Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии

Макроинструменты

Региональная макрополитика

Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии - student2.ru Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии - student2.ru Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии - student2.ru

Дифференциация налоговой политики – предоставление отдельным регионам или предприятиям на территории этих регионов (всем) льгот по налогам (снижение налоговых ставок), налоговые каникулы (освобождение от налогов на определенный срок), частичная уплата налогов и временные отсрочки.

Дифференциация монетарной политики (денежно-кредитная политика) – предоставление льготных кредитов, снижение ставок по кредитам, выпуск ценных бумага льготных условиях, участие государства выступающего гарантом при получение долгосрочных и международных кредитов.

Дифференциация тарифов, ставок – предоставление регионам особенно расположенным в экстремальных климатических зонах или удаленных от центра более низких транспортных тарифов, энергетических тарифов, снижение жилищно-коммунальных платежей, снижение арендной платы и др. затрат.

Микроинструменты.

Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии - student2.ru

2 Воздействие на труд – возникает в случае реструктуризации э.-ки региона, когда ликвидируются старо промышленные предприятия, на месте которых создаются новые предприятия или вообще не создаются предприятия и в случае создания новых производств или освоения новых регионов. При реструктуризации старых предприятий и создания на их месте новых отраслевых предприятий возникает потребность в трудоустройстве и переквалификации имеющихся трудовых ресурсов. Для этого чтобы трудовые ресурсы могли обслуживать новые отрасли, государство создает центры обучения для трудовых ресурсов. На период обучения государство берет на себя все расходы и создает новые квалификационные трудовые ресурсы. Если реструктуризация не приводит к созданию новых производств, то освободившиеся трудовые ресурсы направляются (перемещаются) в другие регионы или на другие предприятия. Это тоже забота государства, т.к. перемещаемые ресурсы обеспечиваются информацией о потребностях рынка труда, оплатой проезда к месту работы, помощью в приобретении жилья на новом месте (иногда необходима помощь и в приобретении новой специализации). Необходимость перемещения ресурсов возникает также при освоении новых регионов и здесь участие государства также необходимо и в предоставлении информации и в частичном возмещении затрат по доставке трудовых ресурсов в новые регионы, но эти затраты уже могут распределяться между государством и предприятиями, строящимися в этом регионе.

5 Воздействие на капитал

6 Налоги и субсидии – воздействует на развитие только тех предприятий и компаний, которые являются существенными для развития э.-ки региона, либо с позиции производства определенного вида продукции, необходимой региону (государству), либо с позиции повышения занятости на территории региона. Таким предприятиям предоставляются льготы по налогам, прямые субсидии, предоставление инвестиционных грантов. Поддержка с помощью грантов особенно часто используется при создании малых наукоемких предприятий ( венчурные предприятия). Эти предприятия, как правило, имеют высокий уровень риска и редко финансируется частным капиталом, но государство заинтересовано в развитии таких предприятий и предоставляет им и инвестиции, и налоговые льготы.

7 Повышение эффективности рынка капитала – для реализации этого направления используются институциональные воздействия, т.е. создание биржевого и фондового рынка, участия государства в выпуске ценных бумаг (акций и облигаций), часть которых принадлежит государству. Государство так же выступает в качестве гаранта, если региональные предприятия получают международные кредиты или займы.

8 Повышение эффективности управления компаний – компании, работающие на территории региона, в значительной степени обеспечивают социальную стабильность территории и способствуют повышению благосостояния и повышения качества жизни населения. Поэтому стабильная работа компании очень важна для территории и ведется постоянный мониторинг э.-ой ситуации работы тех или иных компаний. При возникновении кризисной ситуации государство и региональная администрация стремятся оказать региональным компаниям информационную, методическую, финансовую помощь. Повышение эффективности управления компаниями одна из задач региональной политики, которая связана с поддержанием социальных стандартов на всей территории страны. Компаниям, оказавшимся в кризисном состоянии могут быть предоставлены бюджетные средства, введено внешнее управление, предоставлены прямые субсидии, выкуп части акций государством (региональной администрацией).

9 Административный контроль – все микроинструменты имеют жесткую целевую направленность, поэтому необходим контроль за целевым использованием всех средств, реализующих микрополитику. Это контроль и со стороны государства и со стороны самого региона и постоянный мониторинг результатов воздействия по тем или иным направлениям.

Почти во всех государствах микро - и макроинструменты используются в различных сочетаниях и пропорциях, причем эти пропорции зависят как от э.-ой ситуации в стране в целом, так и от э.-ой ситуации в отдельных регионах. При благополучной э.-ой ситуации в стране и профицитном бюджете увеличится возможность использования макрополитики. При ухудшении ситуации больший акцент делается на использование микрополитики.

