Тема 2. Объединение Руси. Начало образования централизованного Российского государства 2 страница
Вопрос третий. Особенностью культурных процессов в России в XVIII в. был переход от традиционной, церковной и замкнутой культуры к светской и европейской. Страна пережила настоящий духовный переворот. До петровских реформ в стране отсутствовала наука, светское образование, в духовной жизни господствовало религиозное мировоззрение. Реформаторская деятельность Петра затронула буквально все стороны жизни общества. Расскажите о зарождении российской науки, появлении светских школ и специального образования. Что Вам известно об издании первой газеты, основании Кунсткамеры, изменениях в быту. Эти преобразования Петра привели к социокультурному расколу «низов» и «верхов» общества. Носителями традиционной культуры продолжали оставаться крестьяне и городские обыватели. Следует подчеркнуть, что следствием этого раскола стало взаимное отчуждение образованной части общества и народа. Расскажите об открытии в России первого университета. Какова была в этом роль М. Ломоносова? Что Вы знаете о достижениях русской культуры в области науки, литературы, архитектуры, искусства в XVIII в. Какой вклад в развитие отечественной культуры внесла Екатерина II?
Основная литература:
1. Деревянко А.П., ШабельниковаН.А. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С.122-135, 148-164, 488-493.
2. История России. Учебник. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.6 ООО «ТК Велби», 2002. – С. 128-144, 154-188.
3. История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: Издательство АСТ. 1996. – С.9-76, 80-107, 181-244, 248-256, 262-266, 270-296.
4. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев, и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 127-163.
5. Отечественная история / И.Ю. Заорская, М.В. Зотова, А.В. Демидов и др.; Под ред. М.В. Зотовой: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 125-166.
Дополнительная литература:
1. Валишевский К. Петр Великий / К. Валишевский. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003.
2. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени / С. Князьков. – Пушкино: Издательское объединение «Культура», 1990.
3. Сочинения Екатерины II. / Сост., вступ. ст. О.Н. Михайлова. – М.: Сов. Россия, 1990.
4. Стегний П.В. Разделы Польши и дипломатия Екатерины II. 1772. 1793. 1795. / П.В. Стегний – М.: Междунар. Отношения, 2002.
5. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I. / О.В. Сухарева. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО Издательство Астрель»: ОАО «Люкс», 2005.
6. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917). / Дж. Хоскинг. – Смоленск: «Русич», 2000.
Тема 5. Российская империя в первой половине XIX века
1. Попытки реформирования политической системы и либерализации общества в эпоху правления Александра I.
2. Внешняя политика Александра I.
3. Внутренняя политика Николая I.
4. Экономика России в первой половине XIX в. Кризис феодально-крепостнической системы.
Вопрос первый. Александр I правил в 1801-1825 гг. После занятия трона он провёл ряд мероприятий либерального характера. В частности, объявил амнистию заключённым и сосланным при Павле I, восстановил Жалованные грамоты Екатерины II и т.д. Это вселило надежды, что он будет править в традициях екатерининского времени. Однако Александр I решился на реформирование государства и общества.
Деятельное участие в разработки проектов реформ в начале его царствования принимал Негласный комитет. С 1807 г. эта работа была поручена М.М. Сперанскому. В основу его проекта реорганизации государственного управления был положен принцип разделения властей. Законодательная власть сосредотачивалась в Государственной Думе. Кто получал избирательные права по этому проекту? Исполнительная власть принадлежала министерствам. Сенат становился высшим судебным органом. При императоре создавался Государственный совет. Какие функции он должен был выполнять? Законы должны были приниматься Думой, а представляться – императором, правительством и Госсоветом. Сам император мог принимать законы помимо Думы. Могла ли такая реформа в случае ее реализации ограничить самодержавие? Почему император не подписал этот проект? В 1810 г. был учрежден Госсовет, который просуществовал до 1917 г. В 1802 г. были созданы министерства. Расскажите о значении этих реформ. В 1815 г. Александр подписал конституцию Польши. После Отечественной войны 1812 г. царь вновь поручает разработать проект конституции России Н.Н. Новосильцеву. Расскажите о его содержании. Почему в 20-е годы Александр устранился от государственных дел? Какую роль играл в это время А.А. Аракчеев? Что такое военные поселения? Почему планы реформирования политической системы не были осуществлены?
