Государственное и муниципальное управление в системе социального управления.
Раздел 2.
Государственное и муниципальное управление в системе социального управления.
Управление – это регулирование различных процессов.
Социальное управление – это управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением человека.
Виды соц. управления:
1. государственное управление,
2.муниципальное управление (в сфере местного самоуправления),
3. коммерческое управление,
4. общественное управление.
Государственное управление.
Государственное управление (ГУ) – властное воздействие государства на общество.
ГУ – регулирующая деятельность органов государственной власти, т.е. вся деятельность государства по организующему воздействию на общественные отношения.
Субъекты ГУ в широком смысле:
1) законодательные органы: Федеральное собрание (совет федерации +Гос. дума)
2) исполнительные органы: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства
3) судебные органы: Арбитражный (экономические дела), Верховный (уголовные, административные дела), Конституционный суды
4) Президент – не входит ни в одну из ветвей власти
5) Прокуратура – осуществляет надзор за законностью в различных сферах (всех ветвях власти кроме Президента)
ГУ – административная деятельность, которая не связана ни с законотворчеством, ни с правосудием.
Субъекты ГУ в этом смысле:
1) Президент РФ
2) федеральные органы исполнительной власти (главный – Правительство РФ)
3) органы исполнительной власти субъектов федерации
4) органы местного самоуправления (при осуществлении ими отдельный государственных полномочий)
5) иные субъекты, не входящие в систему исполнительной власти (ЦБ РФ при выдаче лицензий, контролер на транспорте)
Объектами ГУ являются:
1) физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, имеющие второе гражданство)
2) коллективные субъекты (предприятия, учреждения, организации всех форм собственности)
3) политические партии
4) религиозные объединения
5) общественные отношения и др.
Система муниципального управления.
Муниципальное образование (м/о) – это минимальная территория, на которой осуществляется МСУ.
Виды м/о:
- городское поселение,
- сельское поселение,
- муниципальный район – это несколько поселений, объединенных общей территорией,
- внутригородские территории ГФП – часть поселения (район ГФП).
Признаки отношений, входящих в предмет МУ.
1. Данные отношения носят территориальный характер.
2. Комплексный характер, т.е. отношения связаны с реализацией задач МСУ во всех сферах жизнедеятельности.
3. Одной стороной отношения выступает субъект МСУ (ОМСУ и их уполномоченные лица, населении м/о).
Административно-территориальное устройство РФ.
1. Республика Адыгея (Адыгея),2. Республика Алтай,
3. Республика Башкортостан,4. Республика Бурятия,
5. Республика Дагестан,6. Республика Ингушетия,
7. Кабардино-Балкарская Республика,8. Республика Калмыкия,
9. Карачаево-Черкесская Республика,10. Республика Карелия,
11. Республика Коми,12. Республика Марий Эл,
13. Республика Мордовия,14. Республика Саха (Якутия),
15. Республика Северная Осетия - Алания,16. Республика Татарстан (Татарстан),17. Республика Тыва,18. Удмуртская Республика,
19. Республика Хакасия,20. Чеченская Республика,21. Чувашская Республика - Чувашия;
Алтайский край,
2. Камчатский край,3. Краснодарский край,
4. Красноярский край,5. Приморский край,
6. Ставропольский край,7. Хабаровский край,
8. Пермский край,9. Забайкальский край.
Амурская область,
2. Архангельская область,3. Астраханская область,
4. Белгородская область,5. Брянская область,
6. Владимирская область,7. Волгоградская область,
8. Вологодская область,9. Воронежская область,
10. Ивановская область,11. Иркутская область,
12. Калининградская область,13. Калужская область,
14. Кемеровская область,15. Кировская область,
16. Костромская область,17. Курганская область,
18. Курская область,19. Ленинградская область,
20. Липецкая область,21. Магаданская область,
22. Московская область,23. Мурманская область,
24. Нижегородская область,25. Новгородская область,
26. Новосибирская область,27. Омская область,
28. Оренбургская область,29. Орловская область,
30. Пензенская область,31. Псковская область,
32. Ростовская область,33. Рязанская область,
34. Самарская область,35. Саратовская область,
36. Сахалинская область,37. Свердловская область,
38. Смоленская область,39. Тамбовская область,
40. Тверская область,41. Томская область,
42. Тульская область,43. Тюменская область,
44. Ульяновская область,45. Челябинская область,
46. Ярославская область.Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
1. Ненецкий автономный округ,2. Ханты-Мансийский автономный округ,3. Чукотский автономный округ,4. Ямало-Ненецкий автономный округ.