Нормативно- законодательные акты – напрямую связаны с реализацией тех или иных направлений региональной политики. Они могут приниматься как на федеральном уровне, так и на региональном, могут дополнять или вносить поправки в ранее принятые законы, могут уточнять и расшифровывать принятые законы. На федеральном уровне обычно принимаются законодательные акты, которые должны исполняться всеми регионами.

На региональном уровне принимаются законодательные и нормативные акты, которые не должны противоречить федеральному законодательству и обычно проходят федеральную экспертизу, но действуют только на территории данного региона и разрабатывают их региональные советы, т.е. думы.

Государственное устройство

- понимается территориально – административная организация государства с определением политико – административного статуса отдельных территорий и взаимоотношения органов власти территориальных частей и центральных органов.

В классической теории права выделяются 3 типа государственного устройства:

- конфедерация,

- федерация,

- унитарное.

В реальном праве в настоящее время конфедеративных государств практически нет, а федеративного и унитарного государства проходят этап формирования и развития, приобретают новые черты, которые уже не соответствуют классическим критериям (федерация часто приобретает черты унитарных государств, а унитарные государства становятся более дифференцированными и изменяют степень централизации и приближается к федеративному государства).

Появились новые типы государственных устройств, свойственные государственной власти в зонах интеграции и новый тип регионализированных государств.

В классическом понимании унитарное государство – единая власть, единая конституция, единая судебная система. Децентрализация в унитарных государствах реализуется за счет предоставления некоторых прав и компетенций отдельным территориальным образованиям, которые подчиняются центральной власти, но располагают определенной самостоятельностью в проведении экономической политики.

Федеративное государство – баланс между субъектами федерации и центральной власти, субъекты могут иметь собственную законодательную и исполнительную власть, собственную конституцию, иногда даже двойное гражданство. В некоторых федерациях сохраняется даже право сецессии(выход из состава Федерации).

Полномочия между центром и субъектами могут распределяться двумя способами:

1. Все, что не входит в компетенцию центральных органов, власти может исполняться субъектами Ф. (в США).

2. Все компетенции жестко закреплены в Конституции ( в Германии).

Регионализированное государство (гос-во – автономия) – компромисс между федерацией и унитарным государством.

С точки зрения унитарного государства – абсолютные права автономии, с точки зрения федеративного государства – сохранение унитарных деклараций и единой конституции, с точки зрения федераций – регионализированное государство ассиметрично. Набор прав и полномочий у каждой автономной территории индивидуален.

Анализ всех государственных устройств показывает, что в современной мере ни в одной стране не присутствует чистый вариант государственного устройства и ни одно государственное устройство не имеет преимуществ перед другим.

37. Современные формы государственного устройства:

Принципы и условия Унитарные государства Федеративные государства Регионализированные гос-ва  
 
1) Общие принципы Единая власть, единая конституция, единая судеб. сис-ма Гос. власть двойственна, двойная сис-ма закон-ва, иногда суд. власть Гос. власть формально едина, 2 уровня закон-ва, иногда 2 уровня исполнит. власти  
 
 
 
 
2) Территориальное деление и территориальные единицы Администр- территориальные единицы образуются, изменяются и реформир. центр. властью Субъекты федерации формируются, изменяются и реформируются самостоятельно Автономии образуются, изменяются и реформируются по согласованию с центром  
 
 
 
 
 
 
3) Наличие выборных органов власти необязательно обязательно обязательно  
 
 
4) Определение полномочий и механизма формирования территориальных органов власти определяется законом и центральной властью определяется самостоятельно с учетом федеральных конституционных ограничений предложения разрабатываются самостоятельно, но должны быть утверждены центральными органами власти  
 
 
 
 
 
 
5) Издание правовых актов Сфера деятельности определяется законом или верховными судами Возм-ть издания по любым причинам не отнесенным к федерат. ведению (презумпция компетенции субъектов) По согласованию или с обязательным утверждением центральными органами власти  
 
 
 
 
 
 
6) Аттрибуты государственности Собственная символика или отсутствие Конституция, уставы, часто собств. официальный язык, иногда свое гражданство и символика Иногда официальный язык, никогда гражданство, уставы или статус утвержд-ся центр. органами власти  
 
 
 
 
 
 
7) Степень разнообразия в организацции власти, полномочий и статус унификация равноправные разнообразия ассиметрия  
  8) Примеры   Франция, Аргентина, Дания, Швеция, Япония   США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, Германия, Швейцария   Италия, Испания, под вопросом Великобритания и ЮАР  
 
 
 
 
             

Типы современных федераций.