Покажите, что сделал Александр I для облегчения положения крестьян. Почему он не пошёл на отмену крепостного права, хотя и создал комитет по подготовке освобождения крестьян?
Вопрос второй. Начиная с Петра, российские императоры смотрели на Европу, как на образец для подражания. Николай I (1825-1855) вступил на престол, когда на Западе происходили буржуазные революции, а в России восстали дворяне-декабристы. Эти обстоятельства обусловили консервативно-охранительный характер его правления. В то же время царь был убежден в необходимости разрешения наиболее острых вопросов. В целом его внутренняя политика была направлена на укрепление могущества России. Считая, что всеми государственными делами должен руководить лично император, Николай превращает Собственную его императорского величества канцелярию в высший орган, которому были подконтрольны все государственные учреждения. Расскажите, чем занималось II отделение Канцелярии? Расскажите о работе по кодификации российских законов. Кому она была поручена? Какие задачи были поставлены перед III отделением? Подчеркните, что в первую очередь оно должно было осуществлять наблюдение за умонастроениями в обществе. Одной из самых важных внутриполитических задач Николай считал укрепление полицейско-бюрократического аппарата на принципах централизации и бюрократизации, что должно было, по его мнению, позволить эффективно бороться с революционными настроениями в обществе и укрепить самодержавие. Для достижения этой цели требовалась огромная армия чиновников, главным качеством, которых должна быть исполнительность. В чем смысл выражения «мундир победил фрак»? На кого опирался Николай I? Какую политику он проводил в отношении крестьян? Почему он не решился на их освобождение, хотя и считал крепостное право злом?
Третий вопрос. Расскажите об экономическом развитии России в первой половине XIX в. Раскройте структуру феодального землевладения. Покажите, как развивалось мануфактурно-промышленное производство. В чём проявился кризис феодально-крепостнической системы?
Основная литература:
1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко. – М.: ТК Велби, ИЗД-во Проспект, 2006. – С. 164-191.
2. История России. Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Гергиева, Т.А. Сивохина.- М.: ООО «ТК Велби». 2002. – С. 187-222.
3. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. пособие для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 421-439, 473-484.
4. История России с начала с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: Издательство АСТ, 1996. – С. 297-323, 335-345.
5. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под. ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 163-177, 184-189.
6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 646-684.
Дополнительная литература:
1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. / Е.В. Анисимов. – СПб.: Питер, 2007. С. 296-326.
2. Де Кюстин А. Николаевская Россия / А. Де Кюстин. – М., 1990.
3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. / С.В. Мироненко. – М.: Наука, 1989.
4. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского / В.А. Томсинов. – М.: Мол. Гвардия, 1991.
Тема 6. Россия в период реформ и контрреформ XIX века
1. Отмена крепостного права в России в 1861 году.
2. Либеральные реформы 60-х – 70-х годов XIX века: судебная; земская; городская, просвещения; военная.
3. Контрреформы 80-х – 90-х годов XIX века.
4. Экономическое развитие России в 60-е – 90-е годы XIX века: сельское хозяйство, промышленность, транспорт, тоговля.
Методические рекомендации
Вопрос первый. Подготовку к отмене крепостного права начали ещё Александр I и Николай I, создав секретные комитеты. Но они так и не рискнули пойти на это. Между тем крепостное право тормозило социально-экономическое развитие страны. Это проявилось не только в сфере сельского хозяйства, но и в промышленности и торговле. Объясните почему? Александр II тоже не сразу приступил к решению этого вопроса. Расскажите, как велась подготовка к отмене крепостного права, составлялся проект и манифест. Кто принимал участие в этом деле? Покажите, на каких условиях произошло освобождение крестьян и наделение их землёй. Получили ли крестьяне землю в частную собственность? Каково историческое значение отмены крепостного права?
