Органы управления в конфликтных и чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения от ЧС.
Объем и содержание мероприятий по защите населения на территории от ЧС определяется, исходя из принципа необходимости достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.
Федеральное Собрание РФ утверждает ассигнования на финансирование мероприятия, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от ЧС. Правительство устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.
Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территории от ЧС, проводят обучение населения способами защиты и действиям в указанных ситуациях.
Для осуществления государственного управления и координации органов исполнительной власти создан федеральный орган – Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), который создает подведомственные ему территориальные органы. Эти органы в свою очередь, организуют работу в области защиты населения на территории от ЧС в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики.4
В 1992 году была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС – РСЧС, преобразованная в 1995 году в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС техногенного, природного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий – и для решения задач по защите населения и территории в ЧС военного характера.
Организационная структура РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения в ЧС в мирное и военное время. Она состоит из территориальных и функциональных систем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих их административно-территориальному делению.
Функциональные подсистемы создаются федеральными органами власти и включают органы управления, силы и средства министерств и ведомств, организующих работы по защите населения от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
На каждом уровне РСЧС имеют координирующие органы, постоянно действующие органы и органы повседневного управления, а также соответствующие силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов и системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координирующими органами на федеральном и региональном уровнях являются, соответственно, Межведомственная и ведомственная комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; на территориальном, местном и объектовом уровне – комиссии по ЧС (КЧС).
Координирующие органы организуют, контролируют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий, предупреждению и ликвидации ЧС на подведомственных им территориях и объектах.
Органами постоянного управления по делам гражданской обороны и ЧС (ОУ ГОЧС) являются: на федеральном уровне – Министерство по делам ГОЧС, на региональном уровне – региональные центры (РЦ), на территориальном и местном уровнях – комитеты, главные управления, управления, отделы, создаваемые при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, органы управления по делам ГОЧС на объектовом уровне – отделы по делам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.
Органами повседневного управления являются центры управления в кризисных ситуациях Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС) и дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти (ДДС).
Общее руководство гражданской обороной и защитой населения и территорий в ЧС осуществляют руководители органов исполнительной власти всех уровней, именуемые руководителями гражданской обороны и защиты населения и территорий в ЧС (РГО И ЗНиТ).
В системе управления РСЧС предусмотрено создание стационарных и подвижных пунктов управления (ПУ). Стационарные ПУ могут быть повседневными (мирное время) и запасными (военное время). Подвижные пункты могут быть воздушными и мобильными.
Для непосредственного управления ликвидацией ЧС на базе органов управления ГОЧС создаются нештатные органы управления: оперативные штабы – ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них представителей ФСБ, МВД и других служб.
К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся: службы и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах; формирования Госсанэпиднадзора России; ветеринарная служба Минсельхозпрода России; геофизическая служба РАН; оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России; учреждения и агентства по мониторингу ЧС; учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ЧС.
Основу группировки сил ликвидации ЧС различного назначения составляют части и подразделения постоянной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:
части и подразделения МЧС:
противопожарные части и подразделения;
войска ГО, состоящие из отдельных спасательных бригад, полков и батальонов;
специально подготовленные инженерные и химические части и подразделения Минобороны (МО) России;
сводные мобильные формирования частей войск ГО и МО России;
бригады экстренного реагирования и специализированной медицинской помощи Всероссийской службы медицины катастроф;
профессиональные спасательные отряды и различные формирования Минатома и других профильных министерств и ведомств.
Гражданская оборона – система мероприятий РСЧС, выполняемых ее структурными элементами, по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.