Российская политическая мысль

Возникновение русской политической мысли непосредственно связано с развитием государственности в Киевской Руси. На процесс формирования древнерусской государственности, а также становление политических учений оказал влияние целый ряд духовных, исторических, географических и социально-экономических причин и факторов:

Во-первых, это географическое положение. Возникнув изначально в Восточной Европе, русское государство в последующие столетия прирастало территориями, преимущественно, в восточном направлении, что привело к формированию евразийского политического пространства, ставшего колыбелью великой цивилизации. Своеобразие русской земли, природно-климатические условия наложили свой отпечаток на развитие русской политической мысли.

Во-вторых, такие политические факторы как феодальная раздробленность, ордынское иго и ряд других стали причинами социально-экономического отставания Руси от передовых стран средневековья. Это также наложило отпечаток на специфику русской политической мысли.

В-третьих, духовными источниками формирования древнерусской политической мысли послужили:

1) наличие дохристианского, языческого идейного потенциала;

2) крещение Руси и заимствование византийских культурных традиций.

Вместе с тем с самого начала русская политическая мысль испытывала влияние и Западно-христианских политических идей. Православие, обогащая древнейшие русские политические представления, открыло для Древней Руси возможность свободного идейно-политического диалога с Византией, Европой, всем христианским миром.

Основные этапы развития Российской политической мысли:

- политическая мысль Киевской Руси и периода раздробленности (IX-XV вв.)

- политическая мысль Московского государства (XVI-XVII вв.)

- политическая мысль периода империи (XVIII -нач. XX вв.)

- советский период (1917-1991 гг.)

- новейший период (с 1992 года по настоящее время).

Истоки письменной политической мысли Древней Руси нисходят к IX-XII вв., это:

«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (1049 г.),

«Повесть временных лет» Нестор (1113 г.),

«Поучение Владимира Мономаха» (1125 г.),

«Моление Даниила Заточника».

Поиск смысла исторического бытия русского народа, вопросы происхождения государства и его назначение, характера великокняжеской власти, взаимоотношений церкви и государства, единства русских земель становятся предметом «древнего любомудрия» и содержанием первых политических летописных трактатов.

В период Московского государства русская политическая мысль наполняется новым содержанием – генерирует новые политические идеи, в том числе обосновывается право московских царей на неограниченную самодержавную власть (сочинения Ивана Грозного и его переписка с А.М. Курбским), выдвигается идея великодержавности (концепция «Москва – Третий Рим»), идея патерналистского правления и другие.

Во второй половине XVII века прослеживается тенденция к установлению абсолютной монархии. Проблема власти становится предметом специального наблюдения и анализа: С. Полоцкий, Ю. Крижанич, А. Ордин-Нащокин.

Юрий Крижанич (1617-1683 гг.) – хорватско-русский общественно-политический деятель. Он прожил в России 17 лет под именем Юрия Сербенина (из них 15 лет в ссылке в г. Тобольске). В своём трактате «Политика», он обосновал идеи просвещенного самодержавия («совершенного самовладства»), видя в нем оптимальную форму правления для России: государь – просвещенный монарх и обеспокоен, прежде всего, благом народа, а гарантией является принятие законов, обязательных и для народа, и для правителей.

Реформы Петра I, связанные с европеизацией российского общества, превращение России в империю, требовали идеологического обоснования. Феофан Прокопович (1682-1736 гг.), используя теорию общественного договора, обосновывает идею ничем не ограниченной самодержавной власти, т.е. выдвигает патерналистско-бюрократическую модель неограниченной монархии.

В.Н. Татищев (1686-1750 гг.), историк и государственный деятель, доказывает, что для России в силу ее больших пространств и отсутствия достаточного просвещения у народа возможно лишь абсолютное «самовластие».

Со второй половины XVIII века в России начинают складываться классические направления в российской политической мысли:

- консервативное

- либеральное

- радикальное (революционно-демократическое).

Консервативное направление.

Основные представители: М.М. Щербатов (1733-1790), Н.М. Карамзин (1766-1826), Н.Я. Данилевский (1822-1885), К.Н. Леонтьев (1831-1891), К.П. Победоносцев (1827-1907), Л.А. Тихомиров (1852-1923).

М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин подчеркивали незыблемость монархии и крепостного права, сословного построения общества. Самодержавие, по их мнению, есть всесословное и отеческое правление, властитель – строгий и добрый отец, крепкий в православной вере и отстаивании заветов старины. Только такое правление есть гарант единства общества и его благополучия. В 1811 году в «Записке о древней и новой России» Карамзин резко критикует либеральные реформы, а также здесь он сформулировал классические принципы русской охранительной идеологии: «требуем более мудрости охранительной, нежели творческой», «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости».

Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» (1871 г.) на основе разработанной им теории о культурно-исторических типах обосновывает идеи о принципиальном расхождении Европы и России. Сходные с ним высказывает идеи К.Н. Леонтьев: обосновывая византийские истоки русской цивилизации, он предостерегает Россию от следования «отвратительному пути», по которому пошла Европа.

По мнению Леонтьева, всякое развитие, прогресс, представляет собой триединый процесс:

а) первоначальной простоты;

б) цветущей сложности;

в) смесительного упрощения.

На последнем этапе появляются признаки распада, разложения. Именно подобное состояние переживает Европа. От разрушительного влияния Запада Россию ограждает православие.

К.П. Победоносцев обосновывает гибельность европейского пути для России в книге «Великая ложь нашего времени». Ложной идеей является, с его точки зрения, теория парламентаризма: выборы не отражают волю избирателей, а избранные представители руководствуются лишь собственными честолюбивыми интересами.

Л.А. Тихомиров в трактате «Монархическая государственность» подверг критике демократию как самого страшного, по его мнению, вида деспотизма.

При всем разнообразии подходов и концепций можно выделить ряд общих признаков и черт, характеризующих российскую консервативную мысль:

- провозглашение необходимости для России следовать по собственному пути развития, отличному от западного пути;

- признание необходимости самодержавной власти в России, допускающее возможность проведения реформ, не затрагивающих сути существующей системы власти;

- критика парламентаризма (представительная власть есть отчуждение власти от народа, а парламент – «ужасная говорильня»), либерализма и социализма (свобода и равенство, идеи народного суверенитета – самые лживые из политических идей);

- религиозное (православное) мировоззрение, сакрализация явлений политической жизни, представление о монархе как о «помазаннике Божьем»;

- сохранение традиционной системы отношений, общественной иерархии как основы самодержавной власти и отражения «иерархии небесной»;

- высшая нравственная задача личности – служение общему благу, выразителем которого является государство.

Либеральное направление.

Основные представители: М.М. Сперанский (1772-1839), П.Я. Чаадаев (1794-1856), Б.Н. Чичерин (1828-1904), С.А. Муромцев (1850-1910), Н.М. Коркунов (1853-1904), В.С. Соловьев (1853-1900), П.Н. Милюков (1859-1943), Г.Ф. Шершеневич (1863-1912), П.И. Новгородцев (1864-1924), Л.И. Петражицкий (1867-1931), Б.А. Кистяковский (1868-1920), С.И. Гессен (1887-1950) и другие.

Главная отличительная черта либерализма – признание верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества.

М.М. Сперанского по праву считают основателем либеральной политико-правовой традиции. В работе «Введение к Уложению государственных законов» (1809) Сперанский один из первых отечественных политических мыслителей выдвинул и обосновал идеи правового государства, разделения властей, конституционного ограничения самодержавия, не реализованные при его жизни, но в последующем они стали основой для либеральных реформ Александра II.

П.Я. Чаадаев, стоявший у истоков российского западничества, в своем первом письме из его сочинений «Философические письма», опубликованном в журнале «Телескоп» (1836) резко критически оценивал прошлое и настоящее России. По его мнению, Россия, приняв христианство в византийской (православной) форме, оказалась оторванной от истинного живительного христианства, католицизма («замкнулась в своей религиозной обособленности, и ничего из происходящего в Европе не достигало до нас»).

Б.Н. Чичерин считается основателем русского либерализма. В своих книгах «История политических учений» (пять томов), «Курс государственной науки», «О народном представительстве» и других он изложил свое понимание политики как науки искусства, дал глубокое токование истории политической мысли, обосновал свою концепцию государства, политических прав и свобод граждан. По его мнению, государство есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага.

Основными элементами государства, по мнению Чичерина, являются:

1) власть;

2) закон;

3) свобода;

4) общая цель.

Цель государства – гармоничное сочетание всех элементов общежития и руководство общими интересами для достижения общего блага.

В.С. Соловьев в своей «философии всеединства» ставит вопрос о смысле существования России в составе мирового сообщества, во всемирной истории. Ее историческая миссия состоит в том, чтобы духовно объединить христианские страны и способствовать созданию вселенского теократического государства. Соловьев призывал покончить с высокомерным отношением к Западу, вернуть взаимопонимание и наладить сотрудничество на основе общих христианских ценностей: преображения жизни, ее разумного самоограничения, развития общественной свободы, служения идеалам добра и справедливости.

