Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии
Макроинструменты
Региональная макрополитика
Дифференциация налоговой политики – предоставление отдельным регионам или предприятиям на территории этих регионов (всем) льгот по налогам (снижение налоговых ставок), налоговые каникулы (освобождение от налогов на определенный срок), частичная уплата налогов и временные отсрочки.
Дифференциация монетарной политики (денежно-кредитная политика) – предоставление льготных кредитов, снижение ставок по кредитам, выпуск ценных бумага льготных условиях, участие государства выступающего гарантом при получение долгосрочных и международных кредитов.
Дифференциация тарифов, ставок – предоставление регионам особенно расположенным в экстремальных климатических зонах или удаленных от центра более низких транспортных тарифов, энергетических тарифов, снижение жилищно-коммунальных платежей, снижение арендной платы и др. затрат.
Микроинструменты.
2 Воздействие на труд – возникает в случае реструктуризации э.-ки региона, когда ликвидируются старо промышленные предприятия, на месте которых создаются новые предприятия или вообще не создаются предприятия и в случае создания новых производств или освоения новых регионов. При реструктуризации старых предприятий и создания на их месте новых отраслевых предприятий возникает потребность в трудоустройстве и переквалификации имеющихся трудовых ресурсов. Для этого чтобы трудовые ресурсы могли обслуживать новые отрасли, государство создает центры обучения для трудовых ресурсов. На период обучения государство берет на себя все расходы и создает новые квалификационные трудовые ресурсы. Если реструктуризация не приводит к созданию новых производств, то освободившиеся трудовые ресурсы направляются (перемещаются) в другие регионы или на другие предприятия. Это тоже забота государства, т.к. перемещаемые ресурсы обеспечиваются информацией о потребностях рынка труда, оплатой проезда к месту работы, помощью в приобретении жилья на новом месте (иногда необходима помощь и в приобретении новой специализации). Необходимость перемещения ресурсов возникает также при освоении новых регионов и здесь участие государства также необходимо и в предоставлении информации и в частичном возмещении затрат по доставке трудовых ресурсов в новые регионы, но эти затраты уже могут распределяться между государством и предприятиями, строящимися в этом регионе.
5 Воздействие на капитал
6 Налоги и субсидии – воздействует на развитие только тех предприятий и компаний, которые являются существенными для развития э.-ки региона, либо с позиции производства определенного вида продукции, необходимой региону (государству), либо с позиции повышения занятости на территории региона. Таким предприятиям предоставляются льготы по налогам, прямые субсидии, предоставление инвестиционных грантов. Поддержка с помощью грантов особенно часто используется при создании малых наукоемких предприятий ( венчурные предприятия). Эти предприятия, как правило, имеют высокий уровень риска и редко финансируется частным капиталом, но государство заинтересовано в развитии таких предприятий и предоставляет им и инвестиции, и налоговые льготы.
7 Повышение эффективности рынка капитала – для реализации этого направления используются институциональные воздействия, т.е. создание биржевого и фондового рынка, участия государства в выпуске ценных бумаг (акций и облигаций), часть которых принадлежит государству. Государство так же выступает в качестве гаранта, если региональные предприятия получают международные кредиты или займы.
8 Повышение эффективности управления компаний – компании, работающие на территории региона, в значительной степени обеспечивают социальную стабильность территории и способствуют повышению благосостояния и повышения качества жизни населения. Поэтому стабильная работа компании очень важна для территории и ведется постоянный мониторинг э.-ой ситуации работы тех или иных компаний. При возникновении кризисной ситуации государство и региональная администрация стремятся оказать региональным компаниям информационную, методическую, финансовую помощь. Повышение эффективности управления компаниями одна из задач региональной политики, которая связана с поддержанием социальных стандартов на всей территории страны. Компаниям, оказавшимся в кризисном состоянии могут быть предоставлены бюджетные средства, введено внешнее управление, предоставлены прямые субсидии, выкуп части акций государством (региональной администрацией).
9 Административный контроль – все микроинструменты имеют жесткую целевую направленность, поэтому необходим контроль за целевым использованием всех средств, реализующих микрополитику. Это контроль и со стороны государства и со стороны самого региона и постоянный мониторинг результатов воздействия по тем или иным направлениям.
Почти во всех государствах микро - и макроинструменты используются в различных сочетаниях и пропорциях, причем эти пропорции зависят как от э.-ой ситуации в стране в целом, так и от э.-ой ситуации в отдельных регионах. При благополучной э.-ой ситуации в стране и профицитном бюджете увеличится возможность использования макрополитики. При ухудшении ситуации больший акцент делается на использование микрополитики.
