Социальные отношения в Московской Руси

В XVI столетии территория России увеличилась до 5400 тыс. кв. км. В состав Руси вошли многие народы Поволжья, Приуралья, Западной Сибири. Новые земли и присоединенные территории требовали их освоения и защиты, а также организации управления, сбора податей с населения. Однако государство, разоренное татаро-монгольским игом, междоусобными войнами, не имело для этого необходимых материальных средств. Основным богатством являлась земля, а ее владельцем стал великий князь, государь всея Руси. Первым был удостоен такого высокого звания Иван III (1462–1505 гг.). Собственность на землю и крестьян давалась великим князем через различные институты власти. В начале XVII столетия собственность на землю выглядела следующим образом: 13% принадлежало церкви, 10% принадлежало боярству, свыше 9% находилось в ведении дворцовых ведомств, 10% – это черные земли, т. е. государственные, свободные от частной зависимости, 57% земли принадлежало светским феодалам.

К середине XVI в. получает распространение поместное (условное) землевладение. Поместье давалось служилым людям – помещикам на время несения военной или гражданской службы. Помещик, в отличие от вотчинника, боярина или князя, не мог передать землю по наследству или продать ее.

Заняв привилегированное положение в обществе, дворяне стали активно добиваться законодательного превращения условного землевладения в безусловное, т. е. наследственное. Во второй половине XVII в. правительство рядом указов сблизило правовой статус поместий и вотчин.

С другой стороны, изменилось и положение князей. Став подданными государя всея Руси, они в значительной мере сохраняли право на свои бывшие земельные владения. Взамен части отобранных старых земель князья получали вотчины на территории великого княжества Московского. Тем самым княжеское землевладение постепенно сближалось с обычным боярским.

Одним из крупнейших землевладельцев являлось духовенство. Опираясь на свое идеологическое и экономическое могущество, церковь добивалась влияния на государственные дела. Но великие князья сопротивлялись этому. По инициативе Ивана Грозного в 1551 г. был собран собор русской церкви, получивший название Стоглавый – по количеству глав, в которые были сведены его решения. Было решено сохранить земли монастырей и церквей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю. В 1580 г. монастырям было запрещено покупать вотчины у служилых людей или принимать их в заклад на «помин души». Соборное уложение 1649 г. лишило церковь права легально увеличивать земельные владения и ликвидировало белые слободы церкви в городах.

Таким образом, государство, став основным собственником земли, стремилось сохранить и упрочить свое монопольное право. Земля, являясь основным источником дохода и накопления средств, находилась под постоянной охраной государства.

В соответствии со структурой земельной собственности формировалась социальная организация общества. Как на Западе, так и в России, она складывалась, прежде всего, под влиянием экономических отношений, но не без вмешательства государства. В России его роль была особенно ощутима и предопределялась рядом специфических факторов и обстоятельств. Во-первых, страна находилась в условиях хозяйственной раздробленности регионов, низкой плотности и большой рассредоточенности населения; во-вторых, ощутимо складывался низкий уровень развития товарно-денежных отношений; в-третьих, постоянно требовались противостояние внешней опасности, защита обширных границ. Необходимость максимальной мобилизации материальных и людских ресурсов требовала активной и действенной роли государства, изыскания и утверждения соответствующей социальной структуры общества.

Поиск и практика привели к созданию особой служилой системы. В ней каждый слой общества (сословие) имел право на существование лишь при условии выполнения определенного круга повинностей, или, по терминологии того времени, – «службы» или «тягла». Общество, за исключением духовенства, делилось на служилых, тяглых людей и холопов.

К служилым людям относились как служилые «по отечеству» – городовые (провинциальные), дети боярские, так и служилые «по прибору» – стрельцы, казенные мастера, пушкари, городовые казаки. Тяглые люди выполняли комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства. Это были горожане и крестьяне, как зависимые, так и лично свободные. Среди них были и богатые «большие» люди и беднота – «меньшие».

Привилегированное положение в обществе занимали феодалы – светские и духовные, помещики и вотчинники. Начиная с XVII в. они стали приобретать сословную замкнутость. В 1642 г. был издан указ о том, чтобы вернуть записавшихся в службу холопов в прежнее состояние, а в 1675 г. было запрещено верстать в дворян черносошных крестьян. Соборное уложение 1649 г. провозгласило монопольное право феодалов на земельную собственность и рабочие руки. Поместье стало приобретать признаки наследственного владения.

Существенные изменения происходили и в составе крестьянства. Прежнее деление крестьян на серебренников, старожильцев, новоприходчиков и др. утрачивает свою значимость. Теперь крестьяне делились на владельческих, принадлежащих светским и духовным феодалам, дворцовых – находившихся во владении дворцового ведомства московских царей, и государственных «черносошных» – живших волостными общинами, не принадлежавшим каким-либо частным владельцам. Черносошные крестьяне терпели гнет со стороны феодального государства не только из-за многочисленных налогов и податей, но и из-за прямого административно-полицейского вмешательства государства в дела «черной» волости. Поэтому усиливалось бегство черносошных крестьян, которые, как писали из Тотьмы в 1633 г. царю, бегут «от многих податей и от великих правежей» (взыскания недоимок).

