе на усиление их войск и в конечном счете на создание вооруженных сил, способных противостоять захватчикам.

Наши рекомендации