Нормативно- законодательные акты – напрямую связаны с реализацией тех или иных направлений региональной политики. Они могут приниматься как на федеральном уровне, так и на региональном, могут дополнять или вносить поправки в ранее принятые законы, могут уточнять и расшифровывать принятые законы. На федеральном уровне обычно принимаются законодательные акты, которые должны исполняться всеми регионами.
На региональном уровне принимаются законодательные и нормативные акты, которые не должны противоречить федеральному законодательству и обычно проходят федеральную экспертизу, но действуют только на территории данного региона и разрабатывают их региональные советы, т.е. думы.
Государственное устройство
- понимается территориально – административная организация государства с определением политико – административного статуса отдельных территорий и взаимоотношения органов власти территориальных частей и центральных органов.
В классической теории права выделяются 3 типа государственного устройства:
- конфедерация,
- федерация,
- унитарное.
В реальном праве в настоящее время конфедеративных государств практически нет, а федеративного и унитарного государства проходят этап формирования и развития, приобретают новые черты, которые уже не соответствуют классическим критериям (федерация часто приобретает черты унитарных государств, а унитарные государства становятся более дифференцированными и изменяют степень централизации и приближается к федеративному государства).
Появились новые типы государственных устройств, свойственные государственной власти в зонах интеграции и новый тип регионализированных государств.
В классическом понимании унитарное государство – единая власть, единая конституция, единая судебная система. Децентрализация в унитарных государствах реализуется за счет предоставления некоторых прав и компетенций отдельным территориальным образованиям, которые подчиняются центральной власти, но располагают определенной самостоятельностью в проведении экономической политики.
Федеративное государство – баланс между субъектами федерации и центральной власти, субъекты могут иметь собственную законодательную и исполнительную власть, собственную конституцию, иногда даже двойное гражданство. В некоторых федерациях сохраняется даже право сецессии(выход из состава Федерации).
Полномочия между центром и субъектами могут распределяться двумя способами:
1. Все, что не входит в компетенцию центральных органов, власти может исполняться субъектами Ф. (в США).
2. Все компетенции жестко закреплены в Конституции ( в Германии).
Регионализированное государство (гос-во – автономия) – компромисс между федерацией и унитарным государством.
С точки зрения унитарного государства – абсолютные права автономии, с точки зрения федеративного государства – сохранение унитарных деклараций и единой конституции, с точки зрения федераций – регионализированное государство ассиметрично. Набор прав и полномочий у каждой автономной территории индивидуален.
Анализ всех государственных устройств показывает, что в современной мере ни в одной стране не присутствует чистый вариант государственного устройства и ни одно государственное устройство не имеет преимуществ перед другим.
37. Современные формы государственного устройства:
Принципы и условия | Унитарные государства | Федеративные государства | Регионализированные гос-ва | |||
1) Общие принципы | Единая власть, единая конституция, единая судеб. сис-ма | Гос. власть двойственна, двойная сис-ма закон-ва, иногда суд. власть | Гос. власть формально едина, 2 уровня закон-ва, иногда 2 уровня исполнит. власти | |||
2) Территориальное деление и территориальные единицы | Администр- территориальные единицы образуются, изменяются и реформир. центр. властью | Субъекты федерации формируются, изменяются и реформируются самостоятельно | Автономии образуются, изменяются и реформируются по согласованию с центром | |||
3) Наличие выборных органов власти | необязательно | обязательно | обязательно | |||
4) Определение полномочий и механизма формирования территориальных органов власти | определяется законом и центральной властью | определяется самостоятельно с учетом федеральных конституционных ограничений | предложения разрабатываются самостоятельно, но должны быть утверждены центральными органами власти | |||
5) Издание правовых актов | Сфера деятельности определяется законом или верховными судами | Возм-ть издания по любым причинам не отнесенным к федерат. ведению (презумпция компетенции субъектов) | По согласованию или с обязательным утверждением центральными органами власти | |||
6) Аттрибуты государственности | Собственная символика или отсутствие | Конституция, уставы, часто собств. официальный язык, иногда свое гражданство и символика | Иногда официальный язык, никогда гражданство, уставы или статус утвержд-ся центр. органами власти | |||
7) Степень разнообразия в организацции власти, полномочий и статус | унификация | равноправные разнообразия | ассиметрия | |||
8) Примеры | Франция, Аргентина, Дания, Швеция, Япония | США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, Германия, Швейцария | Италия, Испания, под вопросом Великобритания и ЮАР | |||
Типы современных федераций.
