Менеджмент на основе понимания процессов и фактов
Организация работает более эффективно, если в ней правильно понимается взаимосвязь всех видов деятельности, применяется систематический менеджмент процессов, а решения относительно существующих процессов и планирования инновации принимаются на основе информации, содержащей данные о восприятии организации всеми заинтересованными сторонами.
Вовлечение персонала
Полное раскрытие потенциальных способностей персонала наилучшим образом осуществляется на основе общих для всех ценностей и культуры организации, базирующейся на доверии и предоставлении персоналу полномочий, что способствует вовлечению каждого работника в деятельность по совершенствованию.
Непрерывная познавательная деятельность и инновации
Результаты деятельности организации становятся оптимальными, если ее работа осуществляется на основе менеджмента и обмена знаниями в условиях созданной культуры непрерывного познания, инноваций и улучшения.
Развитие партнерства
Организация работает более эффективно, если она формирует взаимовыгодные партнерские отношения, основанные на доверии, обмене знаниями и интеграции со своими партнерами.
Взаимодействие с обществом
Долгосрочные интересы организации и ее персонала реализуются наилучшим образом на основе принятия этического подхода и стремления превзойти ожидания и установленные показатели обязательных и правовых требований общества.
Ориентация на результаты
Успех деятельности организации зависит от правильного баланса интересов и степени удовлетворенности всех заинтересованных сторон, то есть от персонала, потребителей, поставщиков, общества в целом, а также лиц, чьи финансовые интересы связаны с работой организации.
ЧТО ДАЕТ ОРГАНИЗАЦИИ САМООЦЕНКА?
Международная и отечественная практика показала, что проведение самооценки дает организации такие преимущества, как:
• систематический подход к совершенствованию деятельности;
• получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;
• использование единого комплекса критериев, который нашел широкое применение во многих странах при оценке организациями своей деятельности и ее результатов;
• согласованное понимание того, что в реальных условиях должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из политики и стратегии;
•обучение персонала применению принципов всеобщего менеджмента качества;
• внедрение различных инициатив и передовых методов менеджмента качества в повседневную деятельность организации;
• выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения;
• оценка изменений, происшедших с момента проведения предыдущей самооценки;
• возможность распространения передового опыта лучших подразделений организации или других организаций;
• возможность признания и стимулирования достижений подразделений и работников;
• возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как самой организацией, так и другими организациями.
Цель настоящего Руководства - помочь организациям в проведении этой работы. Те же из них, которые по результатам самооценки сочтут возможным и целесообразным принять участие в конкурсе на соискание премии, должны ознакомиться с его условиями в других разделах.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА САМООЦЕНКИ
Используя самооценку как один из методов анализа деятельности и внедрения улучшений, организация должна выбрать область распространения и метод самооценки, которые будут в наибольшей степени соответствовать ее потребностям, а также структуре и специфике деятельности.
Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества может быть с успехом применена для самооценки деятельности организации в целом, отдельного подразделения или совокупности подразделений (например, задействованных в реализации какого-либо процесса), филиала организации.
В зависимости от поставленных целей организация может воспользоваться различными организационными методами проведения самооценки.
Типовой процесс самооценки
1. Руководители организации принимают решение о проведении самооценки.
2. Назначается руководитель проекта, который должен возглавить работу по самооценке, включая составление сводного отчета, то есть обобщение всей собранной информации и представление отчета в готовом виде.
3. Назначаются руководители подразделений, ответственные за проведение самооценки по одному или нескольким конкретным критериям.
4. Руководители подразделений назначают конкретных работников для участия в работе группы по составлению отчета.
5. Руководитель проекта совместно с руководством организации назначает ведущего эксперта и членов экспертной группы. (Экспертами могут быть назначены те же работники, которые войдут в состав группы по составлению отчета).
6. Члены группы по составлению отчета и экспертной группы или изучают методы самооценки самостоятельно с помощью данных Рекомендаций, или проходят обучение под руководством экспертов, имеющих специальную подготовку.
7. Члены группы по составлению отчета собирают данные и формируют разделы отчета по закрепленным за каждым из них критериям или их составляющим.
8. Руководитель проекта составляет сводный отчет.
9. Руководитель проекта и члены группы по составлению отчета представляют сводный отчет руководителю организации.
10. Руководитель организации рассматривает, вносит корректировки и утверждает отчет как документ, дающий объективное представление о состоянии дел в организации.
11. Копии отчета направляются членам экспертной группы.
12. Каждый эксперт определяет по сводному отчету, по всем составляющим критериев сильные стороны организации, а также области, где можно ввести улучшения, после чего выставляет общую оценку в баллах.
