Рост общественно-политической активности.
Вопрос 35.
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ В КОНЦЕ 1980-х – начале 19века.
Период перестройки ознаменовался не только попытками обновить систему социалистической экономики. Были осуществлены основательные политические преобразования, которые вызвали активные процессы гражданского, духовного раскрепощения.
Гласность. Изменения в общественном сознании.Широкая политическая реформа началась позже экономических преобразований. Ей предшествовала массовая смена и омоложение кадров в высшем руководстве страны. Кадровые изменения не обошли стороной и Татарскую республику. В 1989 г. первым секретарем Татарского обкома КПСС стал М.Ш. Шаймиев. Состав обкома КПСС пополнился молодыми интеллектуалами, приобретшими известность своей активной гражданской позицией в годы перестройки и не имевшими номенклатурного прошлого.
В деятельности партийных, общественных структур появилась большая открытость. На смену заявлениям об очередных успехах, огромных достижениях приходил критический настрой. Он был подхвачен средствами массовой информации, общественностью. Остротой публикаций отличались газеты «Вечерняя Казань», «Комсомолец Татарии».
Рост общественно-политической активности.
В середине 1988 г. решениями XIX партконференции был дан старт широкой политической реформе. Одна из ключевых идей реформы состояла в восстановлении полновластия Советов. Реформированию подлежала и КПСС. Однако процессы демократизации шли в ней медленно, с большим трудом. В этих условиях авторитет коммунистической партии стремительно падал. Все
Летом 1988 г. политическая оппозиция создала в республике Инициативный Центр Народного фронта. К концу 80-х гг. здесь сформировалось мощное национальное движение. Его главной консолидирующей силой стал Татарский общественный центр (ТОЦ), учредительный съезд которого состоялся в 1989 г. Весной 1990 г. наиболее радикальная часть представителей ТОЦ организовала татарскую партию национальной независимости «Иттифак». Спустя полгода возник союз татарской молодежи «Азатлык» («Свобода»).
В ходе второй избирательной кампании по ТАССР оппозиционным общественным организациям удалось провести в состав народных депутатов республики своих представителей. Правда, по-прежнему большая часть депутатов была представлена кандидатурами, рекомендованными официальными органами. Народными депутатами ТАССР стали почти все первые секретари горкомов, райкомов КПСС, крупные хозяйственники. Коммунистическая номенклатура сумела сохранить свои главенствующие позиции у власти.
В апреле 1990 г. состоялась первая сессия Верховного Совета ТАССР двенадцатого созыва. На первом ее заседании на пост председателя Верховного Совета республики были выдвинуты три кандидатуры: первый секретарь Татарского обкома М.Ш. Шаймиев, писательница Ф.А. Байрамова («Иттифак») и доцент Казанского университета М.А. Мулюков (ТОЦ). Более 70 процентов голосов было отдано за кандидатуру М.Ш. Шаймиева.
На пути к суверенитету.Процессы демократизации в конце 80-х гг. вплотную подвели к проблемам национально-государственного устройства страны. Для ТАССР, как и многих других автономных республик, центральным являлся вопрос о повышении их политико-правового статуса. В сентябре 1989 г. состоялся пленум Центрального Комитета КПСС по национальным проблемам, который долго откладывался. На этом пленуме представители ТАССР говорили об ущемленном положении республики. Такие же претензии были высказаны рядом других участников пленума из автономий. Однако эта позиция не нашла поддержки. Практических решений о преобразовании хотя бы некоторых автономных республик в союзные принято не было.
В конце 1989 г. вопросы о расширении прав республики был поднят на пленуме Татарского обкома КПСС. Он одобрил установки центральных органов партии о расширении компетенции автономных республик.
Сформировавшееся национальное движение шло гораздо дальше позиций органов КПСС. Так, уже в конце 1988 г. центральным лозунгом ТОЦ, который являлся консолидирующей силой этого движения, был лозунг «Татарии — статус союзной республики!». На близких позициях находилось «Движение за радикальное преобразование Татарии». Татарский общественный центр явился организатором многочисленных мероприятий, где настойчиво ставился вопрос о повышении государственного статуса ТАССР. Им было собрано 100 тысяч подписей под требованием: предоставить Татарстану статус союзной республики.