Показатели (принципы) | Дуалистическая федерация(двойная) | Кооперативная федерация | Централизованная федерация | |
1) Сфера законодательных полномочий ( по конституции) | Список исключительных полномочий федерации, список запретов для субъектов федерации, презумпция компетенции субъектов федерации | Список исключительных полномочий, список запретов для субъектов федерации, сферы конкурирующего законодательства (совместное ведение), презумпция компетенции Федерации | ||
2) Распределение полномочий исполнительной власти | Независимые системы органов исполнительной власти у федерации и субъектов и четкое разграничение полномочий | У федерации только центральные органы исп. власти, на территориях действуют органы исп. власти субъектов, к которым федерация делегирует полномочия | Органы исполнительной власти субъектов подконтрольны и подотчетны и часто подчинены федеративным | |
3) Бюджетный федерализм | Редкие федеративные гранды и программы, в остальном взаимная независимость | Многоуровневая система перераспределения налоговых поступлений, дотаций, взносов | Финансовые ресурсы концентрируются в ФБ, откуда распределяются по усмотрению Федерации | |
Примеры | США, Австралия | Швейцария,Германия | Индия, Пакистан | |
Разделительная особенность.
Обычно все федерации образуются на основе инициативы снизу, т.е. отдельные территориальные единицы голосуют за необходимость объединения и передают часть своих полномочий центральной власти. РФ была образована сверху, причем центр отдал часть своих полномочий субъектам федерации. Это сразу способствовало неравномерности распределения полномочий и возникновения центробежных тенденций, так как некоторые субъекты федерации почувствовали себя чрезвычайно независимыми. В конституции, принятой в 1993 году осталась старая норма из советской конституции о праве нации на самоопределение (право сецессии), которую все развитые федерации давно убрали из своих конституций. Именно это право пыталась реализовать Чечня, что привело к очень тяжелым последствиям для всей РФ.
Ассиметрия.
Заключается в том, что отдельные субъекты РФ имеют больше полномочий и прав (республики в составе РФ имеют право иметь свою конституцию, судебную систему). Ассиметрия приводит к развитию центробежных тенденций, так как те субъекты, которые наделены большими правами, претендуют на большую самостоятельность и пытаются реализовывать свои полномочия не всегда в соответствии с российской конституцией, как в экономическом, так и в политическом плане. Такая ситуация была характерна практически до 2000 года.
Экономические интересы.
Органы власти субъектов РФ активно участвовали во всех экономических реформах, в том числе в приватизации, в использовании природных ресурсов, в осуществлении внешнеэкономической деятельности, в регулировании деятельности предприятий на их территории. Управляющие органы четко понимали, что роль каждого субъекта РФ определяется его экономическим потенциалом. Поэтому борьба за власть в регионах носила самый жесткий характер и была гораздо более острой, чем борьба за возможность участвовать в федеральных органах власти. В унитарных государствах и в развитых федерациях все экономические проблемы и распределение полномочий при реализации экономической политики достаточно хорошо отрегулированы и имеют четкую законодательную основу. В РФ эти проблемы до сих пор проходят стадию формирования и развития и отрегулированы недостаточно, особенно в тех направлениях, которые предполагают совместное ведение субъектов РФ и РФ
Бюджетное устройство РФ.
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В XXI
ВЕКЕ.
Конец 20 и начало21 века характеризуется новыми принципами государственного развития. До конца 20 века господствовали кейнсианские подходы к развитию, целью которых было построения государства благоденствия для всех. В наст время весь мир переходит к государству работающих.
Это меняет принципы управления экономикой, в т.ч. и в региональном масштабе. Выделяются след направления регионального развития:
1.Переход от материального к нематериальному подходу. Вложения в человеческий капитал, в информационные ресурсы оказываются более эффективными, чем вложения в материальные объекты и формируется новая геоэкономическая модель, основанная на знаниях и умениях. Это инновационная модель.
2.Переход от пассивных мер поддержания к стратегии активного саморазвития. Регионы начинают использовать собственный потенциал и те ресурсы, которые дают им преимущества конкуренции на национальном и мировом уровне. Именно эти преимущества могут привлечь национальные и зарубежные инвестиции и помочь регионам позиционироваться на национальном и мировом уровне. Это позволяет проводить мировую политику не дожидаясь поддержки от национального правительства и регулируемые указами от центральных властей.
3.Изменение самого понимания регионов. В классических и кейнсианских теориях регион часто рассматривается как квази государство и управлялся регионом с позиций......
