Динамика развития политическИх режимов
Эволюция в сторону демократизации возможна и позитивна в случае достаточной стабильной внутренней обстановки и нормальных международных отношений. Если же наблюдается сколь – нибудь значительные противоречия внутри страны или жёсткое соперничество в межгосударственных отношениях, то в целях самосохранения, система может сдвигаться в сторону этатизма – усиления государственного влияния.
Особой спецификой отмечаются крайние режимы: абсолютная демократия и абсолютная авторитарность. Они представляют собой аномалии и выступают соответственно как попустительская демократия (охлократия) и тоталитаризм. «Власть толпы», как правило, предшествует развалу политической системы, и такое состояние носит название анархия (безвластие). Анархия раскрывается как абсолют прав и свобод индивида при полном отсутствии его ответственности и обязанности перед обществом (отсутствие социальной функции). Предполагается самореализация субъекта без учёта прав и интересов других, такие социальные отношения в реальности означает борьбу всех против всех за социальные, материальные и иные ресурсы и логически завершаются победой лица или группы лиц, проявивших себя наиболее жестокими, сильными, соответственно победивший получает абсолютную власть и возможность установить наличие или отсутствие прав и свобод остальных. То есть, в диалектическом развитии сходятся две крайности: анархия, тоталитаризм.
Тоталитаризм (абсолютизация власти ) был придуман журналистами в 20-е г. как критический по отношению к режиму Муссолини, но понравился ему и был введён официально. Тоталитаризм – способ реализации власти, при котором граждане являются объектом полного контроля.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:
Государство контролирует или даже поглощает все сферы жизнедеятельности общества и индивида.энтузиазм, так пассивная не свобода любого режима превращается в активную не свободу при тоталитаризме.
Господство одной или двух правящих партий тесно связанных с государственной властью и выступающих ядром политической системы обществ.
Идеократичность. Тоталитарная власть всегда нуждается в обосновании и легитимации своих действий, часто иррациональных, поэтому внушается , что только этот режим и его идеология являются политическим воплощением истины. Дополнительная цель идеократии – создание нового человека, чьи интересы полностью совпадают с интересами государства, партии, вождя.
Авторитаризм – самый распространённый в истории тип политической системы. В истории общества можно наблюдать самые различные формы авторитарной власти: от деспотий и тираний античности; монархий и абсолютизма средневековий и нового времени; до империй, коммунистических режимов и иных жёстких режимов новейшего времени.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:
Односторонняя властность, когда функции управления сосредотачиваются в одном лице или узком круге.
Неограниченность власти, то есть , неподконтрольность гражданам.
Монополизация политики, то есть, при авторитаризме возможно существование многопартийной системы, профсоюзов и других организаций может существовать оппозиция, то есть, вестись борьба в парламенте, но лишь при условии их подконтрольности власти.
Отказ от тотального контроля, то есть, власть предпочитает не вмешательство во вне политическую сферу. Занимается вопросами внутренней политики , государственности, обороны и т.д., может влиять на социальную политику, но при этом стремиться сохранить механизмы самоуправления внешнеполитических сферах.
Рекрутирование политической элиты происходит в основном путём назначения сверху, а не путём конкурентной борьбы. Если же существуют выборы, то лишь в формальной форме.
Граждане обладают значительными правами и свободами, но всё это в определённой дозировке: в сторону приоритета интереса государства.
Централизация власти с условностью региональных автономий (если таковые есть). Таким образом, авторитаризм хоть и предполагает концепцию неограниченной власти в руках одного человека или группы лиц, но тем не менее сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах, совмещая автократию с уважением всех других прав личности, кроме политических.
Слабые стороны: полная зависимость политики от позиции главы государства и группы высших руководителей, при отсутствии у граждан возможности предотвращения политических авантюр и произвола.
Достоинства: высокая способность обеспечивать политическую стабильность , общий порядок, подавлять сопротивления политических противников, мобилизовывать ресурсы на реализацию необходимых целей т.д.
Демократияодна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии её членов в управлении ею. Демократия характеризуется признанием наряду с естественными правами человека, также его права на участие в решении государственных дел и наделением граждан самым широким кругом прав и свобод.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:
Равноправие граждан на участие в управлении государства.
Законодательное закрепление широких экономических и социальных прав и свобод граждан.
Свободные, равные, тайные выборы в органы власти.
Принятие решений большинством голосов при твёрдых гарантиях прав меньшинства открыто отстаивать свои интересы.
Многопартийная система
Плюрализм, то есть , многообразие общественных интересов и форм их выражения.
Наличие альтернативных источников информации.
Разделение на законодательную, исполнительную, судебную ветви власти.(при полной независимости последней).
- В зависимости от того как народ участвует в управлении и кто непосредственно выполняет властные функции , демократия бывает: прямой, плебисцитарной, представительной.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии политических решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей. Например, в местных органах власти, в профсоюзных мелких организациях.