Весной-летом 1990 г. вопрос о повышении государственного статуса Татарстана стал главным вопросом политической жизни республики. Политизация масс достигла небывалой остроты и размаха. К этому располагали все более ухудшавшаяся социально-экономическая ситуация, процессы суверенизации в прибалтийских республиках. 12 июля была принята декларация о суверенитете России. Активизации политической жизни послужила и отмена внеочередным Съездом народных депутатов СССР 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС. В республике митингующие все чаще демонстрировали негативное отношение к обкому партии. В его адрес при стечении огромных масс людей громче и громче звучали возгласы «Долой!», «В отставку!».
В этих условиях, используя противоречия между союзными и российскими властными структурами, руководство Татарской республики все настойчивее добивалось повышения ее статуса. Этот вопрос неоднократно ставился им в различных властных структурах в Москве. Во время визита в республику председатель Верховного Совета Б.Н. Ельцин сказал облетевшую все республиканские средства массовой информации фразу: «Берите суверенитета столько, сколько вы его сможете проглотить».
Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан.30 августа 1990 г. произошло одно из самых знаменательных событий в истории Татарстана второй половины XX в. В этот день на сессии Верховного Совета ТАССР после бурной дискуссии была принята Декларация о государственном суверенитете республики. Из 242 депутатов за нее проголосовал 241 человек при одном воздержавшемся. Собравшийся на площади Свободы у здания, где заседал Верховный Совет, народ ликовал. Принятие Декларации означало преобразование ТАССР в ТССР - Республику Татарстан. 30 августа стал праздником суверенитета республики.
Декларация провозглашала: «Земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа», а также гарантировала «равноправное сохранение и развитие татарского и русского языков в качестве государственных». Вместе с тем Декларация не определяла субъектность Республики Татарстан. Иными словами, в ней не было четкого ответа на важный тогда вопрос, станет ли Татарская республика союзной республикой или речь идет только об обозначении суверенных прав в рамках Российской Федерации. Этот компромисс позволил на время стабилизировать политическую обстановку в республике, однако двоякость заложенного в нем смысла определила сложный характер политического развития республики в 90-е гг.
Таким образом, демократизация, политика гласности дали весомые политические результаты. Глубокие перемены произошли в общественном сознании. Республика начала движение по пути суверенитета.
Борьба за статус союзной республики.Принятие Декларации представляло собой важный, но лишь первый шаг на пути достижения реального политического суверенитета республики. За ним с неизбежностью должны были последовать новые шаги.
Движение республики по пути суверенитета происходило в условиях столкновения нередко прямо противоположных мнений. Их разброс обнаружился сразу после принятия Декларации о государственном суверенитете.
Национально-патриотические силы выступали за полноправное членство Татарстана в составе федерации Союза ССР. При этом в национальном движении не было единодушия по вопросам продвижения республики к реальному суверенитету. Наиболее радикальную позицию занимала Татарская партия национальной независимости «Иттифак», образованная весной 1990 г. Она выступала за немедленное возрождение государства татарского народа, в котором государственным должен был быть признан только татарский язык. Близкую к ним позицию занимал образованный уже после провозглашения суверенитета союз татарской молодежи «Азатлык».
По поводу дальнейшего пути политического развития Татарстана шла ожесточенная полемика в печати, бушевали митинговые страсти на улице.
В декабре 1991 г. главы России, Украины и Белоруссии объявили о роспуске СССР и образовании Содружества Независимых Государств. В связи с прекращением существования СССР и образованием СНГ изменились условия борьбы за признание суверенитета Татарстана. В конце 1991 г. Верховным Советом республики была принята Декларация о вхождении Татарстана в СНГ. Однако этот документ был отвергнут учредителями Содружества.
Наполнение суверенитета реальным политическим содержанием.
12 июня 1991 г. президентом Татарстана был избран М.Ш. Шаймиев. Вице-президентом республики стал В.Н. Лихачев. Председателем Верховного Совета РТ был избран Ф.Х. Мухаметшин. Выборы российского президента в Татарстане не состоялись, так как подавляющее большинство татарстанцев не приняло в них участия.
Осенью 1991 г. политическая нестабильность в республике усилилась. Дело доходило даже до стычек демонстрантов с милицией. 15 октября представители национального движения попытались ворваться в здание, где заседал Верховный Совет, чтобы потребовать от него законодательного закрепления суверенитета Татарстана. 24 октября 1991 г. постановление «Об акте государственной независимости Республики Татарстан» было принято.
