Основные цели, задачи и условия формирования СЭЗ.

Цели:

-повышение эффективности функционирования эк-ки;

-усиление интеграции нац экономики в мировое хоз-во;

- социальное развитие территории.

Задачи:

-привлечение инвестиций(национальных и зарубежных);

-увеличение экспорта и импорта;

-привлечение передовых технологий и техники;

-создание новых рабочих мест;

-стимулирование производства товаров народного потребления и продукции высоких и наукоемких отраслей.

условия формирования СЭЗ:

1.Обеспечение более низких издержек производства;

2.Выгодное географическое и геополитическое положение;

3.Близость к рынкам сбыта или источникам сырья и транспортным магистралям;

4.Наличие необходимых ресурсов, в т.ч. трудовых и материалов для развития производства;

5.Политическая стабильность в стране, регионах на территории создания зоны.

Нормативно-правовая и институциональная база:

1.Стабильная нормативно-правовая база и законодательная база, определяющая экономические, социальные, налоговые, административно-правовые, финансовые и другие права зоны;

2.Четкая регламентация и дифференциация условий размещения капитала, в т.ч. иностранного

3.Развитая инфраструктура по обслуживанию зоны, в т.ч. коммерч., юридич., консалтинговая и аудиторская.

4.Наличие или создание эффективной структуры административного управления зоной.

Зоны чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий.

Необходимость установления особых режимов на этих зонах диктуется возникновением непреднамеренных чрезвычайных ситуаций.

Возникновение таких ситуаций связано с двумя группами условий возникающих в таких зонах:

1.Большие масштабы негативных воздействий, нарушающие природную среду, экономический потенциал, здоровье людей.

2.Длительность ликвидации последствий таких ситуаций, а иногда и невозможность полной ликвидации.

Возникают целые зоны или регионы с очень тяжелой экологической ситуацией, которые требуют значительных финансовых ресурсов на восстановление или ликвидацию последующих техногенных или природных катастроф.

В законе РФ «Об охране окружающей среды»- такими зонами считаются территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетическим фондам человека, растений, животных.

В национальном докладе РФ на конференцию ООН в1992г указывалось, что таких территорий в рамках РФ около 2 млн. км. кв. В этих зонах оказалось от 50 до 70 млн чел. (40-50 % населения РФ).

К концу 90-х годов эта ситуация несколько улучшилась, в связи с сокращением объемов производства. Если добавить различные природные катаклизмы, то таких территорий достаточно много.

Закон «Об особом организационно-правовом режиме» вводится в этих зонах непосредственно сразу после возникновения чрезвычайных ситуаций. На основе этого закона может полностью прекращаться вся хозяйственная деятельность.

Особый режим на этих территориях имеет три группы регулирующих воздействий:

1) Полное прекращение или ограничение деятельности предприятий, сооружений или других объектов, расположенных в этой зоне.

2) Восстановление природной среды или объектов, находящихся на территории рекультивации земель, воспроизводство лесных массивов, очищение водоемов и земельных ресурсов, оздоровление окружающей среды (фактически нет гарантии, что это восстановление приведет территорию в нормальное состояние).

3) Компенсация населению причиненного ущерба – экологические паспорта и пособия, льготы, направления в лечебные заведения.

Финансирование всех регулирующих воздействий осуществляется из федерального бюджета, из регионального и местного бюджетов, из специальных экологических фондов, из фондов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Финансовые затраты на эти зоны могут быть значительными и иногда возможна помощь от других государств и от частных инвесторов.

Если причиной возникновения чрезвычайной ситуации является частное предприятие, то все финансовые расходы должно финансировать это предприятие.

Наши рекомендации