Стилистическая оценка однородных членов предложения

В книжных стилях часто употребляются однородные члены предложения, которые выступают как средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов и т.п. Особенно важно это в ОДС и НС, где требуется особая полнота и точность перечисления однородных понятий: Все граждане имеют равные права в семейных отношениях. Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых либо косвенных преимуществ при вступлении в брак и в семейных отношениях в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

В книжных стилях перечисление нередко выглядит как длинная цепочка однородных членов с преобладанием бессоюзной связи. Если последнее слово при перечислении тоже дается без союза, то ряд однородных членов воспринимается как незаконченный, открытый для дополнения (на что иногда указывают слова и так далее, и тому подобное): Заболевание может вызвать возбудитель гриппа, пневмококк, стрептококк, стафилококк, катаральный микрококк и т.д. Часто используются и «закрытые» ряды однородных членов с замыкающим союзом и перед последним словом; союз вносит значение исчерпанности, полноты охвата: Музыкальные звуки различаются по силе, высоте и тембру.

В книжных стилях использование однородных членов часто сопровождается их нумерацией. Это подчеркивает и выделяет каждый из перечисляемых предметов: Речевой аппарат состоит из четырех главных частей: 1) дыхательного аппарата, 2) гортани, 3) полости рта, 4) полости носа.

Логическое членение текста, включающего однородные члены, облегчает рубрикация, широко используемая в научном и официально-деловом стилях: Частица не с наречиями пишется слитно в следующих случаях: а) с наречиями, которые без не не употребляются: нелепо, негодующе; б) с наречиями на -о, которые в сочетании с не образуют слова с противоположным значением (эти слова обычно легко заменяются синонимами: невысоко (низко), несильно (слабо); в) в отрицательных наречиях некуда, негде, неоткуда, незачем; г) в отыменных наречиях невдалеке, неподалеку.

В публицистической речи к смысловой функции однородных членов добавляется и эстетическая – они служат средством речевой экспрессии. Это сближает публицистическую речь с художественной. Современность и литература. Это вечная проблема, и она всегда актуальна. Есть периоды в судьбе страны, когда возникает потребность сверять свою личную жизнь, свою работу, свое творчество с тем временем, в котором живешь. А живем мы сейчас в чрезвычайное время. Идет общегосударственный, общенациональный и общенародный поиск наиболее правильных, точных и демократических мер по перестройке всех сторон нашего общества.

В публицистической речи наблюдаются и ряды однородных членов, оформленные как отдельные предложения: Об отдыхе не думали. Работали без выходных. Работали по 12 часов. Работали в две смены. Трудились днем и ночью… (из газ.).

В художественной речи однородные члены могут использоваться для создания развернутых описаний (когда дается ряд красочных эпитетов или других тропов); динамических картин (если употребляются однородные глаголы-сказуемые) и т.д. Однородные члены предложения могут быть средством усиления выразительности речи. Тогда в блоки однородных членов включаются синонимы и слова близкой семантики: За все я отвечаю в этом мире - за вздохи, слезы, горе и потери (Март.), Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю (Пауст.). Наибрльший стилистический эффект достигается при градации: А ты, младое вдохновенье… Не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть (П.). При помощи однородных членов создается антитеза: Она [поэзия] говорит о бытии и небытии, верности и ревности, юности и старости, нежности и гневе, песчинке и планете, меде и яде.

Обращение к однородным членам может «утяжелять» синтаксическую конструкцию, делать предложение громоздким. Поэтому нужно разнообразить синтаксические конструкции. Для этого используются различные союзы, оживляющие изложение, уточняющие характер связи однородных членов.

Употребление однородных членов предложения влияет и на интонационный рисунок фразы. В художественной речи перечисление порождает особую гармоничность звучания текста, создает его упорядоченность, что особенно заметно при использовании трехчленных рядов: Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой (Т.); Наступила дождливая, грязная, темная осень (Ч.); Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свои особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс.). Если же вместо перечисления каждый из однородных членов дается оторванным от предыдущих, то имитируется живая речь с эффектом непринужденности: Как обходительна! добра! мила! проста!; Людьми пустыми дорожил! …Об детях забывал! обманывал жену! играл! проигрывал! в опеку взят указом! (Гр.)

Однородные члены предложения могут стать средством создания комизма. Так, в ряду однородных членов могут соединяться несопоставимые понятия: Наряду с множеством недостатков у Варвары были два существенных достижения: большая белая грудь и служба (И. и П.). Его любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина - зубной техник. Источником создания юмора может быть и нарушение лексической сочетаемости при употреблении одного из ряда однородных членов: В продолжение всей двадцатилетней дружбы с Варварой Петровной он раза по три и по четыре в год регулярно впадал в так называемую между ними «гражданскую скорбь», то есть просто в хандру... Впоследствии, кроме гражданской скорби, он стал впадать и в шампанское; но чуткая Варвара Петровна всю жизнь охраняла его от всех тривиальных наклонностей.

Наши рекомендации