К концу XVII в. усилился процесс расслоения крестьянства. Среди черносошных крестьян появились зажиточные. Они нередко покупали участки земли, приобретали их по закладным кабалам, давая денежные ссуды под залог земли, и тем самым закабаляли других крестьян, осуществляли ростовщические и торговые операции. Из среды зажиточного крестьянства вышли крупные русские купцы XVII в.: Глотовы, Босые, Ревякины и др.

Немалая часть крестьян вынуждена была искать заработки на стороне: уходила в бурлаки на Волгу или на какие-нибудь иные промыслы. Среди работных людей на промыслах, транспорте и других предприятиях были как наемные, так и крепостные.

В XVII в. в стране окончательно укрепился феодально-крепостнический строй. Соборное уложение 1649 г. юридически оформило вечное и наследственное прикрепление крестьян к земле, т. е. законодательно закрепило крепостное право на Руси. Процесс закрепощения крестьян был достаточно длительным по времени. Судебник 1497 г. ограничил право перехода крестьян от одних хозяев к другим Юрьевым днем (26 ноября по старому стилю). Судебник 1550 г. увеличил сумму «пожилого», которую крестьянин выплачивал прежнему хозяину при своем уходе. В конце XVI в. было вообще ликвидировано право перехода крестьян, т. е. «отменен» Юрьев день, и определены сроки сыска беглых крестьян. И, наконец, Уложение 1649 г. сделало сыск бессрочным.

Тягловое городское население в Московском государстве делилось на три части. Одна часть жила на «белой» земле, принадлежавшей светским и церковным феодалам, и находилась в феодальной зависимости от землевладельцев. Другая часть жила в дворцовых слободах, управлялась дворцовыми ведомствами и работала по его заказам. Наиболее многочисленную часть населения составляли «черные посадские слободы» и сотни. Это были в основном ремесленники и торговцы, которые жили на посадах, т. е. в той части города, которая находилась вне крепости.

Посадское население составляло единую тяглую общину, несло государственные повинности, распределявшиеся между отдельными плательщиками. Раскладка повинностей, в состав которых входили как денежные платежи, так и службы в пользу государства, производилась посадским миром в зависимости от имущественного положения. Посадское население было заинтересовано в том, чтобы никто из жителей не уклонялся от несения повинностей и все были прикреплены к тяглу.

В XVII в. на территории Русского государства насчитывалось 250 городов. По количеству населения доминировала Москва – около 27 тыс. человек. 15 крупных городов насчитывали более 500 посадских дворов. Города становились центрами торгово-промышленной жизни страны. Изготовление полотна в XVII в. сконцентрировалось в Новгороде, Пскове, Смоленске, Ярославле, Костроме, Вологде. Крупнейшими центрами по обработке кожи были Вологда, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Калуга. Первоклассными плотниками располагало Поморье. Центрами железоделательных промыслов были Тульско- Серпуховский, Тихвинский, Устюжно-Железопольский районы. Районы Поволжья были основными поставщиками хлеба.

Однако русские города по своему социальному составу, правовому статусу значительно отличались от городов Западной Европы. Большинство европейских городов того времени имели выборные органы управления, существовали независимо от феодалов. В них действовало правило: «городской воздух делает человека свободным». Под защитой законов крепло и богатело бюргерство. Накапливались капиталы, и промышленность постепенно переходила от цехового ремесла на стадию мануфактуры.

В 20–30-х гг. XVII в. в России тоже появились мануфактуры. Первые из них возникли в металлургии, что диктовалось потребностью государства в вооружении, которую не могло полностью удовлетворить ремесленное производство. В 1636 г. голландский купец Андрей Виниус в Тульско-Каширском районе организовал производство пушек и ядер. Часть его продукции поступала на внутренний рынок (сковороды, гвозди). Подобные заводы для удовлетворения потребностей своих вотчин в железе основали крупные землевладельцы Б. Морозов, И. Милославский. В Москве действовала текстильная мануфактура – Хамовный двор, в Архангельске – канатный завод. В отличие от Запада, в России мануфактуры в своем большинстве создавались не частными предпринимателями, а государством, и на них работали не наемные рабочие, а крепостные крестьяне. Государство давало «наряды» на производство определенного количества продукции, принимало изготовленный товар по «указанным» ценам. В Европе же товар мануфактур продавался на вольном рынке, по свободным ценам. К концу XVII в. в России насчитывалось около двух десятков мануфактур. В европейских городах они уже получили распространение и заняли ведущее место в промышленном производстве.

Важное место в жизни городов, в обеспечении горожан товарами принадлежало купцам. Верхний слой купечества составляли гости и торговые люди гостиной и суконной сотен. Гости – самая богатая и привилегированная часть купечества. Они имели право свободного выезда за границу по торговым делам, право владеть вотчинами, освобождались от многих налогов и посадских служб. Розничная торговля находилась в руках мелких торговцев, владевших в торговых рядах лавками.

В XV–XVI вв. появляется особая группа населения – казачество. Поселения казаков располагаются на трех крупных реках: Дон, Днепр, Яик (Урал).

Таким образом, к концу XVII в. социальная структура России имела ярко выраженный сословный характер. Причем созданием сословий Россия была обязана в значительной мере государственной власти. Условия существования Московского государства подтолкнули его к организации сословной, служилой системы, по существу, к закрепощению всего общества.

Наши рекомендации