Формы и методы осуществления функций государства.

Форма осуществления функций государства - виды деятельности государства по осуществлению его функций, т.е. процедурно-процессуальная сторона деятельности государства и его органов.

Существует различение правовых и неправовых (организационных) форм, в рамках которых осуществляются обозначенные функциями направления государственной деятельности.

К правовым формам реализации функций государстваотносят правотворческую, правоисполнительную, правообеспечительную деятельность.

Правотворческая деятельность заключается в разработке и принятии разных нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов), содержащих в себе правила поведения. Правоисполнительная деятельность выражается в принятии системы мер, направленных на исполнение нормативно-правовых актов. Правообеспечительная деятельность заключается в создании условий, благоприятствующих наиболее полному и эффективному осуществлению содержащихся в нормативно-правовых актах прав и свобод.

Неправовые (организационные) формыосуществления функций государства состоят в выполнении мероприятий, обеспечивающих решение стоящих перед обществом и государством задач. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению иизучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление списьмами и заявлениями граждан и т. п.

o Явно-публичная форма осуществления функций государства проявляется, когда граждане вступают в непосредственный личный контакт с официальными представителями публичной власти.

o Латентно-публичная (скрытая) форма осуществления функций государства проявляется, когда граждане не вступают в непосредственный личный контакт с представителями публичной власти, но, тем не менее, взаимодействуют со сложившимся государственно-правовым порядком отношений в обществе.

Под методами реализации государственных функцийследует понимать совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляются соответствующиевиды государственной деятельности.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Вместе с тем

представляется возможным объединить все имеющиеся методы в две группы: императивные

и диспозитивные.

A. Методы императивного характера предполагают издание и обеспечение при помощисредств принуждения. Выполнение этих правил должно осуществляться вчетком соответствии с содержащимися в них установками.

B. Методы диспозитивного характера связаны с определением общихграницдозволенного поведения и определяющих сферу, в рамкахкоторой субъекты самостоятельно (используя договорную форму) вырабатывают правилавзаимного общения в процессе реализации той или иной функции государства.

Традиции российской государственности.

Централизованное российское государство возникло в 15в., связано с крушением Византийской империи. И Россия приняла гос. традиции Византии.

Эти традиции:

1)православие - одна из религиозных конфессий. Форма коллективного сознания российской государственности.

2)полиэтничность - множество языков и народов.

3)самодержавие-император-ставленник бога на земле. В России монарх рассматривался как сын бога на земле.

4)соборность и общинность. Соборность разработана Хомяковым в середине 19в.

Соборность и общинность трансформировались в традиции коллективизма.

В 1991г. произошла попытка отхода от византийского образца и строительство государственности по западному образцу.

Конституционные черты российской государственности:

1)правовое государство.

Нерсесянц выделяет блоки:

А)гуманитарно-правовой блок—объявление прав и свобод личности приоритетом в гос. деятельности.

Б)нормативно-правовой блок—верховенство конституции, законность.

В)институционально-правовой блок—разделение властей, механизм сдержек и противовесов.

2)демократическое государство-носитель суверенитета многонациональный народ.

3)республика—высшие органы власти – выборные.

4)федеративное государство.

5)светское государство.

6)социальное государство.

Происхождение права.

Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии.

Асинхронисты считают, что право - признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные авторитетом:

1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Право возникает вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве.

2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство.

Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза.

Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права.

Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей.

Позитивное право – это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения.

Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке явилась основной предпосылкой возникновения права.

Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм.

Отличие права от обычаев.

1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты.

2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения.

3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения.

4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права.

5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность.Пути происхождения права:

Восточный путь правогенеза: право вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные.

Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы.

Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Право определяло меру свободы.

Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме судебного прецедента; в) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов.

Наши рекомендации