Управление регионом включает эффективную стратегию содержащую следующие параметры:
- Продукты и рынки
- Проекты и финансирование
- Человеческие ресурсы и занятость
- Создание образа корпоративности и содействие его развитию.
Основной лозунг развития регионов «выходи и конкурируй» и создание корпоративного образа становится конкурентным преимуществом на корпоративных принципах требует др. качественных и профессиональных навыков от администрации регионов, которая д.б. совершенным менеджером, стратегом и маркетологом. При этом политические, административные и социальные проблемы вполне могут решаться с позиции базового государства, но экономическое развитие должно базироваться на квазикорпоративных подходах
4. Переход от социально к глобально- ориентированной региональной политике. Основы регионального развития в предыдущий период явилась идея справндливости и равенства. Целью региональной политики становилось уменьшение региональных различий. В наст время региональные различия рассматривается как естественное сосотояние региональной экономики и как стимул развития тех регионов, кот изначально имеют определенные преимущества и эффективно их используют. Именно эти регионы являются локомотивом развития страны и обеспечивают кумулятивный эффект для развития других регионов и для развития страны в целом. Эти регионы становятся конкурентоспособными не только на нац. Уровне, но и выходят на мировой рынок, увеличивая роль и значение страны в глобальной экономике.
Кризис теории межрегиональных различий в полной мере проявился в ЕС,т.к. не смотря на значительные усилия и финансовые вливания, добиться полного равенства в развитии регионов так и не удалось. Поэтому на современном этапе в качестве основной задачи является использование именно тех преимуществ, которыми располагают регионы для их собственного развития и на базе их развития достижение высокого уровня развития страны с использованием финансовой помощи и поддержки тем регионам, которые не могут самостоятельно справиться со своими проблемами.
5. Концепция территориальной конкуренции. Межрегиональная конкуренция регионов. Конкурентная способность любой корпорации заключается в ее возможности выжить и победить в условиях жесткой рыночной борьбы. Конкурентная способность базируется на факторах преимущества, т.е. способности корпорации производить продукцию либо с наименьшими затратами, либо с наилучшим качеством.
Для региона создание преимуществ обусловлено наличием определенных факторов часть из которых не мобильна, а часть мобильна(капитал, труд. ресурсы). Именно немобильные факторы определяют конкурентные преимущества региона и создают благоприятные условия для привлечения мобильных факторов, т.е. инвестиции, капитал.
Все регионы имеют преимущества вступать в жесткую конкурентную борьбу на нац. и мировом рынке и т. обр. встраиваются в глобальное конкурентное поле, что позволяет им либо усилить свое преимущество, либо потерять их. И т.к на глобальном уровне активная конкуренция и ТНК, то для регионов становиться очень важным привлечение и использование сбыта ТНК. Это заставляет регионы создавать максимально благоприятные условия для работы ТНК, усиливая с их помощью собственные конкурентные преимущества и свою роль в нац. и мировом пространстве. Но кроме конкуренции активно развивается и интегральные тенденции, в т.ч. развитие сотрудничества регионов через создание ассоциации. Это тоже позволяет регионам добиваться значительных успехов в своем развитии, продвигать свою продукцию на национальный и мировой рынок, становиться известным на широком экономическом пространстве.
Макроинструменты
Региональная макрополитика
Дифференциация налоговой политики – предоставление отдельным регионам или предприятиям на территории этих регионов (всем) льгот по налогам (снижение налоговых ставок), налоговые каникулы (освобождение от налогов на определенный срок), частичная уплата налогов и временные отсрочки.
Дифференциация монетарной политики (денежно-кредитная политика) – предоставление льготных кредитов, снижение ставок по кредитам, выпуск ценных бумага льготных условиях, участие государства выступающего гарантом при получение долгосрочных и международных кредитов.
Дифференциация тарифов, ставок – предоставление регионам особенно расположенным в экстремальных климатических зонах или удаленных от центра более низких транспортных тарифов, энергетических тарифов, снижение жилищно-коммунальных платежей, снижение арендной платы и др. затрат.
Микроинструменты.
