КА средств массовой информации
Маркетинговая среда организации (фирмы)
Маркетинговая среда фирмы - совокупность субъектов и факторов,
оказывающих влияние на проведение и результаты маркетинга.
Маркетинговая среда – макросреда и микросреда
Макросреда
Обычно выделяют 6 основных сред – факторов
Демографическая
Демография – наука, изучающая население
численность, динамика, половозрастной состав, распределение –
все это необходимая для М информация.
Экономическая
Покупательная способность – доходы, дифференциация доходов,
экономическая стабильность, безработица, сбережения,
наполненность рынка, доступность кредита, цены, налоги и т.д. –
все это надо отслеживать и учитывать
Политическая
В период радикального реформирования политической и экономической системы политический фактор имеет особое значение. Но и в странах со стабильными условиями он играет очень большую роль, потому что это и налоги, и социальные гарантии и т.д.
Научно- техническая
Очень мало таких товаров и производств, которые не связаны
с н-т факторами (если только какие-нибудь народные промыслы).
Все хотят современную продукцию, современные материалы,
в производстве применять современные технологии, технику, оборудование
и т.д. Поэтому за всем надо следить. И не только в своей области. Маркетологи должны работать в тесном контакте с конструкторами, технологами и другими специалистами.
Природная и экологическая
Природно-климатические условия во многом определяют потребление –
одежда, жилье, строительные материалы, топливо, кондиционеры,
питание, машины и т.д. – зависят от П-К условий.
Экология– необходимость учитывать требования экологии во всем
и в продукции, и в производстве, и в сырье, материалах и т.д.
В турбизнесе.
Направления взаимодействия туризма с окружающей средой:
охрана природы для туризма;
охрана природы с помощью туризма;
охрана природы от туризма.
Тенденция - создание экологически чистого турпродукта.
Экологический туризм. 2 понимания экологического туризма как:
1) туризм, обращенный к природе, не наносящий ей ущерба, забота о среде, экологическое образование.
2) устойчивый туризм
Всемирный союз охраны природы предложил концепцию устойчивого развития туризма:
Устойчивым развитием наз. такое, кот. происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения. При этом должна сохраняться как экологическая среда (экологический туризм), так и культурная.
Культурная
Культура – это не только то, что относится к искусству. Фактически это все, что создано человечеством за все время его существования. Это и религия и культура быта, культура социальных отношений, которая у нас практически утрачена, и т.д. И все эти культуры складывались и передавались веками. Каждый человек несет в себе культуру своего народа, местности, семьи, окружения и т.д. Есть самые разные культуры и субкультуры.
М обязательно ориентируется на определенные культурные слои.
Маркетинговая микросреда непосредственное окружение
– внутренняя и внешняя.
Внутренняя – сама фирма.
1. Фирма – (внутренняя микросреда)
Руководство – определяет цели фирмы, стратегию, текущую политику,
финансовая служба – наличие и направления использования средств,
служба НИОКР – конструирование новых изделий,
служба М-Т снабжения – поставки сырья, материалов, деталей и т.д.,
производственная служба – отвечает за выпуск продукции,
бухгалтерия – отслеживает расходы и доходы.
М связан со всеми службами.
Все остальные – внешняя микросреда.
Основные составляющие внешней маркетинговой микросреды обычного и туристского предприятия:
Основные составляющие внешней маркетинговой микросреды туристского предприятия:
Потребители, конкуренты, смежники, контактные аудитории.
Клиентура
Клиентурные рынки – 5 типов
1) Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства,
приобретающие товары и услуги для личного потребления
2) Рынок предприятий - организации, приобретающие товары и услуги
для использования их в процессе производства
3) Рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие
товары и услуги для последующей перепродажи
4) Рынок государственных учреждений - гос-е организации, приобретающие товары и услуги для использования в сфере коммунальных, социальных услуг и др.
5) Международный рынок – покупатели за пределами страны, в т.ч.
Для турфирмы
Потребители
Потребители турпродуктов (продукции туроператоров):
рынок туристов
рынок турагентов (посредники)
Международный рынок:
рынок въездноготуризма и рынок выездного туризма
Подробнее – след тема
Конкуренция очень большая – в России около 20 тыс турфирм. Кроме того турбизнесом занимаются крупные международные авиакомпании, банки, страховые общества, торговые дома (структуры нетрадиционных форм продажи турпродуктов) – самостоятельно или совместно с турфирмами.
Поставщики
Фирмы или физические лица, поставляющие все необходимое для производства продукции. Если поставщики подведут, фирма может оказаться в очень сложном положении. Или повысят цены и т.д. Надо все держать под контролем.
В турбизнесе - смежники.
Ни одна фирма не может самостоятельно организовать тур, обеспечив транспорт, жилье, питание и т.д. Для этого привлекаются смежники, кот. обеспечивают:
средства размещения, транспортные фирмы, торговые фирмы, предприятия общественного питания, посреднические туристские компании, экскурсионные бюро и иные организации, предоставляющие услуги сопровождения и информационного обеспечения туристов.
Маркетинговые посредники
Фирмы, которые помогают в продвижении, сбыте, распространении товара
Торговые посредники – призваны помогать производителям находить клиентов и продавать прод-ю. Но иногда они как бы встают между производителем и потребителем, диктуя свои условия и забирая значительную часть дохода.
Крупные посреднические организации, крупные оптовики и розничные торговцы - мощные объединения, которые могут диктовать свои условия, не допускать производителя на контролируемые ими рынки.
Фирмы – организаторы товаропродвижения – транспортные фирмы:
ж/дороги, автотранспортные организации, авиакомпании, грузовой водный транспорт и т.д. Они могут иметь склады, накапливать товары и перевозить.
Агентства по оказанию маркетинговых услуг –
Фирмы маркетинговых исследований, консалтинговые, рекламные агентства
Кредитно-финансовые учреждения -
Банки, кредитные, страховые компании и др. организации, помогающие финансировать сделки, страховать риски.
Конкуренты
Желания – конкуренты – купить машину, дачу, картину
Товарно-родовые конкуренты – мотоцикл, машина, самокат, вертолет
Товарно-видовые конкуренты – машина спортивная, представительская
Марки- конкуренты –АУДИ, РЕНО, ВАЗ-2105
Конкуренты в тур.
Желания – конкуренты – купить машину, дачу, шубу, турпродукт
Товарно-родовые конкуренты – дача. родственники, дикарем, по туру
Товарно-видовые конкуренты – туры разного характера – активный, спокойный и т.д.
Марки- конкуренты – туры разных фирм
6. Контактные аудитории – КА – 7 – (внешние и внутренняя)
Финансовые круги
Банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, фондовые биржи, акционеры – фирма доказывает свою финансовую устойчивость, публикует отчеты, отвечает на вопросы
КА средств массовой информации
Газеты, журналы, радио, телевидение - пиар