Молодежь как социальная группа

Социологи относят к ней людей в возрасте от 16 до

25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до

30 лет). Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения.

Одно из главных, по мнению психологов, обретений это& го периода — открытие собственного «Я». Если для подрост& ка важны в первую очередь внешние события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость для человека приобретает его внутренний мир. Собственные мысли и чувства становятся не меньшей реальностью, чем окружающая действительность.

Человек все отчетливее и глубже осознает свою индиви& дуальность, неповторимость. И если в отрочестве у многих преобладало стремление быть такими, как другие, то в мо& лодости собственная уникальность осознается как ценность; ее развивают, ее демонстрируют.

Выше уже отмечалось, что молодежь как особая социаль& ная группа стала восприниматься обществом только с пере& ходом в индустриальную фазу развития. Это было обуслов& лено рядом причин. Во&первых, дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным се& мейное воспитание для овладения многими социальными ро& лями. Во&вторых, усложнение техники, растущая специали& зация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования. В ре& зультате выход на рынок труда для большинства молодых людей отодвигался на все более поздние сроки. В&третьих, рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал сущест& венно различаться; возникла молодежная субкультура (об этом речь пойдет дальше).

Общность социальной позиции — уже не дети, еще не взрослые, особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами.

 
ГРАЖДАНСКОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

С 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государ& ства гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. Сегодня наш Ос& новной закон гарантирует каждому, как вы уже знаете, ши& рокий спектр прав и свобод: гражданские и социально&эко& номические права (право на собственность, свободный труд, образование, охрану здоровья и др.)» политические права (право на объединение, участие в управлении государством, право избирать и быть избранным), личные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на сво& боду передвижения и др.), а также свободу совести, мысли и слова, средств массовой информации.

Достигнув 18&летнего возраста, гражданин может всту& пить в законный брак. Вместе с тем при наличии уважи& тельных причин (беременность, рождение ребенка, непосред& ственная угроза жизни одной из сторон) местные органы власти вправе снизить брачный возраст.

Полная правоспособность предполагает не только воз& можность использовать права, но и необходимость выпол& нять определенный круг гражданских обязанностей. В соот& ветствии с Конституцией РФ к ним относятся: соблюдение Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также детей, если они достигли 18 лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособных родителях, своевременная уплата законных налогов и сборов, охрана природы, памятников истории и культуры. Обязательным является получение ос& новного общего образования. Долгом граждан России явля& ется защита Отечества. Законом предусмотрено, что призы& ву на военную службу подлежат мужчины — граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не име& ющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет по& ложение молодого человека в обществе и существенно рас& ширяет его возможности. Роли ребенка и подростка в основ& ном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами досуговой деятель& ности (участник спортивной секции). В дальнейшем при со& хранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослу& жащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и многие дру& гие.

Однако в юности, как отмечают психологи, многие из но& вых ролей не усваиваются всерьез и окончательно, а как бы примериваются, испытываются. Молодости свойственно ис&

 

кать, выбирать, пробовать. И старшие поколения резервиру& ют за молодыми право на ошибку, на некий необдуманный поступок или рискованное предприятие: «Молодому ошиб& ка — улыбка, старому — горькая слеза», «Молодо&зелено — погулять велено», «Молод бывал — и со грехом живал». Но такая широта выбора социальных ролей и высокая степень свободы молодых утвердились в обществе сравнительно не& давно.

Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. infantis — младенческий, детский), т. е. в стремлении к иж& дивенчеству, требованиях постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе и отсутствии ответственности за собственные поступки. Очевидно, что та& кие проявления не редкость в молодежной среде. Вместе с тем сам факт обретения молодым человеком всей полноты гражданских прав и обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признает за ним высокую степень соци& альной зрелости, развитое чувство ответственности, способ& ность принимать решения, руководствуясь не только личны& ми интересами, но и гражданскими чувствами.

Наши рекомендации