ОТСУ) <СЭСУ] (ОТСУ] [СЭСУ

СЭСУ ОТСУ СЭСУ ОТСУ

Условные обозначения:

СЭСУ — социально-экономическая сторона управления;

ОТСУ - организационно-техническая сторона управления.

Рис.33. Циклическая смена ведущих систем и сторон управления

Управление всегда иерархично. Каждый его уровень представ­ляет собой соответствующее звено социального управления, сос­тоящее из взаимосвязанных управляемой и управляющей подси­стем, организационно-технической и социально-экономической сторон управления. Связь между подсистемами и сторонами уп­равления осуществляется с помощью информации. Каждая со­циальная система самоуправляема. Ее деятельность и развитие подчинены определенной глобальной цели, а элементы и под­системы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование. Функционирование таких систем и управле­ние ими являются не только процессом сохранения их целостно­сти и определенности, но и процессом перевода в новое качест­венное состояние (91).

Начальным пунктом социального управления является форми­рование и выбор целей управления и вытекающих из них задач, что вытекает из результатов анализа развития общества, его ос­новных сфер и систем. Результатом управления являются управ­ленческие решения, а также реализация функций управления.

Система управления — это форма реализации взаимодействия и развития отношений менеджмента, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в механизмах, функ­циях, структуре, объектах, методах, кадрах и процессе управле­ния.

Каждая социальная организация имеет пять постоянных ха­рактеристик, эффективное управление которыми является зало­гом успешной управленческой деятельности: 1) цели деятельно­сти; 2) культура; 3) власть (иерархия); 4) человеческие ресурсы;

5) материальные ресурсы. Всякая управленческая деятельность выражается в определенном стиле руководства, под которым по-

нимается типичная для лидера система приемов воздействия на ведомых. Стиль менеджмента находит свое отражение в тех или иных формах социального управления в зависимости от пресле­дуемых руководством целей и исповедуемых им ценностей, а также конкретной ситуации управления.

Выводы. Всемирная история, представляющая собой развитие социальных организмов в различных государственных формах, включает определенные типы социального устройства и соответ­ствующие им всемирно-исторические этносы (Гегель), а также сословные слои, являющиеся социальной базой тех или иных го­сударственных форм. Так, социальной базой господствующей в свое время теократии выступало жреческое сословие восточно-азиатских этносов; социальной базой античной демократии яв­лялось сословие греческих полисов, наиболее отвечающее совре­менному понятию интеллигенции; аристократический строй ри­млян опирался преимущественно на военное сословие; буржуаз­ный строй, впервые введенный в социальную практику германс­кими народами преимущественно в форме конституционной мо­нархии, опирался на бюргерство, "третье сословие" социальной иерархии. Социальной базой социализма, выпавшего в основном на долю славянских народов, явились люмпенизированные и маргинальные слои, поскольку духовенство, дворянство, купече­ство и действительно передовая интеллигенция, как правило, участия в проведении этого социального эксперимента не при­нимали, а, напротив, зачастую выступали против коммунисти­ческой идеологии и ее практических методов. Восстановление присущего славянскому этносу в качестве доминирующего (как и у древнегреческого этноса) рационально-мыслительного начала позволит ему занять авангардные позиции в евроазийском мире и активно участвовать в его исторически обусловленном соци­альном обустройстве.

Одной из доминирующих тенденций в истории человечества на всем протяжении его развития была борьба двух противопо­ложных начал — демократии и тирании, что отражает столкнове­ние и постоянное соперничесч ао двух принципов в организации политического строя, а также двух составляющих каждого социу­ма — гражданского общества и полигического государства (59). Это — борьба разнонаправленных социальных тенденций: между стремлением к неограниченной свободе и необходимостью орга­низации коллективной жизни Одним из оптимальных путей разрешения объекшвно существующею конфликта между обще­ством и государством в современных условиях социального раз-

вития является смешанная форма правления в виде конституци­онной монархии или президентской республики, при которой достигается искомое соотношение между стремлением граждан­ского общества к ограничению государственной власти (парла­ментское начало) и стремлением государства к единоличной вла­сти над обществом (монарх, президент).

Диктатура бонапартистского или цезаристского типа является органическим продолжением и логическим завершением всякой социальной революции, при которой первоначальная идея демо­кратии через определенный период большей или меньшей анар­хии переходит в свою противоположность — тиранию (59). Поэ­тому основной задачей социальных реформаторов является не революционное ускорение социальной истории, а осознанное следование ее эволюционному развитию, что возможно только на основе познания и использования в общественной практике объективных социальных законов.