13. Эксперты под руководством ведущего эксперта обсуждают результаты работы, приходят к консенсусу и составляют экспертное заключение, включая рекомендации о целесообразности участия организации в конкурсе на соискание премии, уточнив их с руководителем проекта и руководителем организации.
14. Руководитель проекта представляет экспертное заключение руководителю организации.
15. Руководители организации определяют приоритеты для областей деятельности, где можно ввести улучшения, а также принимают решение об участии в конкурсе на соискание премии (если цели проведения самооценки предусматривали определение целесообразности этого участия).
16. Руководитель организации определяет ответственных за разработку и реализацию необходимых мероприятий и формирование плана этих мероприятий (в том числе по участию в конкурсе, если принято такое решение).
17. Руководители организации осуществляют регулярный контроль за выполнением плана мероприятий в период между самооценками, которые должны проводиться ежегодно в целях обеспечения непрерывного совершенствования деятельности организации. При повторной самооценке вместо написания нового отчета можно внести происшедшие за год изменения в предыдущий отчет и после этого провести экспертную оценку.
ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ
6.1. Материалы самооценки (отчет) оцениваются экспертной комиссией, которая назначается в соответствии с внутренними процедурами организации.
6.2. Оценка выражается суммарным количеством баллов, выставленных экспертами по критериям модели премии (1-9).
6.3. Оценка по группе критериев «возможности»проводится по трем элементам:
• совершенство подхода,
• полнота подхода,
• оценка и пересмотр подхода.
При оценке совершенства подхода учитываются следующие характеристики:
а) обоснованность:
• насколько подход логически обоснован,
• разработаны ли процессы,
• насколько подход ориентирован на потребности заинтересованных сторон;
б) интегрированность:
• насколько подход направлен на реализацию политики и стратегии организации,
• в какой степени внедряемые передовые подходы интегрированы в рабочие процессы
• насколько подход согласован с другими подходами, используемыми в организации.
При оценке полноты подхода учитываются следующие характеристики:
а) внедрение, то есть насколько широко применяется подход:
• на разных уровнях управления организацией, в разных подразделениях и областях деятельности,
• применительно к соответствующим процессам,
• применительно к соответствующим видам продукции и услуг;
б) системность, то есть насколько структурированно, комплексно применяется подход.
При оценке и пересмотре подхода учитываются следующие характеристики:
а) измерение:
• насколько регулярно проводятся измерения эффективности подхода и его развертывание на разных уровнях управления применительно к соответствующим видам продукции и услуг и т.п.;
б) изучение:
• насколько широко определяются и изучаются примеры лучшей практики и возможности для улучшения;
в) улучшение:
• в какой степени результаты измерений и изучения лучшей практики используются для определения, ранжирования, планирования и внедрения улучшений.
6.4. Шкалы оценки и оцениваемые характеристики по этим элементам приведены в таблице 1.
Для каждой составляющей критериев (1а, 16, ... 5д) оценки выставляются в процентах в соответствии с таблицей 1 отдельно по каждому из элементов: совершенство подхода, полнота подхода, оценка и пересмотр подхода.
На основе выставленных оценок по элементам определяется общая (как правило, средняя по элементам) процентная оценка каждой составляющей критериев 1-5. Оценка в процентах каждого критерия группы «возможности»рассчитывается по общим процентным оценкам каждой составляющей критерия с учетом ее весомости в рамках критерия как средняя арифметическая для критериев 1, 2, 3, 4 и как средняя взвешенная для критерия 5.
Оценка каждого критерия в процентах переводится в соответствующее количество баллов с учетом его коэффициента весомости (см. схему «Модель Премии администрации Липецкой области по качеству», стр.6): для критериев 1, 2, 3, 4 и 5 соответственно 1; 0,8; 0,9; 0,9 и 1,4.
6.5. Оценка по группе критериев «результаты»проводится по значениям достигнутых показателей, то есть по достижениям и по полноте охвата этими показателями различных направлений деятельности организации.
При оценке достижений учитываются следующие характеристики:
а) тенденции:
• позитивные тенденции и/или поддерживаемый уровень хорошей работы;
б) целевые показатели:
• показатели соответствуют целям организации,
• показатели достигнуты;
в) сравнение:
• проведено сравнение с достижениями «статистически средних» организаций в соответствующей отрасли, в регионе и/или «лучших в классе» организаций;
г) причины:
• результаты обусловлены применяемым подходом.
При оценке полноты охвата направлений деятельности учитывается: насколько представленные показатели охватывают все соответствующие направления деятельности организации;
• насколько полно представленные показатели охватывают результаты, относящиеся к каждой составляющей критерия;
• насколько представленные показатели характерны для организации.
6.6. Шкалы оценки и оцениваемые характеристики по этим элементам приведены в таблице 2.