Вопрос второй. Отмена крепостного права потребовала изменений вполитической и духовной сфере.В 60-е – 70-е годы последовала серия реформ, цель которых заключалась в том, чтобы привести в соответствие государственный строй и административное управление с новым положением крестьянства. В 1864 г. была проведена земская реформа, чуть позже – городская. Земства стали органами местного самоуправления. Как происходило их формирование? Какие сословия участвовали в выборах? Какие вопросы находились в ведении земств? В том же году проводится судебная реформа. В ее основе лежали следующие принципы: бессословность суда; независимость его от администрации; состязательность судебного процесса; открытость и гласность судебного процесса; создание института присяжных заседателей. Дайте оценку этой реформы. Как проводилась реформа в сфере образования? Каковы основные звенья Общеобразовательных учебных заведений? Что изменилось в высшей школе? Раскройте основные положения «автономии», которые получили университеты. В 1874 г. были осуществлены преобразования вармии. Расскажите о содержании военной реформы. Всеобщая воинская повинность давала возможность в мирное время держать сравнительно небольшую армию, а во время войны увеличивать ее численность за счет запаса. Как изменился срок службы в армии? Серию реформ должна была завершить реализация проекта М.Т. Лорис-Меликова по привлечению выборных от органов местного самоуправления к решению государственных вопросов, что, фактически, означало бы ограничение самодержавия. Подписание этого документа Александром II было назначено на 1 марта 1881 г. Почему он не был подписан? Что произошло в этот день? Оценивая реформы 60-70-х гг. XIX в., подчеркните, что они знаменовали вступление России на путь буржуазного развития и начало формирования гражданского общества и правого государства.
Вопрос третий. После смерти Александра II на престол вступил его второй сын (по возрасту) Александр III. С его именем связано проведение контрреформ в России. Они были обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. После отмены крепостного права начался процесс разорения части дворянства, не приспособившегося к рыночным отношениям. По стране прокатилась волна крестьянских бунтов. Выросла преступность. Произошли первые выступления рабочего класса. Народники осуществили ряд террористических актов. В результате одного из них погиб Александр II. Наконец, на формирование взглядов Александра III оказал большое влияние К.П. Победоносцев, бывший его наставником, который считал, что реформы в России необходимо заморозить». Но контрреформы не имели всеохватывающего характера. Поясните, как они проявились в судопроизводстве, земском и городском самоуправлении, в сфере образования. Почему контрреформы не предотвратили социальный взрыв в России? Объясните также, за что Александра III прозвали «царём-миротворцем».
Вопрос четвёртый. Отмена крепостного права способствовала ускорению экономического развития страны. Покажите эволюцию форм собственности на землю в пореформенное время, рост товарного сельскохозяйственного производства. Приведите примеры. Обратите внимание на то, что в пореформенное время увеличивается товарооборот, который требует совершенствования транспорта. Идёт строительство железных дорог. Это в свою очередь оказывает влияние на развитие металлургии, станкостроения и машиностроения. Развитие же железнодорожного транспорта обеспечило интенсификацию торговли и завершение формирования единого Всероссийского рынка. Всё это привело к становлению индустриального общества в России.
Основная литература:
1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2006. С. 191-210.
2. История России. Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Гергиева, Т.А. Сивохина.- М.: ООО «ТК Велби». 2002. – С. 248-258.
3. История России с начала с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: Издательство АСТ, 1996. – 381-407, 437-440.
4. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под. ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 200-212, 223-233.
5. Отечественная история: учеб. пособие / под. ред Р.В. Дегтярёвой, С.Н. Полторака – М.: Гардарики, 2007. – С. 166-172.
Дополнительная литература:
1. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия (политическая реакция 80-х – начала 90-х годов) / П.А. Зайончковский. – М.: «Мысль», 1970.
2. История России в XIX веке. Эпоха реформ. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
3. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива / Б.Г. Литвак. – М.: Политиздат, 1991.
4. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.): В 2 т. Т. 1 / Б.Н. Миронов. – Спб.: «Дмитрий Буланин», 2003. – С. 360-415.
5. Нольде Б.Э. Юрий Самарин и его время / Б.Э. Нольде. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
6. Реформы Александра II. – М.: Юрид. лит., 1998.