Н.М. Коркунов определяет государство как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком». При этом право принуждения в данном союзе представляется только органам государства, которые и создают указанный порядок. В работе «Русское государственное право» Коркунов также рассматривает государство как «юридическое отношение», субъектом которого являются «личности, составляющие государство», а объектом – сама государственная власть, используемая субъектом для осуществления своих интересов.

Г.Ф. Шершеневич определяет государство как «Союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». В работе «Общее учение о государстве и праве» он выделяет в государственной власти следующие признаки:

1) независимость по отношению к другим государствам;

2) верховенство внутри страны;

3) неограниченность (отсутствие иной власти, которая могла бы её ограничить);

4) неделимость (двух высших властей не может быть).

Таким образом, Шершеневич отвергает теорию разделения власти: трех равных по силе властей (законодательной, исполнительной, судебной) существовать не может. Та, которая в действительности оказывается более сильной, и будет настоящей властью, а остальные подчиняются ей. «Законодательство, управление и суд», по мнению Шершеневича, - это не три власти, а формы проявления единой государственной власти (или три её функции).

П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен развивают идеи социального либерализма. Отталкиваясь от классических принципов правового государства, сторонники социального либерализма обосновали необходимость его превращения в «социальное» государство, в такое, которое обеспечит человеку достойные материальные условия его политической свободы.

Радикальное (революционно-демократическое) направление.

Это направление российской политической мысли охватывает широкий спектр мировоззренческих, идеологических, методологических и других подходов, объясняющих социальный мир, но их объединяет выбор революционных методов борьбы и радикальных мер преобразования этого мира.

А.Н. Радищева (1749-1802 гг.) принято считать основателем революционного просветительства. Он изложил свои взгляды в трактате «Путешествие из Петербурга в Москву».

В первой четверти XIX века радикальные теории и методы переустройства российского общества были предложены «декабристами».

П.И. Пестель (1793-1826) изложил свои республиканские взгляды в работах «Конституция. Государственный завет» и «Русская правда», ставшая официальной программой Южного общества декабристов.

Н.М. Муравьев (1795-1843), автор официальной программы Северного общества декабристов.

Они оба (Пестель и Муравьёв) выступали за свержение самодержавия, отмену крепостного права. Пестель выступал за ликвидацию всех сословных перегородок, установление «единого сословия – гражданского», замену монархии республиканской формой правления. Муравьев, занимая более умеренные позиции, выступал за установление в России конституционной монархии, которая основывается на трех принципах: суверенитет народа, верховенство конституции, союзный характер государственного устройства.

Дальнейшее развитие идей революционного демократизма связанно с именем А.И. Герцена (1812-1870), В.Г. Белинского (1811-1848), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). Они считали, что только коренное преобразование общества на социалистической основе в ходе крестьянской революции способно обеспечить подлинное равенство и демократию; русская крестьянская община - готовая ячейка будущего социалистического общества.

Идеи русского социализма во второй половине XIX века были поддержаны революционным народничеством: П.Л. Лавровым (1823-1900), Н.К. Михайловским (1842-1904), П.Н. Ткачевым (1844-1885).

Политический радикализм получил свое развитие в рамках распространения марксизма в России, начиная с 80-х годов XIX в.: Г.В. Плеханов (1856-1918), В.И. Ленин (1870-1924) и его последователи в лице большевиков.

Плеханова считают родоначальником русского марксизма. Однако, развитие марксистской теории применительно к России связывают с именем В. И. Ленина, который развил марксистские учения о общественно-экономической формации, социалистической революции, политических партиях, социалистическом государстве и т. д., реализованные в советском эксперименте.

Самой радикальной политической концепцией в российской политической мысли XIX – начала XX века был анархизм: М.А. Бакунин (1814-1876) и П.А. Кропоткин (1842-1921). Они считали возможным полную ликвидацию всех институтов государства, ибо государство – механизм насилия над обществом и причина социальной несправедливости.

И.А. Ильин (1882-1954) также внёс существенный вклад в развитие российской политической мысли. Он исследовал широкий круг вопросов политики, власти, государства, права, свободы личности, ее национального и политического сознания. В своих книгах («Понятия права и силы», «Наши задачи») Ильин рассматривал отличие правового государства от тоталитарного государства. Он показал, что первый тип всецело основан на признании человеческой личности – духовной, свободной, правомочной, управляющей собой в душе и в делах. Политическая свобода им трактуется как разновидность внешней свободы человека, которая проявляется в праве самостоятельно говорить, писать, выбирать, решать и подавать свой голос в делах общественного устроения. Демократию Ильин определяет как народоправство, осуществляемое на основе законов, которые устанавливают гражданские и политические свободы людей.

Наши рекомендации