Для каждой составляющей критериев (6а, 6б, ... 9а, 9б) оценки выставляются в процентах в соответствии с таблицей 2 отдельно по каждому элементу: достижения и полнота охвата.
На основе выставленных оценок определяется общая (как правило, средняя по элементам) оценка в процентах каждой составляющей критериев 6-9.
Оценка в процентах каждого критерия группы «возможности» рассчитывается по общим процентным оценкам каждой составляющей критерия с учетом ее весомости в рамках критерия как средняя взвешенная для критериев 6, 7, 8 и средняя арифметическая для критерия 9.
Оценка каждого критерия в процентах переводится в соответствующее количество баллов с учетом его коэффициента весомости в модели: для критериев 6, 7, 8 и 9 соответственно 2,0; 0,9; 0,6 и 1,5.
6.7. Общая оценка организации определяется путем суммирования баллов, полученных по каждому критерию, и выражается суммарным количеством баллов, выставленных экспертами по критериям модели премии (1-9).
6.8. По результатам оценки эксперты заполняют оценочный лист.
ПЛАНИРОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ САМООЦЕНКИ
Основной целью самооценки является улучшение работы организации. Однако сам по себе процесс самооценки еще не обеспечивает этого, он дает лишь «моментальный снимок» состояния дел и предоставляет информацию о сильных сторонах деятельности организации и об областях, где можно ввести улучшения, а также позволяет дать ее оценку в баллах. Если результаты самооценки не будут использованы для разработки и реализации соответствующих мероприятий по улучшению, она не даст эффекта.
Как показывает опыт, большинство организаций, проводящих самооценку, выявляют более сотни областей своей деятельности, где можно ввести улучшения, начиная с проблем, требующих стратегических решений, и заканчивая конкретными задачами, решаемыми в оперативном порядке.
Для оптимизации работ по совершенствованию необходимо рационально распределить ресурсы, установив приоритеты в реализации областей для улучшения. Приоритетность может быть связана не только с количественной оценкой критерия, но и с особенностями деятельности организации. Например, консалтинговая компания с численностью работающих 30 человек, имеющая низкую оценку по критерию 8 «Влияние организации на общество», может считать более важными для своего совершенствования области деятельности, не относящиеся к этому критерию. И наоборот, компания по производству химических реактивов, учебное заведение, издательство, атомная электростанция или рекламное агентство должны рассматривать низкую оценку по критерию 8 как одну из наиболее значимых возможностей для совершенствования своей деятельности.
Однако для любой организации низкая оценка по критерию 6 «Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг)» указывает приоритетное направление для улучшения деятельности.
Поэтому первым этапом процесса использования результатов самооценки является определение тех важнейших областей, в которых необходимо ввести улучшения. Определение приоритетности задач позволит сократить число планируемых мероприятий при том же уровне эффекта от них.
Необходимо помнить:
• концентрация усилий на нескольких наиболее важных направлениях обеспечивает более высокий уровень мотивации персонала, чем одновременное решение большого количества проблем;
• применение таких методов, как SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), анализ силы воздействия и сложности изменений, помогут выявить области, которые важны для будущего существования организации и улучшения в которых приведут к лучшему результату.
Опыт показывает, что в этом случае наибольший шанс для претворения в жизнь будут иметь те мероприятия (после определения их приоритетности), которые будут включены в традиционно разрабатываемые планы мероприятий по совершенствованию организации, в том числе бизнес-планы, планы организационно-технических мероприятий, планы технического перевооружения, программы повышения качества и др. Такая практика, как правило, уже существует в большинстве организаций, и именно ее следует придерживаться при реализации плана мероприятий по совершенствованию и контроле его выполнения, а не создавать отдельный параллельный процесс их выполнения.
Дальнейшее использование самооценки для планирования деятельности организации и ее совершенствования связано с интеграцией результатов самооценки, а также с изменением подхода к планированию. Организация, регулярно проводящая самооценку, сможет на основе девяти критериев модели премии по качеству провести оценку и анализ своей деятельности в целом. В этом случае при самооценке собираются и оцениваются как «традиционные» данные, применяемые при планировании, так и данные, необходимые для оценки по девяти критериям модели. Оценка возможностей организации, отслеживание тенденций и сравнительный анализ результатов позволяют при этом выявить сильные стороны организации, которые необходимо сохранить, и области, где улучшения приведут к максимальному результату, включая анализ и совершенствование предназначения организации, ее стратегической цели, политики и ценностей.
В любом случае необходимо, чтобы в организации было проведено соответствующее обучение персонала, участвующего в планировании деятельности организации, в объеме, необходимом для понимания процесса самооценки. Организация будет иметь большие шансы на успех, если работники, вовлеченные в процесс планирования, будут понимать структуру и логику модели премии по качеству, причины проведения самооценки и ее суть.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Приведенные ниже термины и их определения помогут специалистам организаций, проводящих самооценку или принявших решение участвовать в конкурсе на соискание правительственной премии по качеству, лучше понять модель премии и правильно ее применить.
