Виды источников права в Республике Беларусь
Официальными источниками права Республики Беларусь являются нормативный правовой акт (основной источник права), нормативный договор и правовой обычай. В настоящее время нет единообразного мнения белорусских ученых относительно значимости правового обычая: одни настаивают, что он сохраняет свое действие в качестве источника права, а другие считают, что правовые обычаи утратили свой самостоятельный характер, поскольку нашли свое закрепление в нормативных правовых актах. Нет однообразной точки зрения и по поводу роли судебного прецедента в Республике Беларусь. Несмотря на полярные позиции, в настоящее время судебный прецедент не признается официальным источником права в Республике Беларусь.
Правовой обычай – правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени, имеющее неписанную форму, но признаваемое государством.
Признаками обычая как источника права являются продолжительность существования, непрерывность применения, локальный характер, санкционирование государством, неписаная форма.
Продолжительность существования заключается в том, что правовой обычай консервативен и связан не столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым. Непрерывность применения необходима для того, чтобы обычай как модель поведения в конкретной ситуации не исчез, поскольку он сохраняется только в сознании народа и нигде не записан. Локальный характер обычая выражается в том, что он применяется в рамках сравнительно небольших групп людей или на сравнительно небольшой территории. Обычай санкционируется (признается) государством путем восприятия его судебной или административной практикой. Но если содержание обычной нормы находит свое выражение в нормативных актах, в этом случае источником права будет являться уже не обычай, а нормативный акт.
Правовой обычай до появления писаного права являлся единственным его источником и конкурировал лишь с другими источниками социального регулирования – моралью, религией. С появлением писаного права правовой обычай утратил способность являться преобладающим источником права, а к настоящему времени он скорее является хорошим подтверждением длительности эволюции права как феномена, нежели играет существенную роль в регулировании общественных отношений.
Нормативный правовой акт – основной источник права романо-германской правовой системы – юридический документ, принятый субъектами правотворчества, направленный на регулирование общественных отношений и содержащий нормы права. Достоинства этого источника права состоят в том, что он более других приспособлен к оперативному обновлению, позволяет осуществлять единую правовую политику во всем государстве, внутренне организован (структурирован) и легко приводится в систему, в максимальной степени выражает формальную определенность права. Нормативный акт принимается в установленном процедурном порядке, имеет установленную форму и реквизиты, действует в определенном пространстве, во времени, распространяется на неопределенный круг лиц.
Договор нормативного содержания предполагает двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, в результате которого возникает новая норма права.
Нормы, закрепленные в нормативном договоре, являются обязательными только для субъектов, его заключивших. При этом, во-первых, круг договаривающихся субъектов носит вполне определенный, но не персонифицированный характер, во-вторых, в договоре нормативного содержания конкретизированы субъективные права и юридические обязанности, которые реализуются субъектами в рамках урегулированного договором правоотношения. Обязательными условиями заключения нормативного договора являются равенство, взаимная ответственность сторон, согласие участников по всем существенным аспектам соглашения. В отличие от нормативного акта, который является актом одностороннего волеизъявления, в нормативном договоре обязателен элемент добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным правовым нормам, после того, как стороны заключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым нормам. В отличие от обычая, который складывается исторически, нормативный договор представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения.
Примером нормативного договора в сфере трудового права является коллективный договор между администрацией предприятия и комитетом профсоюзов, представляющим коллектив работников предприятия, а также генеральное, тарифное и другие соглашения. Широко договор нормативного содержания применяется в международном праве в виде международно-правовых договоров, пактов, соглашений, конвенций, деклараций, заключенных между суверенными государствами.
67.Понятие и признаки нормативного правового акта.
Нормативно‑правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно‑правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно‑вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.
Акты применения права включают индивидуальное государственно‑властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).
Издание нормативно‑правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно‑правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно‑правовые акты классифицируют по различным основаниям:
1) по предмету правового регулирования (уголовно‑правовые; гражданско‑правовые; административно‑правовые акты и т. д.);
2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).
Нормативно‑правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно‑правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно‑правовой акт в системе законодательства. Нормативно‑правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
№2
Нормативный правовой акт является источником права во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе это основной источник права. В юридической литературе нормативными правовыми называют акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Легальное определение закона содержится в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», где под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Признаки нормативного правового акта: издается компетентным уполномоченным органом (государственные органы принимают акты строго определенного вида); содержит общеобязательные правила поведения, имеющие общий характер; документально оформлен; имеет строго определенную форму; распространяется на неопределенный круг лиц; направлен на регулирование общественных отношений определенного вида; носит государственно-властный характер и его исполнение обеспечивается принудительной силой государства.
Нормативные правовые акты подразделяют по отраслям права: гражданские, уголовные, административные, конституционные и др.
В зависимости от субъектов принятия различают нормативные правовые акты государственных органов, нормативные правовые акты общественных объединений (профессиональных, акционерных), нормативные правовые акты, принятые на референдуме.
В зависимости от объема и характера действия выделяют общие, ограниченные, чрезвычайные нормативные правовые акты.
По срокам действия нормативные правовые акты могут быть постоянные и временные.
Одной из наиболее важных классификаций является деление нормативных правовых актов по юридической силе. Юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам. По данному основанию выделяют законы и подзаконныенормативные акты, имеющие свою иерархию. По этому же критерию можно подразделять акты на конституцию и подконституционные акты.