7. Татищев С.С. Император Александр II, его жизнь и царствование. Кн. 1-2 / С.С. Татищев. – М.: «Чарли», 1996.
Тема 7. Россия в 1894 – 1914 годах
1. Политический кризис на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905 – 1907 гг.: предпосылки, причины, движущие силы, последствия.
2. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
3. Проблемы экономического роста и модернизации:
3.1.Реформы С.Ю. Витте;
3.2.Реформы П.А. Столыпина.
Методические рекомендации
Вопрос первый. В 1894 г. царский трон занимает Николай II. Дайте ему общую характеристику. Его правление началось в период обострения социально-политических противоречий в стране. Для России складывается неблагоприятно и внешнеполитическая обстановка. Начинается русско-японская война, которая завершается поражением Российской империи. Расскажите о её ходе. Ухудшается и экономическое положение в стране. Всё это приводит к первой российской революции 1905-1907 гг. Она началась с расстрела мирного шествия рабочих к царю с целью подачи петиции. Что вы знаете об этом? Раскройте движущие силы революции и формы борьбы. В октябре-декабре 1905 г. революция достигла своей кульминации. Какие методы использовало царское правительство для подавления революции? Почему после поражения декабрьского восстания в Москве в 1905 г. революция пошла на убыль? Подводя итоги революции, следует обратить внимание, что она, несмотря на поражение, заставила царское правительство пойти на модернизацию государственного и общественного устройства России. Завоеванием революции стало создание Государственной думы. Была разрешена деятельность политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, за исключением советов рабочих депутатов, которые появились в ходе революции. Были прекращены выкупные платежи крестьянами за землю. Сняты ограничения на употребление некоторых национальных языков в сфере образования. Но в то же время главные задачи революции не были решены, она оказалась незавершенной, что привело к новой революции в феврале 1917 года.
Вопрос второй. В начале века усиливаются оппозиционные настроения в обществе. Чем это было вызвано? На этой волне начинается процесс формирования политических партий. Первыми организовались социалистические партии. В 1902 г. было провозглашено образование партии социалистов-революционеров (эсеров), которая наследовала традиции народников. В ее программе содержались также некоторые элементы марксизма. Расскажите о ее содержании, обратите внимание на то, что эсеры выражали, в первую очередь, интересы крестьянства. Что такое «социализация земли»? Как они представляли себе будущее России? Каков был социальный состав партии эсеров? Назовите имена руководителей этой партии. В 1903 г. завершилось образование социал-демократической партии. На II съезде РСДРП была принята Программа. Какие положения содержали программа-минимум и программа-максимум? Причиной раскола партии на большевиков и меньшевиков стали разногласия по вопросу об отношении к либералам и членства в партии. В чем они заключались? Каков был социальный состав РСДРП? Назовите лидеров партии. Следует особо подчеркнуть, что обе партии признавали только революционный характер действий. Что собой представляли разрозненные организации анархистов? Какие цели они пред собой ставили? Растущая оппозиция власти в среде либералов способствовала возникновению либеральных организаций. В 1903 г. были образованы Союзосвобождения и Союз земцев-конституционалистов. Образование либеральныхполитических партий происходит в октябре–ноябре 1905 г. после опубликования Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка» Николая II. Расскажите о программных требованиях партии кадетов (конституционных демократов) в отношении государственного устройства, политических прав и свобод, в рабочем, крестьянском и национальном вопросах Что Вам известно о содержании программы партии октябристов (“Союз 17 октября”). Либеральные партии признавали только реформы как способ переустройства общества. Каков был социальный состав партий? Назовите имена лидеров этих партий. Во время революции были созданы правые монархические организации. Самой крупной среди них являлась партия «Союз русского народа».Какие цели она провозглашала? Чьи интересы отстаивала?