Политика — это сфера относительного, а нравственность, ду­ховность — область абсолютного (Н.Макиавелли, М.Вебер). С этим связана идея разделения властей на религиозную (духов­ную), относящуюся к области иррационального, и на политичес­кую (светскую), относящуюся к области рационального. Свет­ская власть, в свою очередь, подразделяется на три относительно независимые, но друг с другом связанные ветви власти, отобра­жающие в определенной степени основные психические и соци­альные сферы — законодательную (интеллектуальная сфера), ис­полнительную (волевая сфера) и судебную (эмоциональная сфера, поскольку главным назначением этой ветви власти яв­ляется прежде всего удовлетворение чувства справедливости).

Единственно возможной формой эффективной деятельности любой социальной силы, преследующей определенную цель (прежде всего, массовых движений и политических партий), яв­ляется организация, имеющая соответствующую структуру и функции, построенные в иерархическом порядке. Поэтому лю­бое, какое бы ни было в начале демократическое социальное ус­тройство, со временем неизбежно переходит к иерархическому устройству различной степени жесткости. Расслоение некогда однородной и единой массы участников общественного движе­ния на руководящее меньшинство и руководимое большинство выступает объективной неизбежностью развития всякой полити­ческой организации (Р.Михельс, М.Острогорский). Руководящее меньшинство, при этом, выдвигает из своей среды лидера (вож­дя, фюрера, дуче), который сосредоточивает власть и управление

в своих руках. При каждом лидере в любой социальной органи­зации имеется фигура "великого визиря", являющегося зачастую по своим личностным характеристикам психологическим анти­подом лидера и выполняющего функции "доверенного лица" ру­ководителя (типичный, хотя не всегда обязательный, пример — фигура первого заместителя).

Авторитет или власть политического лидера коренится в под­держке сторонников, которые видят в нем образец мудрости, во­ли и справедливости. Лидер всегда должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, а также с образом поведе­ния подчиненных и их психологией. Если лидер стремится дос­тигнуть признания и власти, ему необходимо пользоваться сим­волами, проистекающими из мотивов любви и мотивов страха. При этом поступать нужно так, чтобы страх не перерос в нена­висть. Для этого лидеру необходимо не посягать на имуществен­ные и личные права подчиненных. Управляя людьми, их надо либо поощрять, либо наказывать, сочетая то и другое в зависи­мости от конкретных обстоятельств. При этом поощрениями лю­ди дорожат — когда они невелики и редки, наказание же лучше осуществлять сразу и в больших дозах. Цель управления необхо­димо соотносить с имеющимися средствами, а средства с конк­ретными обстоятельствами ситуации управления (Н.Макиавел­ли).

Законы социального развития и управления объективны, не зависят от сознания и воли людей, однако их действие проявля­ется только в человеческой деятельности и, следовательно, зави­сит от того, насколько полно учитываются требования объектив­ных законов. Основные положения теории социального управле­ния группируются вокруг ее законов и через них обнаруживают связь друг с другом, так как именно в них раскрываются содер­жание теории менеджмента, основные принципы, функции, ме­тоды и структуры, а также особенности процесса управления. Данную взаимосвязь можно представить в следующей последова­тельности: законы социального развития —^ социальные законы данного исторического этапа —^ законы социального управле­ния —^ принципы менеджмента —^ формы и методы управ­ления. При этом системы законов и принципов управления из­меняются в процессе социального развития, хотя полностью не исчезают, поскольку выражают объективные требования к систе­ме социального управления. Формы* же и методы использования законов и принципов на различных этапах общественного раз­вития могут и должны быть различными (91).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Т. Полезна ли философия политике? // Общественные науки и современность. — 1993. — № 3. — С.103-113.

2. Алтухов В. Политика и видение будущего // Общественные науки и совре­менность. - 1992. - № 3. - С.38-46.

3. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренько-ва. - М., 1994. - 496 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1980. ~ С.

5. Анурин В.Ф. Проблема эмпирического измерения социальной стратифика­ции и социальной мобильности // Социологические исследования. — 1993. — № 4. — С.87-96.

6. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. / Пер. с древнегреч. — М., 1983. — Т. 4. - 830 с.

7. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. — М., 1972.

8. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. — М., 1994. - 528 с.

9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990. — 224 с.

10. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и националь­ности. — М., 1990.

11. Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философ, введения в двадцать первый век. — М., 1990. — 413 с.

12. Блейк P.P., Мутон Дж.С. Научные методы управления / Пер. с англ. — К., 1992. -143 с.

