Риски реализации государственной программы
Приведенная выше характеристика текущего состояния, основные проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере создания комфортных условий проживания для жителей Московской области определяют новую стратегию развития отрасли, основанную на следующих приоритетах:
обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов на основе муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций, оказывающих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
развитие нормативной правовой базы, создающей правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для решения проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства в Московской области.
По каждому приоритетному направлению предусмотрена реализация конкретных мероприятий в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав государственной программы, при проведении которых будут сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия.
К рискам реализации государственной программы, которыми может управлять государственный заказчик, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием механизмов, предусмотренных государственной программой, может привести к невыполнению государственной программы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых механизмов в рамках государственной программы не только в большинстве случаев требует нормативного регулирования, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения;
операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией государственной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных государственной программой, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий государственной программы или задержке в их выполнении.
В рамках данной группы рисков можно выделить основные:
риск исполнителя государственной программы, который связан с возникновением проблем в реализации государственной программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий государственной программы. Данный риск обусловлен большим количеством участников реализации мероприятий государственной программы;
организационный риск, который связан с несоответствием организационной инфраструктуры реализации государственной программы ее задачам, задержкой формирования соответствующих организационных систем к сроку начала реализации мероприятий государственной программы. Большое число участников реализации государственной программы, а также высокая зависимость реализации мероприятий государственной программы от принятия необходимых организационных решений требуют высокой эффективности координации их деятельности и отлаженных административных процедур для снижения данного риска. Реализация данного риска может привести к задержкам в реализации государственной программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий;
риск финансового обеспечения, который связан с финансированием государственной программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджета в части обеспечения реализации государственной программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные государственной программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации государственной программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
Реализации государственной программы угрожают риски, связанные с изменениями внешней среды, а именно:
риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитывая достаточно высокую зависимость экономики России от мировых цен на углеводородные ресурсы, а также опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования, такой риск для реализации государственной программы может быть качественно оценен как высокий;
риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному снижению состояния основных фондов организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также потребовать концентрации средств федерального бюджета на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для государственной программы можно оценить как умеренный.
В целях минимизации указанных рисков будет создана эффективная система управления государственной программой.