Однако политическая напряженность в республике не спадала. К концу 1991 г. она обрела форму парламентского кризиса. Депутаты группы «Татарстан», объединившей сторонников суверенитета, и «Народовластие», занимавшей противоположную политическую позицию, блокировали работу Верховного Совета неучастием в голосовании по решению спорных вопросов.
Отражением процесса становления суверенной государственности Татарстана явилось утверждение его государственных символов. Ими стали Государственный флаг (ноябрь 1991 г.), Государственный герб (февраль 1992 г.) и Государственный гимн (август 1993 г.).
Накануне 1992 г. в печати для всенародного обсуждения был опубликован проект новой Конституции РТ. Через два месяца Верховный Совет республики назначил на 21 марта 1992 г. референдум по вопросу о ее государственном статусе. Вопрос звучал так: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»
Это решение заметно обострило отношения между Россией и Татарстаном. Представители российской власти рассматривали референдум как попытку государственного переворота в масштабе всей России.
Накануне референдума обстановка в Татарстане была накалена до предела. Разрядить ситуацию помогло постановление Верховного Совета Республики Татарстан «О разъяснении формулировки референдума, назначенного на 21 марта 1992 г.», носившего компромиссный характер. В нем было подчеркнуто, что цель референдума состоит в подтверждении Декларации, а не в вопросе о государственном обособлении Республики Татарстан от Российской Федерации.
21 марта на референдум пришло подавляющее большинство граждан, из них 61,4% на поставленный вопрос ответили «Да». Такой результат свидетельствовал, что большинство татарстанцев поддерживало курс на углубление процесса суверенизации республики.
Следующим важным шагом по пути укрепления суверенитета явилось принятие бноября 1992 г. Конституции Республики Татарстан. В мае 1992 г. на X сессии Верховного Совета РТ состоялось первое чтение проекта Конституции Республики Татарстан. Конституционной комиссией были рассмотрены более пятисот поправок, поступивших от народных депутатов, в том числе более 130 от постоянных комиссий. Можно сказать, что ни один народный депутат, ни одна депутатская группа не остались в стороне от заинтересованного обсуждения проекта Основного Закона.
Согласно статье I Основного Закона РТ, «Республика Татарстан - суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики... Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан».
В целях укрепления суверенитета предпринимались активные дипломатические усилия. С 1991 г. началось учреждение представительств Татарстана в странах дальнего и ближнего зарубежья. В 1992 г. был образован Департамент по иностранным делам и вопросам СНГ. Ко второй половине 90-х гг. Татарстан заключил более 120 договоров и соглашений с этими странами, а также республиками и регионами Российской Федерации.
Договормежду Российской Федерацией и Республикой Татарстан.Политическое положение в республике оставалось сложным из-за нерешенности вопроса о взаимоотношениях с Россией. Переговорный процесс, начавшийся 12 августа 1991 г., затягивался. Татарстан настаивал на закреплении в Договоре правовых гарантий суверенитета республики.
15 февраля 1994 г. Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ был подписан. Подписание Договора вызвало неоднозначные оценки в республике.
Приверженцы национально-патриотической линии выражали явное неодобрение Договора. Они рассматривали его как событие, прервавшее путь Татарстана к подлинному суверенитету. После подписания Договора национальное движение в республике заметно активизировалось. Уже 19 февраля 1994 г. состоялся II Всетатарский народный курултай, объединивший радикальные силы национального движения. На нем были приняты политические документы, осуждавшие позицию руководства республики. Последовал и ряд других акций со стороны тех, кто оценивал Договор негативно.
Руководство Татарстана рассматривало Договор не столько как итоговое событие в утверждении политического суверенитета, сколько как достижение определенности в отношениях с Россией, необходимой для решения насущных, все более усложнявшихся проблем в социально-экономической сфере. Что же касается политической оценки Договора, то Президент М.Ш. Шаймиев рассматривал его, как начало конструктивного диалога между равноправными государствами. Возвращаясь к этой проблеме, президент Татарстана в мае 2000 г. отметил, что «Договор явился образцом урегулирования самых сложных политических конфликтов».