Крестьянское самоуправление . Земская и городская реформы 60-70 гг. 19 века
Реформы 60 – 70-х гг. XIX века
Все дела велись устно, лишь вынесенные приговоры записывались в «Книгу решений волостного суда». Мировые посредники были призваны проводить правительственную линию – учитывать прежде всего государственные интересы, пересекать корыстные поползновения откровенных крепостников и требовать от них строго придерживаться рамок закона. Однако среди мировых посредников были и представители либерально-оппозиционного дворянства, критиковавшие грабительские условия реформы 1861 г. и выступавшие за дальнейшие преобразования в стране. Значение отмены крепостного права Реформа 1861 г. ударила «одним концом по барину, другим по мужику» (Н.А. Некрасов). Являясь грабительской по отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и экономические интересы помещиков: личное освобождение крестьянства ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию дарового крепостного труда, реформа заставила отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Подавляющее большинство помещиков встретило реформу 1861 г. с раздражением, надеясь, что изданный закон скоро будет изменен в желаемом для них духе. Отовсюду посыпались жалобы помещиков на грозящее им разорение. Помещичья фронда нашла свое выражение в начале 1862 г. в дворянских губернских собраниях, на которых раздавались открытые протесты против нарушения «священной дворянской собственности» и выносились предложения изменить в пользу дворянства изданный закон. Крестьянская реформа 1861 г. несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важным историческим актом прогрессивного значения. Она стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. Судебная, земская, военная и в области образования судебная реформа, подготовка судебной реформы начались в конце 1861 года..20 ноября 1864 г. Император утвердил проекты судебных уставов. Судебные уставы предусматривали бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвакатов. Вводились новые судебные учреждения – коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд (обычно в пределах губернии, которая составляла судебный округ), второй – судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов. Принимавшие участия в судебном разбирательстве выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определяли в соответствии со статьями закона судья и члены суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, но без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы в Сенате, только в случае нарушения законного порядка судопроизводства или обнаружения каких- либо новых обстоятельств по делу.
Крестьянское самоуправление (на примере Енисейской губернии)
Крестьянское самоуправление осуществлялось волостным правлением , состоявшим из выбранных на волостном сходе представителей крестьян. В 1882 г. на территорию Енисейской губернии было распространено «Положение о преобразовании общественного управления крестьян». В соответствии с ним было проведено разукрупнение некоторых волостей. Это отчасти ослабило произвол волостной верхушки. Должностные лица волостного и сельского правления должны были избираться на крестьянских сходах. В каждой волости учреждался волостной суд . В этом же году в соответствии с законом о преобразовании управления крестьянами Восточной Сибири было учреждено Енисейское по крестьянским делам присутствие . Оно вместе с казенной палатой занималось вопросами административного управления, наделения крестьян землей, составлением смет земских и волостных повинностей. В их ведении также находился контроль за деятельностью нижестоящих окружных и волостных управлений. На уровне окружной власти крестьянскими делами занимались особые присутствия в составе окружного судьи, стряпчего, казначея, земского исправника и земских заседателей. Такое положение позволяло земской полиции активно вмешиваться в дела волостных сходов крестьян, творя произвол. Даже губернские власти признавали, что чины земской полиции активно потворствовали «темным поборам», рукоприкладству по отношению к крестьянам. В 1898 г. в Восточной Сибири был учрежден институт крестьянских начальников , которые заменили земских заседателей. Основной их задачей являлось «поддержание порядка», для чего им предоставлялись широкие полномочия по руководству крестьянским самоуправлением. Они могли отменять решения крестьянского схода, смещать выборных лиц, налагать штрафы, применять полицейские санкции за невыполнение крестьянами их указаний, разбирать крестьянские споры, контролировать собираемость податей. В Енисейской губернии был назначен 21 крестьянский начальник. Крестьянские дела рассматривались на уездном совете крестьянских начальников, которые подчинялись присутствию губернского правления , созданного по указу от 2 июня 1898 г. Волостная администрация состояла из волостного старшины, волостного заседателя и волостных судей. Сельскую администрацию составляли староста, сборщик податей и десятские. Но фактически полновластным хозяином в волости были волостной старшина и писарь. Волостное правление занималось раскладкой податей и повинностей, выдачей паспортов, приводило в жизнь решение волостных судов.
26 вопрос