13. Бляхман Л.С., Сочилин Б.Г., Шкаратан О. И. Подбор и расстановка кадров на предприятии. — М., 1968. — 168 с.

14. Богданов А. Всеобщая организационная наука. — М., 1989- — С.215.

15. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. — М., 1990. — 412 с.

16. Василенко И.А. Административно-государственное управление как наука // Социологические исследования. — 1993. — № 8. — С.88-95.; 1994. — № 4. — С.98-107.

17. Вебер М. Избранные произведения; Пер. с нем.; Сост., общ. ред. и пос-лесл. Ю.НДавыдова; Предисл. П.П.Гайденко. — М., 1990. — 808 с.

18. Вебер М. Избранное. Образ общества; Пер. с нем. — М., 1994. 704 с.

19. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследо­вания. — 1994. — № 5. — С.147-156.

20. Вейлл П. Искусство менеджмента; Пер. с англ - М., 1993. — 224 с.

21. Волконский А. О трех ветвях русского древа и ... сепаратизме // Русский рубеж. - 1991. - С.6-17.

22. Гаевский Б.А. Программа курса "Основы науки управления" ~ К., 1994. — 37с-

23. ГегельГ.В.Ф. Философия права; Пер. с нем. — М., 1990 — 524 с.

24. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. — 1992. - № 9. — С.112-124; 1992. - № 11. — С.107-120.

25. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т/ Пер. с франц. — М., 1992.

26. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. —

1993.

27. Горохов Б. Прогнозирование: краткое методологическое руководство // Проблемы теории и практики управления. — 1995. ~ № 1. — С.63, 68, 126.

28. Государство и управление в США / Ин-т США и Канады; Отв. ред. Л.И.Евенко. - М., 1985. - 303 с.

29. Грейсон Дж.К. мл., 0'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века; Пер. с англ. — М., 1991. — 319 с.

30. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990.

31. Гурт Б. Державне управлтня / Пер. з франц. В Шовкуна. — К., — 165 с.

32. Декарт Р. Сочинения в 2 т. / Пер. с фр. и лат. — М , 1989.

33. Демидов А., Шортов Р. Интеграция общества в постготалитарный период // Общественные науки и современность. — 1993. — № 3. — С.156-163.

34. Дидро Д. Сочинения в 2 т.: Пер. с фр. — М , 1991.

35. Древнекитайская философия. В 2-х т. — М., 1972-1973, T.t. — С.86-243-

36. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. - К., 1992. — 182 с.

37. Кадзума Татеиси. Вечный дух предпринимательства: Практическая фило­софия бизнесмена. Пер. с англ. — К., 1992. — 200 с.

38. Карлейль Т. Теперь и прежде. — М., 1994. — 415 с.

39. Клизовский А. Основы миропонимания Новой зпохя. — Магнитогорск,

1994. - 850 с.

40. Конфуций. Изречения / Пер., предисл. и коммент. И И.Семенянко. — М., 1994. - 128 с.

41. Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства // Соци­ологические исследования — 1993. — № 6. — С.135-143.

42. Кравченко А. Управленческие революции // Соц.труд. — 1991. — № 1. — С.49-54.

43. Краешков Б.И. Пути развития общества. — К., 1994. — 32 с.

44. Краткий политологический словарь / Под ред. С.Г.Рябова, З.И.Тимошенко. - К., 1992. - 104 с.

45. Краткий политический словарь. — 5-е изд., доп. — М., 1988 ~ 478 с.

46. Краткий словарь по социологии / Под общ ред Д М Гвишиани, Н.И.Ла­пина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. — М , 1988. — С.68

47. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994. — 576 с.

48. Крутецкий В.А. Психология.»— М., 1986

49. Кузнецова М. Дезорганизация и организация как свойства социальных си­стем // Проблемы теории и практики управления. - - 1994 — № 6. — С.93-98.

50. Кузьмин М. Самоорганизация и социоэволюция /'/Философская и социологическая мысль. — 1994. — № 9-10. - С.99-135.

51. Курс для высшего управленческого персонала — М , 1971 - 807 с.

52. Ладанов И.Д. Практический менеджмент В 3-х частях — М , 1992.— 599 с

53. Лосев А.Ф. Философия. Мифология Культура — М , 199! — 525 с.

54. Лосскчй И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер рус­ского народа. — М., 1991. — 368 с.

55. Лучицкая С.И. Власть как социальная практика. Исторические и антропо­логические исследования // Вопросы истории. — 1993. — № 6. — С.174-176.

