Информационная справка к заданию №1
Практическая работа №12
Тема: Методы генетики. Составление родословной своей семьи.
Цель: познакомиться с особенностями изучения генетики человека, ее методами и некоторыми наследственными болезнями человека.
Задачи :
1. Продолжить формирование знаний об основных методах изучения наследственности человека и результатами их практического использования на примере генеалогического метода.
2. Научиться составлять и анализировать родословные.
3. Показать возможность использования родословных для определения характера наследования признака и прогнозирования появления наследственных болезней у человека.
Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация урока «Методы генетики».
Краткие теоретические сведения:
1. Цитогенетический метод.
Цитогенетика– это раздел генетики, изучающий видимые носители генетической информации :следовательно, цитогенетические методы – это, в первую очередь, методы изучения хромосом: подсчет их числа, описание структуры, поведения при делении клетки, а также связь между изменением структуры хромосом с изменчивостью признаков.
Частные случаи цитогенетического метода – кариологический, кариотипический, геномный анализ.
2. Генеалогический метод (метод анализа родословных). Позволяет проследить наследование признаков в семьях. Используется для определения наследственного или ненаследственного характера признака, доминантности или рецессивности. Как правило, генеалогический метод составляет основу для заключений при медико-генетическом консультировании (если речь не идет о хромосомных болезнях).
3. Близнецовый метод, заключающийся в анализе и сравнении изменчивости признаков в пределах различных групп близнецов, позволяет оценить относит, роль генотипа и внешних условий в наблюдаемой изменчивости.
4. Мутационные методы позволяют (на основе всестороннего анализа мутаций) установить особенности, закономерности и механизмы мутагенеза, помогает в изучении структуры и функции генов.
5. Молекулярно-генетические – биохимические и физико-химические – методы включают разнообразные, направленные на изучение структуры и функции генетического материала и направлен на выяснение этапов пути «ген – признак» и механизмов взаимодействия различных молекул на этом пути.
6. Методы биотехнологиивключают методы клеточной инженерии, а также методы генной инженерии.
7. В генетическом анализе используют и многие другие методы:
· онтогенетический,
· иммуногенетический,
· сравнительно-морфологические и сравнительно-биохимические методы,
· разнообразные математические методы и т. д.
Ход работы:
Практическая часть:
Задание 1.Собрать генеалогическое досье , которое необходимо начать со сбора как можно большего количества данных о том или ином предке любого характера. Вы должны просмотреть архивы вашей семьи и ваших родственников, затем уже обращаться к воспоминаниям членов вашей семьи, можете написать им письма с просьбой подробно рассказать обо всех родственниках той или иной ветви. Это банк подлинных документов или выдержек из исторических источников.
Информационная справка к заданию №1
Схематично содержание этого досье можно представить следующим образом:
1) гражданское состояние (документы о рождении, смерти, усыновлении и т.д.);
2) семейное положение (брачные свидетельства, гражданский и церковный брак, развод);
3) национальность (подлинная, приобретенная, документы об эмиграции);
4) описание примет и физическое состояние (фото, портреты, медицинские карты, сведения о болезни, причины смерти);
5) характер и интеллект (образцы письма разных лет жизни (графологический анализ), показания и свидетельства современников);
6) вероисповедание (акт о крещении, свидетельства религиозности или атеизма);
7) политические убеждения (документы или воспоминания о политических кредо в разные периоды жизни);
8) образование (дипломы, табели успеваемости, похвальные грамоты и т.д.);
9) занимаемая должность и социальное положение (а также документы, отражающие увлечения данного лица);
10) финансовое положение (банковские документы, сведения о закладе имущества, долговые квитанции, справки о кредитоспособности и т.д.
Задание 2. Следующий этап вашей работы будет заключаться в занесении данных по одному человеку на отдельную карточку.
В основе карточки лежит унификация и стандартизация полученной в досье генеалогической информации. Она включает в себя следующие сведения:
1. Фамилия. Имя. Отчество.
2. Место рождения, точная дата.
3. Место кончины и погребения, точная дата.
4. Место и точная дата брака или браков.
5. Место и точная дата развода или разводов.
6. Для жен:
а) имя, отчество, фамилия отца;
б) имя, отчество, девичья фамилия матери.
7. Служебные сведения, профессия и т.п.
8. Имущественные сведения.
9. При каждом пункте или в конце указание источника.
10. При случае критические заметки, дополнения и т.д.
11. При втором и третьем браке жены указание предыдущих браков.
Задание 3. Приступите к составлению генеалогической таблицы, или генеалогического древа.
Генеалогическая таблица - схема, графически изображающая с помощью принятых в генетике символов родственные связи (родословную) в пределах одной семьи; применяется при изучении характера наследования признаков (например болезней).
Информационная справка к заданию №3:
Генеалогические таблицы бывают разных видов:
А)Кругообразные
В центре помещаетесь вы, сверху предки по отцовской линии, снизу – по материнской.. Но эти таблицы неудобны тем, что могут показать предков только до третьего или четвертого колена.
Б)Горизонтальные
В этом случае вычерчиваются отдельные колонки для каждого поколения .Здесь каждое лицо получает номер, в зависимости от естественного порядка в семье.
В)Вертикальные
Это конечно самая впечатляющая таблица, составленная в виде древа или, наоборот, из глубины веков. Здесь тоже каждому лицу дается номер и в приложении указываются подробности его жизни.
Примеры составления родословных:
Задание 4. Проанализируйте свою родословную и установите тип наследования определенного признака. Для этого используются принципы генетического анализа и различные статистические методы обработки данных многих родословных.
Информационная справка к заданию №4:
А)Аутосомно-доминантный тип наследованияхарактеризуется следующими признаками:
1) признак проявляется в каждом поколении;
2) признаком обладает ребенок у родителей – обладателей признака;
3) признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;
4) проявление признака наблюдается по вертикали и по горизонтали;
5) вероятность наследования 100 % (если хотя бы один родитель гомозиготен), 75 % (если оба родителя гетерозиготны) и 50 % (если 'один родитель гетерозиготен).
Б)Аутосомно-рецессивный тип наследованияхарактеризуется следующими признаками:
1) признак проявляется не в каждом поколении;
2) признаком обладает ребенок (гомозигота), рожденный от родителей (гетерозигот), не обладающих данным признаком;
3) признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;
4) проявление признака наблюдается по горизонтали;
5) вероятность наследования 25 % (если оба родителя гетерозиготны), 50 % (если один родитель гетерозиготен, а второй гомозиготен по рецессивному признаку) и 100 % (если оба родителя рецессивные гомозиготы).
В)Х-сцепленный рецессивный тип наследованияхарактеризуется следующими признаками:
1) признак проявляется не в каждом поколении;
2) признаком обладает ребенок, рожденный от родителей, не обладающих данным признаком;
3) признаком обладают преимущественно мужчины;
4) проявление признака (болезни) наблюдается преимущественно по горизонтали;
5) вероятность наследования — у 25 % всех детей, в том числе у 50 % мальчиков;
6) здоровые мужчины не передают болезни. Так наследуются у человека гемофилия, дальтонизм, умственная отсталость с ломкой Х-хромосомой, мышечная дистрофия и т.д.
Контрольные вопросы.
- Что такое генетический анализ?
- Что такое гибридологический анализ?
- Что такое генеалогический метод?
- Что такое цитогенетика?
- Сделайте вывод для чего нужно составлять родословную своей семьи?