Плебисцитарная демократия – различия между ней и прямой демократией в том, что прямая предполагает участие граждан на всех стадиях процесса властвования: в подготовке , принятии политического решения, принятии и в контроле за осуществлением политического решения. А при плебисцитарной демократии тот или иной проект решения готовиться специальными людьми(президент, правительство, партии и др.), а граждане посредством голосования имеют право только одобрить или не одобрить этот закон. Такое голосование называется референдумом и в реальности участие населения в политике достаточно ограничено .
Представительная демократия – самая распространённая форма политического участия. Здесь граждане фактически самоустраняются от участия в политике, передавая свои права и полномочия избранным представителям , которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, законов, проведении в жизнь национальных и иных программ . Процедуры выборов могут быть самые разные, но в любом случае формально выбранные лица в представительной демократии (парламентарии) занимают свои посты от имени народа и подотчётны народу во всех своих действиях.
Теории демократии.
С теоретической точки зрения демократия представляет собой совокупность политических структур и процедур , которые были бы эффективны в реализации общественных нужд.
В этом плане
- Либеральная теория демократии рассматривается как правление , где источником власти является народ, но выражать ее может только через своих представителей – депутатов парламента, партии, профсоюзы и т. д.
- Теория прямой демократии отрицает принцип представительности , рассматривает демократию как прямое правление народа, который выражает свою волю на собраниях, что служит основой для деятельности правительства и составления законов.
- Плюралистическая теория демократии исходит из того , что каждый индивид стремится к реализации своих личных интересов ,а не общественных нужд. Общество рассматривается как совокупность социальных групп. А принятие решения происходит в результате их борьбы .
- Элитарная теория демократии исходит из того , что не существует рационального поведения индивида, отсутствует концепция «всеобщего блага» , поэтому должна существовать господствующая элита, формально выбираемая народом; и на время своего правления лишающая народ, на тот же срок, возможности действовать .
-Теория социалистической демократии \идентитарной\ , которая выдвигает приоритет общественного блага над личным .
Конкурентная и идентитарная теории демократии.
В современной теории демократии различают два основных отличных типа действующей демократии: конкурентную – либерал-демократическая и идентитарную – социалистическая, Для понимания сущности этих теорий необходимо выделить чистые признаки этих двух типов демократии:
Конкурентная теория. | Идентитарная теория. |
1. морально-автономный индивид | 1. социальный человек |
2. суверенитет личности | 2. суверенитет народа |
3. общество, как сумма индивидов | 3. органическое общество |
4. плюрализм интересов | 4. первенство общего блага |
5 принцип свободы человека | 5. свобода гражданина |
6. первенство права | 6. единство прав и обязанностей |
7. представительная демократия (выборы) | 7. непосредственная демократия (прямая или плебисцитарная) |
8. свободный мандат | 8. императивный мандат |
9. разделение властей | 9.разделение функций |
10. подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинства | 10. подчинение меньшинства большинству |
10. подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинства | 10. подчинение меньшинства большинству |
1- это означает моральную автономию человека определять свою жизнь и правила общения с другими людьми. | 1- исходит из того, что человек, как автономное существо может существовать лишь в естественном состоянии (ни от кого независящим), а в общественном состоянии –это может быть только человек социальный, зависящий от других и принимающий \или непринимающий\ ценности общества. |
2- это означает, что ни государство, ни другие люди не должны нарушать индивидуальные права личности. | 2- также как и в либеральной теории, государство возникает на основе договора, но не является «минимальным государством», а функционирует руководствуясь интересами и ценностями общества, носителем которых выступает народ, как конечный источник власти, то есть государство ограничено суверенитетом народа. |
3- при данном типе демократии, основной её компонент автономный индивид, а значит общество трактуется как сумма свободных индивидов. | 3- предполагается, что государство руководствуется общими интересами народа, а последние обладают органическим единством, не являясь просто суммой частных интересов (то есть, государство\страна\ рассматривается как единая система, социальный организм). По данной теории деспотизм государства возникает как раз тогда, когда оно руководствуется частными интересами отдельных лиц и социальных групп. |
4- то есть, интерес суммируется как интерес всех индивидов в обществе, а право выше, чем общее благо. | 4- эта теория исходит из приоритета общего блага над правом |
5 - частная жизнь ценится больше, чем интересы общества. | 5- свобода человека рассматривается как гражданская свобода в соответствии с определёнными законами, принятыми народом |
8- то есть, избранные представители связаны лишь своей совестью и конституцией. | 8- лица, осуществляющие управление, наделены народным мандатом и ответственны перед народом, чей общий интерес является императивом. |
9. | 9- исходит из того, что единство власти обеспечивается суверенитетом народа, а значит принцип разделения властей не является существенным (т.к. любая власть народная в данном случае). И здесь необходимо говорить о разделении профессиональных функций. |
10. | 10- так как принятие решений является внешним выражением единой воли, принципиально требующей общего согласия. |
Современная демократия – это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны, но равенство это двоякого рода: равенство перед законами, равенство политических прав. Однако, с момента возникновения демократии, она связана с государством, а значит с принуждением и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего эта форма правления хорошо организованного привелегированного меньшинства в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Поскольку авторитаризм предполагает одностороннюю властность , а демократия – народовластие , то теоретически они выступают как внутренние противоположности . Но на практике ,как правило, образуют сочетания с преобладанием того или другого.