Поощрение в сфере ГУ
Поощрение – это способ воздействия на сознание и поведение людей через интерес, направляющих их волю на совершение полезных с точки зрения государства дел.
Виды поощрения:
1. в зависимости от нормативной основы:
- формальное поощрение – применение мер поощрения, основание поощрения, порядок поощрения урегулированы правовыми нормами,
- неформальное поощрение – поощрение, неурегулированное нормами, но очень эффективно в сфере ГУ.
2. в зависимости от субъектов:
- поощрение, направленное индивидуальным субъектам,
- поощрение, направленное коллективным субъектам (предпринимателям, организациям, органам ГУ).
3. в зависимости от оснований:
- абсолютное поощрение – оно обусловлено изначально положительным деянием,
- относительное поощрение – некоторые смягчающие обстоятельства, установленные законодательством в сфере ГУ.
4. в зависимости от содержания:
- моральное поощрение (ех, благодарность),
- материальное поощрение (ех, премия),
- изменяющее статус поощряемого (ех, внеочередное повышение звания),
- смешанное поощрение – поощрение, которое содержит 2 и > вышеперечисленных видов.
3) принуждение в сфере ГУ - это способы обеспечения служебной дисциплины и правопорядка.
Принуждение в сфере ГУ включает:
- дисциплинарное принуждение по административному праву (госслужащие),
- административное принуждение.
Признаки административного правонарушения:
1. применяется на основании закона,
2. применяется специально уполномоченными представителями власти (в особых случаях судьями),
3. применяется на основе индивидуальных актов или юридически значимых действий
4) Регулирование в ГУ– это способы осуществления оперативных управленческих функций в сфере ГУ
Виды:
- нормативное – связано с принятием нормативных решений
- индивидуальное – связано с принятием индивидуальных решений
Ответственность в МУ
Ответственность рассматривается в позитивном и негативном аспекте.
Позитивная ответственность –осознание личностью необходимости выполнения долга.
Негативная ответственность –юридическая ответственность, т.е. реагирование субъекта власти на нарушение и обязанность нарушителя претерпеть неблагоприятные последствия.
Раздел 2.
Государственное и муниципальное управление в системе социального управления.
Управление – это регулирование различных процессов.
Социальное управление – это управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением человека.
Виды соц. управления:
1. государственное управление,
2.муниципальное управление (в сфере местного самоуправления),
3. коммерческое управление,
4. общественное управление.
Государственное управление.
Государственное управление (ГУ) – властное воздействие государства на общество.
ГУ – регулирующая деятельность органов государственной власти, т.е. вся деятельность государства по организующему воздействию на общественные отношения.
Субъекты ГУ в широком смысле:
1) законодательные органы: Федеральное собрание (совет федерации +Гос. дума)
2) исполнительные органы: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства
3) судебные органы: Арбитражный (экономические дела), Верховный (уголовные, административные дела), Конституционный суды
4) Президент – не входит ни в одну из ветвей власти
5) Прокуратура – осуществляет надзор за законностью в различных сферах (всех ветвях власти кроме Президента)
ГУ – административная деятельность, которая не связана ни с законотворчеством, ни с правосудием.
Субъекты ГУ в этом смысле:
1) Президент РФ
2) федеральные органы исполнительной власти (главный – Правительство РФ)
3) органы исполнительной власти субъектов федерации
4) органы местного самоуправления (при осуществлении ими отдельный государственных полномочий)
5) иные субъекты, не входящие в систему исполнительной власти (ЦБ РФ при выдаче лицензий, контролер на транспорте)
Объектами ГУ являются:
1) физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, имеющие второе гражданство)
2) коллективные субъекты (предприятия, учреждения, организации всех форм собственности)
3) политические партии
4) религиозные объединения
5) общественные отношения и др.