Но чему же должен научиться управляющий и что он должен делать, чтобы быть
эффективным? В попытке ответить на эти вопросы в книге выдвигаются две задачи:
Показатели эффективности функционирования организации в целом и непосредственно
Самого управляющего.
Как мы уже говорили, эффективности можно научиться. В книге сделана попытка
Представить различные измерения показателей деятельности управляющего в такой
Последовательности, чтобы стимулировать читателя на познание способов повышения
Эффективности работника, занимающегося управлением в широком смысле слова. Эта
Книга не учебник хотя бы потому, что эффективности можно научиться, но ей нельзя
научить. Кроме всего прочего, эффективность не "предмет", а самодисциплина. Красной
нитью по всей книге проходит вопрос: "Как добиться того, чтобы организация и самые
важные области жизнедеятельности управляющего были бы эффективны?". Несравнимо
реже задается такой вопрос: "Есть ли необходимость в эффективности?". Действительно,
Мало кто может поставить под сомнение эффективность, так как она воспринимается как
Нечто само собой разумеющееся.
Перелистывая страницы книги, читатель может обнаружить еще один, и притом очень
Важный аспект эффективности управленческой деятельности. Эффективность
Представляется важнейшим элементом саморазвития человека, развития организации и
Залогом жизнеспособности современного общества.
1. Первый шаг на пути повышения эффективности носит чисто методический характер:
Регистрация расхода времени. Этот шаг является механическим, если даже не
Механистическим. Здесь нет необходимости в том, чтобы этим занимался
Непосредственно сам управляющий - его секретарь или помощник вполне справятся с
Этой работой. Если даже управляющий остановится именно на этом этапе, то все равно
Улучшения будут налицо. Результаты дадут о себе знать быстро, но не немедленно. Если
Производить регистрацию времени постоянно и последовательно, то сам этот процесс
Подтолкнет человека к следующим ступеням повышения эффективности.
Анализ времени управляющего и необходимость устранения причин его
Непроизводительного расходования сами по себе потребуют определенных действий. На
Это понадобится принятие некоторых элементарных решений. Необходимо будет
Изменить поведение человека, его взаимоотношения и приоритеты. Это заставляет
Работника более внимательно взглянуть на то, куда он тратит свое время, на свою
Деятельность и цели. Это в значительной степени повлияет на уровень и качество
Выполняемой работы. Несмотря на всю полезность этого этапа; он носит до некоторой
Степени формальный и ограниченный характер. В его основе лежит ведение контрольных
Записей с замерами времени, и в его зоне охвата находится только эффективность
Использования скудного ресурса - времени.
Следующий этап, на котором от управляющего требуется сконцентрировать свое
Внимание на личном вкладе, носит уже не методический или процедурный, а
Концептульный характер. Этот этап характеризует собой переход от механики к анализу и
От производительности как таковой к конечным результатам. На этом этапе управляющий
Приучается анализировать свою роль в организации и определять свой вклад в ее
Деятельность. В этом нет ничего сложного. Вопросы, которые ставит сам себе
Управляющий относительно своего вклада, достаточно прямолинейны и схематичны. Но
ответы на них должны вести к повышению требований к самому себе, к размышлениям
Относительно собственных целей и целей организации, а также к определению
ценностей. Самое главное, вопросы должны натолкнуть на мысль о необходимости
Повысить показатели своей работы. Они стимулируют управляющего на принятие на себя