бенчмаркинг - систематический непрерывный процесс измерения, процесс постоянного измерения показателей бизнес-процессов организации и сравнения их с аналогичными показателями компаний-мировых лидеров с целью получения информации, которая поможет организации предпринять действия по улучшению своей работы.
ВАЖНЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА - основные условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы организация могла достичь поставленной стратегической цели.
ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО - заявление, в котором организация описывает, какой она хочет стать в будущем.
ВНЕШНИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ - внешние организации или лица, получающие продукцию или услуги. Данное определение может также распространяться на все звенья в цепочке распределения продукции или услуг вплоть до конечного потребителя.
ВОСПРИЯТИЕ - мнение отдельного лица или группы лиц.
ЗАИНТЕРЕСОВАННАЯ СТОРОНА*[1] - лицо или группа лиц, заинтересованные в деятельности или успехе организации.
ЗНАНИЕ - информация, предопределяющая действия. Знание - вершина иерархии, базирующаяся на информации и данных. Данные - первичные факты. Информация -данные в контексте и перспективе.
ИННОВАЦИИ - практическое претворение идей в новые продукцию, услуги, процессы, а также в системы и социальное взаимодействие.
ИНФРАСТРУКТУРА* - совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования организации.
КУЛЬТУРА - общая совокупность норм поведения, этики и моральных ценностей, которая практикуется, передается друг другу и укрепляется персоналом организации.
МИССИЯ - заявление, в котором описывается цель или смысл существования организации. Оно поясняет, почему существует данный бизнес или функциональная деятельность.
ОБЩЕСТВО - все лица, на которых воздействует или, по их мнению, оказывает влияние данная организация, кроме ее работников, потребителей и партнеров.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА* - распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.
ПАРТНЕРСТВО - взаимодействие двух или более сторон, в результате которого создается дополнительная ценность для потребителей.
ПЕРСОНАЛ - все лица, нанятые организацией, включая работников с полной и частичной занятостью, а также работающих временно или по договору.
ПОДХОД - формы и методы работы, применяемые в рамках деятельности, которую характеризует критерий.
ПОЗНАНИЕ - восприятие и понимание информации, которая может привести к внесению улучшений или изменений. Примерами познавательной деятельности организации могут служить: проведение сравнения с лучшими достижениями, проведение оценки и/или аудита (внутренних или внешних), а также изучение лучшей практики работы. Примером индивидуальной познавательной деятельности может служить обучение и повышение профессиональной квалификации
ПОЛИТИКА в области качества* – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ - обучение персонала необходимым профессиональным навыкам, предоставление ему знаний, информации и полномочий в том объеме, который позволит работникам наиболее эффективно и результативно выполнять поставленные задачи. Периодически устанавливаемые ясные целевые показатели позволяют получать необходимую информацию о прогрессе в достижении общих целей организации.
ПРОЦЕСС* - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - практика справедливого обеспечения равных возможностей для всех работников и пользователей.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ* - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
РУКОВОДИТЕЛИ - люди, осуществляющие координацию и обеспечение баланса интересов всех лиц, заинтересованных в деятельности организации, включая ее высшее руководство, всех других руководителей, лиц, которые занимают позиции лидеров в группах, и лиц, взявших на себя роль лидеров в выполнении определенных видов деятельности.
СВИДЕТЕЛЬСТВА - изложение фактов или другой информации, связанных с критериями модели премии Правительства Российской Федерации в области качества, которые могут быть перепроверены.
СИСТЕМА* - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА* - система для разработки политики и целей и достижения этих целей.
СТРАТЕГИЯ - способ, которым организация осуществляет свою миссию и видение будущего, основываясь на потребностях основных заинтересованных сторон и опираясь на соответствующие политику, планы, цели, целевые показатели и процессы.
ТВОРЧЕСТВО - предложение идей в отношении новой или улучшенной практики работы и/или разработки новой продукции и услуг.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ* - восприятие потребителями степени выполнения их требований.
ФОКУС-ГРУППА - группа потребителей, формируемая по определенным правилам для проведения маркетингового исследования.
ЦЕПОЧКА ПОСТАВКИ - интегрированная структура деятельности, включая закупку, производство и поставку продукции и услуг потребителям. Можно сказать, что эта цепочка начинается с поставщиков и заканчивается конечными потребителями.
ЭТИКА - нравственные нормы, признанные и поддерживаемые всем персоналом организации.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ* - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
[1] Здесь и далее знак * означает, что данный термин приведен в редакции ГОСТ Р ИСО 9000-2001.