Показатели (принципы) Дуалистическая федерация(двойная) Кооперативная федерация Централизованная федерация  
 
1) Сфера законодательных полномочий ( по конституции) Список исключительных полномочий федерации, список запретов для субъектов федерации, презумпция компетенции субъектов федерации Список исключительных полномочий, список запретов для субъектов федерации, сферы конкурирующего законодательства (совместное ведение), презумпция компетенции Федерации  
 
 
 
 
 
 
2) Распределение полномочий исполнительной власти Независимые системы органов исполнительной власти у федерации и субъектов и четкое разграничение полномочий У федерации только центральные органы исп. власти, на территориях действуют органы исп. власти субъектов, к которым федерация делегирует полномочия Органы исполнительной власти субъектов подконтрольны и подотчетны и часто подчинены федеративным  
 
 
 
 
 
 
 
3) Бюджетный федерализм Редкие федеративные гранды и программы, в остальном взаимная независимость Многоуровневая система перераспределения налоговых поступлений, дотаций, взносов Финансовые ресурсы концентрируются в ФБ, откуда распределяются по усмотрению Федерации  
 
 
 
 
 
Примеры США, Австралия Швейцария,Германия Индия, Пакистан  
 

Разделительная особенность.

Обычно все федерации образуются на основе инициативы снизу, т.е. отдельные территориальные единицы голосуют за необходимость объединения и передают часть своих полномочий центральной власти. РФ была образована сверху, причем центр отдал часть своих полномочий субъектам федерации. Это сразу способствовало неравномерности распределения полномочий и возникновения центробежных тенденций, так как некоторые субъекты федерации почувствовали себя чрезвычайно независимыми. В конституции, принятой в 1993 году осталась старая норма из советской конституции о праве нации на самоопределение (право сецессии), которую все развитые федерации давно убрали из своих конституций. Именно это право пыталась реализовать Чечня, что привело к очень тяжелым последствиям для всей РФ.

Ассиметрия.

Заключается в том, что отдельные субъекты РФ имеют больше полномочий и прав (республики в составе РФ имеют право иметь свою конституцию, судебную систему). Ассиметрия приводит к развитию центробежных тенденций, так как те субъекты, которые наделены большими правами, претендуют на большую самостоятельность и пытаются реализовывать свои полномочия не всегда в соответствии с российской конституцией, как в экономическом, так и в политическом плане. Такая ситуация была характерна практически до 2000 года.

Экономические интересы.

Органы власти субъектов РФ активно участвовали во всех экономических реформах, в том числе в приватизации, в использовании природных ресурсов, в осуществлении внешнеэкономической деятельности, в регулировании деятельности предприятий на их территории. Управляющие органы четко понимали, что роль каждого субъекта РФ определяется его экономическим потенциалом. Поэтому борьба за власть в регионах носила самый жесткий характер и была гораздо более острой, чем борьба за возможность участвовать в федеральных органах власти. В унитарных государствах и в развитых федерациях все экономические проблемы и распределение полномочий при реализации экономической политики достаточно хорошо отрегулированы и имеют четкую законодательную основу. В РФ эти проблемы до сих пор проходят стадию формирования и развития и отрегулированы недостаточно, особенно в тех направлениях, которые предполагают совместное ведение субъектов РФ и РФ

Бюджетное устройство РФ.

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В XXI

ВЕКЕ.

Конец 20 и начало21 века характеризуется новыми принципами государственного развития. До конца 20 века господствовали кейнсианские подходы к развитию, целью которых было построения государства благоденствия для всех. В наст время весь мир переходит к государству работающих.

Это меняет принципы управления экономикой, в т.ч. и в региональном масштабе. Выделяются след направления регионального развития:

1.Переход от материального к нематериальному подходу. Вложения в человеческий капитал, в информационные ресурсы оказываются более эффективными, чем вложения в материальные объекты и формируется новая геоэкономическая модель, основанная на знаниях и умениях. Это инновационная модель.

2.Переход от пассивных мер поддержания к стратегии активного саморазвития. Регионы начинают использовать собственный потенциал и те ресурсы, которые дают им преимущества конкуренции на национальном и мировом уровне. Именно эти преимущества могут привлечь национальные и зарубежные инвестиции и помочь регионам позиционироваться на национальном и мировом уровне. Это позволяет проводить мировую политику не дожидаясь поддержки от национального правительства и регулируемые указами от центральных властей.

3.Изменение самого понимания регионов. В классических и кейнсианских теориях регион часто рассматривается как квази государство и управлялся регионом с позиций......