56. Макиавелли Н. Государь / Пер. с ит. —М., 1990. — 84 с.

57. Малявин В.В. Конфуций. — М., 1992. — 335 с.

58. Манхейм К. Диагноз нашего времени /Пер. с нем. и англ. — М., 1994. -700с.

59. Медушевский А.Н. Демократия ч тирания в новое и новейшее время // Во­просы философии. — 1993. — № 10. — С.3-24.

60. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ.

- М., 1993. - 702.

61. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах / Пер. с фр. — М-, 1992.

62. Народы мира: историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю.В.Бромлей. - М., 1988.

63. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. / Пер. с нем. — М., 1990.

64. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1986.

65. Организация управления общественным производством: Учебник / Под ред. Г.Х.Попова, Ю.И.Краснопояса. 2-е изд.. — М., 1984. — 256 с.

66. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М., 1991. — 408 с.

67. Платон. Собрание сочинений в 4 т. / Пер. с древнсгреч. — М., 1990-1994.

68. Плутарх. Застольные беседы. — Л., 1990. — 592 с.

69. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И.Аве­рьянов. — М., 1993. — 431 с.

70. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. — М,, 1991.

71. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. / Пер. с англ. — М., Между­народный фонд "Культурная инициатива", 1992. — T.I и 2.

72. Поеное М.Э. История Христианской Церкви (до разделения церквей — 1054 г.). — Брюссель, 1964. — 614 с.

73. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. — 2-е изд. — М., 1994. — 560 с.

74. Пригожим И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986. — С.247.

75. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.

— 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990. —494 с.

76. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические ис­следования. — 1993. - № 3. — С.121-129.

77. Руткевич Е.Д. Типология социального характера Д.Рисмсна // Социологи­ческие исследования. — 1993. — № 3. — С.118-121.

78. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. — М., 1991. — 366 с.

79. Сайков Н.Я. Разрушающая и созидающая роль идеи. — К., i995 — 902 с.

80. Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. -— К., 1912

81. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. — 3-е изд —М., 1985- — 1600с.

82. Современная западная социология: Словарь — М., 1990. — 432 с.

83. Современный бизнес: Учебн. в 2 т. — / Пер. с англ. Д-Дж Речмсн, М.Х.Мескон, КЛ.Боуви, Дж.В.Тилл. - М., 1995. - Т. 1 - 431 с.

84. Соколова Р О пользе политической философии // Общественные науки и современность. — 1992. — № 5. — С.73-83.

85. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ ред., сост. и пре-дисл. А.Ю.Согомонова / Пер. с англ. — М-: Политиздат, 1992. — 543 с.

86. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. — Л., 1979.

87. Стрижевская Ю. Переходы от авторитарных режимов // Общественные науки и современность. — 1993. — № 3. — С. 145-154.

88. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева / Пер.—М., 1990.— 398 с.

89. Только-Грынцевич. Поляки // Русский Антропологический журнал. — 1901. -Кн.1.

90. Тацит К. Сочинения. В 2-х т. — СПб., 1993. — 734 с.

91. Теория управления социалистическим производством: Учебник / Под ред. О.В.Козловой. — 2-е изд. — М., 1983. — 432 с.

92. Тамилов В. Формирование организационной культуры экономических си­стем // Проблемы теории и практики управления. — 1995. — № I. — С.69-73.

93. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Настольная книга / Пер. с англ. — М., 1993. — 160 с.

94. Управление народным хозяйством: Словарь / Под ред. Р А.Белоусова;

Сост. Н.И.Иванова. — М., 1983. — 207 с.

95. Управление по результатам / Пер. с финск.; Общ. ред. и предисл. Я.А.Лейманна. — М., 1993. — 320 с.

96. Управление — это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тэйлор, Г.Форд. - М., 1992. - 351 с.

97. Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления. В 5-ти частях. — М., 1992. - 756 с.

98. Фейнхейзен М.А., Maam Б.Й., Иаан К.А. Менеджмент человеческих ресур­сов. — Персонал. — 1993. — № 2. — С.3-17.

99. Философия Мартина Хайдеггера и современность. — М., 1991 -- 253 с.

100. Флавий И. Иудейские древности. — В 2-х т. / Пер. с греч — Минск, 1994.- 1164с.

101. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. —В 3-х т, / Пер. с англ. — М., 1989.

102. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. — М., 1990.

- 368 с.

103. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост, науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г.Ярошевский. — М., 1990. - 448 с.

Наши рекомендации