Вопрос третий. В конце XIX в. Россия, несмотря на экономический рост, оставалась аграрной страной. Правительство осознавало необходимость дальнейших преобразований. Поэтому принимается программа хозяйственной модернизации или индустриализации. Её разработчиком стал С.Ю. Витте. Что вы знаете о нём? Главной целью программы являлось создание современной индустрии в стране. Эту задачу предполагалось решить в течение 10 лет. Для этого планировалось создать развитую транспортную систему в стране, сформировать новые центры промышленного производства и развивать новые отрасли промышленности. Стоит обратить внимание, что программа С.Ю. Витте отличалась от предыдущей экономической политики, проводимой в стране. Если раньше правительство основное внимание уделяло устранению препятствий на пути развития промышленности, то теперь оно переходило к её прямой поддержке. В чём это конкретно выразилось? Необходимо отметить, что в министерстве финансов, которое возглавлял С.Ю. Витте, одновременно являясь премьер-министром, началась и подготовка проекта аграрной реформы. Одновременно она велась и МВД.
В 1906 г. на должность министра внутренних дел, а потом Председателя Совета министров был назначен П.А. Столыпин, известный государственный деятель начала века. Какие меры были предприняты Столыпиным для борьбы с революционными выступлениями? Между тем, П.А. Столыпин прекрасно понимал, что одними репрессивными мерами ситуацию не разрешить, отсюда его формула «успокоение и реформы». Указом от 9 ноября 1906 г. крестьянам было разрешено выходить из общины и закреплять за собой надел земли в частную собственность. Как Вы думаете, почему эта мера, по мнению Столыпина, должна была способствовать разрешению аграрного вопроса? Второй составляющей крестьянской реформы стала политика поощрения переселения малоземельных крестьян за Урал. Какую цель преследовала эта мера? В чем сутькрестьянской реформы? Как шла ее реализация? Расскажите о ее положительных последствиях. Какие недостатки имела реформа? Будучи консерватором, П.А. Столыпин, тем не менее, понимал, что для достижения политической стабильности Россия нуждается в целом комплексе реформ. Каковы были его планы в области местного самоуправления, административного управления и суда? Как предполагалось разрешить рабочий вопрос? Какие изменения планировались в области образования? Следует подчеркнуть, что проведение этих преобразований должно было приблизить Россию к идеалу правового государства. Почему большинство планов П.А. Столыпина оказались не реализованными?
Основная литература:
1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 210-247.
2. История России. Учебник. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 284-313.
3. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. – М.: Издательство АСТ, 1996. – С. 17-50, 61-113.
4. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов. М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 244-275.
5. Отечественная история: учеб пособие / под ред. Р.В. Дегтерёвой, С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007. – С. 200-215.
Дополнительная литература:
1. Аврех А.Я. Столыпин и судьба реформ в России / А.Я. Аврех. – М., 1991.
2. Витте С.Ю. Избранные произведения / С.Ю. Витте. – М., 1991.
3. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция / Р.Ш. Ганелин. – СПб, 1991.
4. Милюков П.Н. Воспоминания / П.Н. Милюков. – М.: Политиздат, 1991.
5. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.): В 2 т. Т. 2 / Б.Н. Миронов. – Спб.: «Дмитрий Буланин», 2003. – С. 150-162.
6. Николаевский Б.И. История одного предателя. Террористы и полит, полиция / Б.И. Николаевский. – М.: Политиздат, 1991.
7. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II С.С. Ольденбург. – М., 1992.
8. Политическая история России в партиях и лицах / Сост.: В.В. Шелохаев (руководитель), А.Н. Боханов, Н.Г. Думова, Н.Д. Ерофеев и др. – М.: ТЕРРА, 1993.
9. Рыбас С.Ю., Тараканова Л.В. Реформатор: Жизнь и смерть Петра Столыпина / С.Ю. Рыбас. – М.: Недра, 1991.
Тема 8. Россия в годы первой мировой войны и общенационального кризиса. 1914 – октябрь 1917 года.
1. Начало первой мировой войны: причины, отношение к вйне в российском обществе.
2. Россия в 1914 - начале 1917 гг. Назревание общенационального кризиса.
3. Февральская революция. Установление двоевластия.
4. Россия от февраля до октября 1917 года.