Управление регионом включает эффективную стратегию содержащую следующие параметры:

- Продукты и рынки

- Проекты и финансирование

- Человеческие ресурсы и занятость

- Создание образа корпоративности и содействие его развитию.

Основной лозунг развития регионов «выходи и конкурируй» и создание корпоративного образа становится конкурентным преимуществом на корпоративных принципах требует др. качественных и профессиональных навыков от администрации регионов, которая д.б. совершенным менеджером, стратегом и маркетологом. При этом политические, административные и социальные проблемы вполне могут решаться с позиции базового государства, но экономическое развитие должно базироваться на квазикорпоративных подходах

4. Переход от социально к глобально- ориентированной региональной политике. Основы регионального развития в предыдущий период явилась идея справндливости и равенства. Целью региональной политики становилось уменьшение региональных различий. В наст время региональные различия рассматривается как естественное сосотояние региональной экономики и как стимул развития тех регионов, кот изначально имеют определенные преимущества и эффективно их используют. Именно эти регионы являются локомотивом развития страны и обеспечивают кумулятивный эффект для развития других регионов и для развития страны в целом. Эти регионы становятся конкурентоспособными не только на нац. Уровне, но и выходят на мировой рынок, увеличивая роль и значение страны в глобальной экономике.

Кризис теории межрегиональных различий в полной мере проявился в ЕС,т.к. не смотря на значительные усилия и финансовые вливания, добиться полного равенства в развитии регионов так и не удалось. Поэтому на современном этапе в качестве основной задачи является использование именно тех преимуществ, которыми располагают регионы для их собственного развития и на базе их развития достижение высокого уровня развития страны с использованием финансовой помощи и поддержки тем регионам, которые не могут самостоятельно справиться со своими проблемами.

5. Концепция территориальной конкуренции. Межрегиональная конкуренция регионов. Конкурентная способность любой корпорации заключается в ее возможности выжить и победить в условиях жесткой рыночной борьбы. Конкурентная способность базируется на факторах преимущества, т.е. способности корпорации производить продукцию либо с наименьшими затратами, либо с наилучшим качеством.

Для региона создание преимуществ обусловлено наличием определенных факторов часть из которых не мобильна, а часть мобильна(капитал, труд. ресурсы). Именно немобильные факторы определяют конкурентные преимущества региона и создают благоприятные условия для привлечения мобильных факторов, т.е. инвестиции, капитал.

Все регионы имеют преимущества вступать в жесткую конкурентную борьбу на нац. и мировом рынке и т. обр. встраиваются в глобальное конкурентное поле, что позволяет им либо усилить свое преимущество, либо потерять их. И т.к на глобальном уровне активная конкуренция и ТНК, то для регионов становиться очень важным привлечение и использование сбыта ТНК. Это заставляет регионы создавать максимально благоприятные условия для работы ТНК, усиливая с их помощью собственные конкурентные преимущества и свою роль в нац. и мировом пространстве. Но кроме конкуренции активно развивается и интегральные тенденции, в т.ч. развитие сотрудничества регионов через создание ассоциации. Это тоже позволяет регионам добиваться значительных успехов в своем развитии, продвигать свою продукцию на национальный и мировой рынок, становиться известным на широком экономическом пространстве.

Макроинструменты

Региональная макрополитика

Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии - student2.ru Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии - student2.ru Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии - student2.ru

Дифференциация налоговой политики – предоставление отдельным регионам или предприятиям на территории этих регионов (всем) льгот по налогам (снижение налоговых ставок), налоговые каникулы (освобождение от налогов на определенный срок), частичная уплата налогов и временные отсрочки.

Дифференциация монетарной политики (денежно-кредитная политика) – предоставление льготных кредитов, снижение ставок по кредитам, выпуск ценных бумага льготных условиях, участие государства выступающего гарантом при получение долгосрочных и международных кредитов.

Дифференциация тарифов, ставок – предоставление регионам особенно расположенным в экстремальных климатических зонах или удаленных от центра более низких транспортных тарифов, энергетических тарифов, снижение жилищно-коммунальных платежей, снижение арендной платы и др. затрат.

Микроинструменты.

Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии - student2.ru

2 Воздействие на труд – возникает в случае реструктуризации э.-ки региона, когда ликвидируются старо промышленные предприятия, на месте которых создаются новые предприятия или вообще не создаются предприятия и в случае создания новых производств или освоения новых регионов. При реструктуризации старых предприятий и создания на их месте новых отраслевых предприятий возникает потребность в трудоустройстве и переквалификации имеющихся трудовых ресурсов. Для этого чтобы трудовые ресурсы могли обслуживать новые отрасли, государство создает центры обучения для трудовых ресурсов. На период обучения государство берет на себя все расходы и создает новые квалификационные трудовые ресурсы. Если реструктуризация не приводит к созданию новых производств, то освободившиеся трудовые ресурсы направляются (перемещаются) в другие регионы или на другие предприятия. Это тоже забота государства, т.к. перемещаемые ресурсы обеспечиваются информацией о потребностях рынка труда, оплатой проезда к месту работы, помощью в приобретении жилья на новом месте (иногда необходима помощь и в приобретении новой специализации). Необходимость перемещения ресурсов возникает также при освоении новых регионов и здесь участие государства также необходимо и в предоставлении информации и в частичном возмещении затрат по доставке трудовых ресурсов в новые регионы, но эти затраты уже могут распределяться между государством и предприятиями, строящимися в этом регионе.

5 Воздействие на капитал

6 Налоги и субсидии – воздействует на развитие только тех предприятий и компаний, которые являются существенными для развития э.-ки региона, либо с позиции производства определенного вида продукции, необходимой региону (государству), либо с позиции повышения занятости на территории региона. Таким предприятиям предоставляются льготы по налогам, прямые субсидии, предоставление инвестиционных грантов. Поддержка с помощью грантов особенно часто используется при создании малых наукоемких предприятий ( венчурные предприятия). Эти предприятия, как правило, имеют высокий уровень риска и редко финансируется частным капиталом, но государство заинтересовано в развитии таких предприятий и предоставляет им и инвестиции, и налоговые льготы.

7 Повышение эффективности рынка капитала – для реализации этого направления используются институциональные воздействия, т.е. создание биржевого и фондового рынка, участия государства в выпуске ценных бумаг (акций и облигаций), часть которых принадлежит государству. Государство так же выступает в качестве гаранта, если региональные предприятия получают международные кредиты или займы.

8 Повышение эффективности управления компаний – компании, работающие на территории региона, в значительной степени обеспечивают социальную стабильность территории и способствуют повышению благосостояния и повышения качества жизни населения. Поэтому стабильная работа компании очень важна для территории и ведется постоянный мониторинг э.-ой ситуации работы тех или иных компаний. При возникновении кризисной ситуации государство и региональная администрация стремятся оказать региональным компаниям информационную, методическую, финансовую помощь. Повышение эффективности управления компаниями одна из задач региональной политики, которая связана с поддержанием социальных стандартов на всей территории страны. Компаниям, оказавшимся в кризисном состоянии могут быть предоставлены бюджетные средства, введено внешнее управление, предоставлены прямые субсидии, выкуп части акций государством (региональной администрацией).

9 Административный контроль – все микроинструменты имеют жесткую целевую направленность, поэтому необходим контроль за целевым использованием всех средств, реализующих микрополитику. Это контроль и со стороны государства и со стороны самого региона и постоянный мониторинг результатов воздействия по тем или иным направлениям.

Почти во всех государствах микро - и макроинструменты используются в различных сочетаниях и пропорциях, причем эти пропорции зависят как от э.-ой ситуации в стране в целом, так и от э.-ой ситуации в отдельных регионах. При благополучной э.-ой ситуации в стране и профицитном бюджете увеличится возможность использования макрополитики. При ухудшении ситуации больший акцент делается на использование микрополитики.

Нормативно- законодательные акты – напрямую связаны с реализацией тех или иных направлений региональной политики. Они могут приниматься как на федеральном уровне, так и на региональном, могут дополнять или вносить поправки в ранее принятые законы, могут уточнять и расшифровывать принятые законы. На федеральном уровне обычно принимаются законодательные акты, которые должны исполняться всеми регионами.

На региональном уровне принимаются законодательные и нормативные акты, которые не должны противоречить федеральному законодательству и обычно проходят федеральную экспертизу, но действуют только на территории данного региона и разрабатывают их региональные советы, т.е. думы.

Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии

Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии - student2.ru

Все блоки в структуре стратегии соединены прямыми и обратными связями, что позволяет вносить изменения и корректировать стратегию на всех этапах ее реализации.

Для определения миссии региона необходимо знать закономерности и особенности его развития (блок 5). Он включает диагностику социально-экономического развития региона, т.е. комплексную оценку всех показателей и проблем региона. Диагностика позволяет составить паспорт региона- документ, необходимый администрации региона для принятия своевременных управленческих решений и поддержания положительной тенденции или сглаживания (нивелирования) отрицательной. Паспорт требуется национальным и иностранным инвесторам, желающим вкладывать средства в региональное развитие; политическим и общественным деятелям для воздействия на региональную ситуацию и населению региона для информированности о положении региона и формирования ответственного гражданского общества.

Наши рекомендации