2 Воздействие на труд – возникает в случае реструктуризации э.-ки региона, когда ликвидируются старо промышленные предприятия, на месте которых создаются новые предприятия или вообще не создаются предприятия и в случае создания новых производств или освоения новых регионов. При реструктуризации старых предприятий и создания на их месте новых отраслевых предприятий возникает потребность в трудоустройстве и переквалификации имеющихся трудовых ресурсов. Для этого чтобы трудовые ресурсы могли обслуживать новые отрасли, государство создает центры обучения для трудовых ресурсов. На период обучения государство берет на себя все расходы и создает новые квалификационные трудовые ресурсы. Если реструктуризация не приводит к созданию новых производств, то освободившиеся трудовые ресурсы направляются (перемещаются) в другие регионы или на другие предприятия. Это тоже забота государства, т.к. перемещаемые ресурсы обеспечиваются информацией о потребностях рынка труда, оплатой проезда к месту работы, помощью в приобретении жилья на новом месте (иногда необходима помощь и в приобретении новой специализации). Необходимость перемещения ресурсов возникает также при освоении новых регионов и здесь участие государства также необходимо и в предоставлении информации и в частичном возмещении затрат по доставке трудовых ресурсов в новые регионы, но эти затраты уже могут распределяться между государством и предприятиями, строящимися в этом регионе.
5 Воздействие на капитал
6 Налоги и субсидии – воздействует на развитие только тех предприятий и компаний, которые являются существенными для развития э.-ки региона, либо с позиции производства определенного вида продукции, необходимой региону (государству), либо с позиции повышения занятости на территории региона. Таким предприятиям предоставляются льготы по налогам, прямые субсидии, предоставление инвестиционных грантов. Поддержка с помощью грантов особенно часто используется при создании малых наукоемких предприятий ( венчурные предприятия). Эти предприятия, как правило, имеют высокий уровень риска и редко финансируется частным капиталом, но государство заинтересовано в развитии таких предприятий и предоставляет им и инвестиции, и налоговые льготы.
7 Повышение эффективности рынка капитала – для реализации этого направления используются институциональные воздействия, т.е. создание биржевого и фондового рынка, участия государства в выпуске ценных бумаг (акций и облигаций), часть которых принадлежит государству. Государство так же выступает в качестве гаранта, если региональные предприятия получают международные кредиты или займы.
8 Повышение эффективности управления компаний – компании, работающие на территории региона, в значительной степени обеспечивают социальную стабильность территории и способствуют повышению благосостояния и повышения качества жизни населения. Поэтому стабильная работа компании очень важна для территории и ведется постоянный мониторинг э.-ой ситуации работы тех или иных компаний. При возникновении кризисной ситуации государство и региональная администрация стремятся оказать региональным компаниям информационную, методическую, финансовую помощь. Повышение эффективности управления компаниями одна из задач региональной политики, которая связана с поддержанием социальных стандартов на всей территории страны. Компаниям, оказавшимся в кризисном состоянии могут быть предоставлены бюджетные средства, введено внешнее управление, предоставлены прямые субсидии, выкуп части акций государством (региональной администрацией).
9 Административный контроль – все микроинструменты имеют жесткую целевую направленность, поэтому необходим контроль за целевым использованием всех средств, реализующих микрополитику. Это контроль и со стороны государства и со стороны самого региона и постоянный мониторинг результатов воздействия по тем или иным направлениям.
Почти во всех государствах микро - и макроинструменты используются в различных сочетаниях и пропорциях, причем эти пропорции зависят как от э.-ой ситуации в стране в целом, так и от э.-ой ситуации в отдельных регионах. При благополучной э.-ой ситуации в стране и профицитном бюджете увеличится возможность использования макрополитики. При ухудшении ситуации больший акцент делается на использование микрополитики.
Нормативно- законодательные акты – напрямую связаны с реализацией тех или иных направлений региональной политики. Они могут приниматься как на федеральном уровне, так и на региональном, могут дополнять или вносить поправки в ранее принятые законы, могут уточнять и расшифровывать принятые законы. На федеральном уровне обычно принимаются законодательные акты, которые должны исполняться всеми регионами.
На региональном уровне принимаются законодательные и нормативные акты, которые не должны противоречить федеральному законодательству и обычно проходят федеральную экспертизу, но действуют только на территории данного региона и разрабатывают их региональные советы, т.е. думы.
Структура стратегии развития региона, основные блоки стратегии
Все блоки в структуре стратегии соединены прямыми и обратными связями, что позволяет вносить изменения и корректировать стратегию на всех этапах ее реализации.
Для определения миссии региона необходимо знать закономерности и особенности его развития (блок 5). Он включает диагностику социально-экономического развития региона, т.е. комплексную оценку всех показателей и проблем региона. Диагностика позволяет составить паспорт региона- документ, необходимый администрации региона для принятия своевременных управленческих решений и поддержания положительной тенденции или сглаживания (нивелирования) отрицательной. Паспорт требуется национальным и иностранным инвесторам, желающим вкладывать средства в региональное развитие; политическим и общественным деятелям для воздействия на региональную ситуацию и населению региона для информированности о положении региона и формирования ответственного гражданского общества.