Методические рекомендации
Вопрос первый. Раскройте причины первой мировой войны и участия в ней России. Какие военно-политические блоки противостояли друг другу во время войны? Как отнеслась русская общественность к войне? Раскройте позиции по этому вопросу политических партий России. Расскажите об основных военных операциях российской армии и их итогах. Поражения России на фронтах первой мировой войны усилило остроту социальных противоречий. Война привела к дезорганизации экономики, способствовали параличу власти. Расстройство экономической жизни страны началось с кризиса железнодорожного транспорта, который не смог одновременно осуществлять снабжение фронта и тыла в полном объеме. Следствием явились перебои в снабжении городов продовольствием и сырьем для предприятий. Низкие закупочные цены на хлеб вызвали сокрытие его крестьянами и еще больше ухудшили положение. Какие это имело последствия? Власть оказалась неспособной справиться с экономическими трудностями. Неэффективность работы государственного аппарата вызывала критику в обществе. Расскажите о попытках либеральной буржуазии исправить ситуацию. Какие партии вошли в состав «Прогрессивного блока»? Что означало его требование «ответственного министерства»? Какую роль в дискредитации императора Николая II сыграла личность Распутина? Каковы были настроения в армии? В заключение следует подчеркнуть, что в условиях незавершенности социально-экономических и политических реформ, война до предела обострила обстановку в стране. К началу 1917 г. кризис приобрел системный характер.
Вопрос второй. В отличие от революции 1905-1907 гг., Февральская революция продолжалась чуть более недели и развивалась стихийно. Назовите движущие силы революции? Какие задачи она должна была решить? Расскажите об основных ее событиях. Оцените значение Февральской революции. Характерной особенностью последующего развития страны стало возникновение двоевластия. Расскажите о составе Временного правительства, которое до созыва Учредительного собрания должно было осуществлять исполнительно-распорядительные функции. Обратите внимание, что, фактически, оно стало и законодательным органом. Вторым органом власти стал Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, который состоял из представителей социалистических партий. Каких? Какую программу действий предложило Временное правительство? Следует подчеркнуть, что эсеро-меньшевистский Петроградский Совет считал, что в силу преждевременности социалистической революции, необходима их поддержка буржуазного Временного правительства.
Вопрос третий. После февральских событий перед страной открывалась перспектива развития событий по двум вариантам. В первом случае она могла пойти по демократическому пути реформ, инициатором которых выступали либеральные партии. Второй путь – это установление либо военной, либо социалистической диктатуры. В период между Февралем и Октябрем события можно рассматривать в рамках трех кризисов власти. Апрельский кризис. В «Апрельских тезисах», вернувшийся из эмиграции В.И. Ленин, призвал большевиков изменить тактику и взять курс на совершение в стране социалистической революции. Назовите основные положения ленинской программы действий. В этих условиях стремление Временного правительства продолжать войну, спровоцировало демонстрации в Петрограде. Каковы были требования бастующих? Как завершился кризис? Следует подчеркнуть, что, войдя в состав Временного правительства, левые партии (эсеры и меньшевики) разделили с либералами ответственность за происходящее в стране. Расскажите о событиях, которые стали причиной июньского кризиса? Главным итогом июльского кризиса стала ликвидация двоевластия. Мирный период развития революции закончился, большевики начали подготовку к вооруженному восстанию, а правые буржуазные партии – к установлению военной диктатуры. Расскажите о корниловском выступлении. Каковы были планы Л.Г. Корнилова? Какую роль сыграли большевики в подавлении мятежа? Эти события вызвали огромный рост симпатий к большевикам в обществе. В сентябре 1917 г. они получили большинство в Советах. Россия стала перед альтернативой: либо Временное правительство, либо диктатура пролетариата.
Основная литература:
1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 247-253.
2. История России. Учебник. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 313-317, 327-335.
3. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. – М.: Издательство АСТ, 1996. – С. 124-168.
4. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов. М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 279-294.
5. Отечественная история: учеб пособие / под ред. Р.В. Дегтерёвой, С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007. – С. 221-226.
Дополнительная литература:
1. Галили З. Лидеры меньшевиков в русской революции / З. Галили. – М., 1993.
2. Милюков П.Н. Воспоминания / П.Н. Милюков. – М.: Политиздат, 1991.
3. Палеолог М. Царская Россия накануне революции / М. Палеолог. – М.: Политиздат, 1991.