Тема 26. Новейшая история государства и права Китая.
Национально-освободительное движение. Государственный строй гоминдановского Китая. Демократическое строительство в свободных районах Китая. Образование Китайской Народной Республики. Государственно-общественное устройство. Роль компартии Китая в политической жизни страны. Китай при Мао Цзэдуне. Изменения курса китайского руководства в 80-90-е годы. Современный государственный строй.
Модернизация китайского права до образования КНР. Изменения в гражданском и уголовном праве в процессе социалистического строительства. Социальное и трудовое законодательство. Суд и судопроизводство.
Тема 27. Новейшая история государства и права Японии.
Япония после первой мировой войны. Государственный и общественный строй. Агрессивная политика японских правящих кругов в 30- начале 40-х годов. Особенности японского фашизма. Механизм власти. Послевоенное общественное и государственное устройство. Конституция 1947 г. Система государственного управления современной Японии. Трансформация японского права в новейшее время. Влияние зарубежного права. Довоенное и послевоенное развитие гражданского и уголовного права. Судебная система и судопроизводство.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ.
№№ п/п | Темы семинарских занятий | Количество часов | Активные формы при проведении занятия |
1. | Семинар 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА | Семинар - диспут. | |
2. | Семинар 2. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ И ЗАКОНЫ МАНУ | Семинар-сравнение, Решение практических задач. | |
3. | Семинар 3 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА АФИНЫ И СПАРТА: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. | Семинар- учебная (ролевая) игра. | |
4. | Семинар 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМА. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. | Доклады. Решение практических задач. | |
5. | Семинар 5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВИЗАНТИИ. КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА. | Доклады, Семинар - дискуссия. | |
6. | Семинар 6. ГОСУДАРСТВО САЛИЧЕСКИХ ФРАНКОВ. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА. | Доклады, Решение практических задач. | |
7. | Семинар 7. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФЕОДАЛЬНОЙ ФРАНЦИИ. | Доклады. Семинар - дискуссия. | |
8. | Семинар 8. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФЕОДАЛЬНОЙ АНГЛИИ. | Доклады. Семинар - дискуссия. | |
9. | Семинар 9. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГЕРМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ В СРЕДНИЕ ВЕКА. КАРОЛИНА 1532 г. | Доклады. Решение практических задач. | |
10. | Семинар 10. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СТРАНАХ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА (ИНДИЯ, КИТАЙ, ЯПОНИЯ). | Доклады. Семинар - дискуссия. | |
11. | Семинар 11. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО. | Доклады. Семинар - дискуссия. | |
12. | Семинар 12. АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. | Доклады, Семинар - дискуссия. | |
13. | Семинар 13. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ. | Доклады. Семинар – дискуссия. | |
14. | Семинар 14. ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1871 г. ГГУ 1900 г. | Доклады, Семинар-сравнение. | |
15. | Семинар 15. ОБРАЗОВАНИЕ США. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ США В КОНЦЕ XVIII НАЧАЛЕ XX ВЕКА. | Доклады. Семинар - дискуссия. | |
16. | Семинар 16.. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ И КИТАЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ. | Доклады. Семинар - дискуссия. | |
17. | Семинар 17. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ И СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ. | Доклады. Семинар - дискуссия. | |
18. | Семинар 18. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СТРАН ЕВРОПЫ. | Доклады. Семинар - дискуссия. | |
19. | Итого |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРПКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
Форма интерактивного семинарского занятия – диспут
Продолжительность занятия – 2 часа.
Цель занятия.
Студентам необходимо в ходе подготовки к семинарскому занятию уяснить, что «История государства и права зарубежных стран» является общественной наукой, а точнее историко-правовой, т.к. она относится и к науке истории, и к науке о государстве и праве. Осознать, что данная учебная дисциплина – правовая (юридическая) наука, является необходимым элементом высшего юридического образования. Обучающиеся должны понять, что этот изучаемый ими курс имеет немаловажное теоретическое и практическое значение, т.к. по причине своей познавательно – информативной ценности, он вооружает будущих юристов знаниями, которые помогут им на практике осуществлять программу демократических преобразований общества и защите прав граждан.
Терминологическое задание: записать в личный юридический словарь и усвоить следующие термины и понятия: метод,наука, предмет, объект, анализ, синтез, индукция, дедукция.
План семинарского занятия.
1. Предмет и периодизация курса «История государства и права зарубежных стран».
2. Место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических дисциплин.
3. Общие и специфические методы исследования государственно-правовой истории.
4. Периодизация курса.
Вопросы для дискуссии:
1) Роль и значение курса «История государства и права зарубежных стран» в системе подготовки бакалавров.
2) Место курса «История государства и права зарубежных стран» в системе юридического образования.
Литература
Основная
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2004.*[2]
История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенниниковой. Ч. 1 - М., 2006.*
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1 – М.,2010.
Источники права
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1. «Древний мир и средние века» / Составитель: д.ю.н., профессор Н.А. Крашенникова. М., 2009. *
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Составитель: В.Н. Садиков. М., 2007. *
Дополнительная
Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.*
Бахмутская К.Б. О цивилизационных подходах к изучению государства и права // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1994. № 3. С. 79-83.
Дамирли М.А. Право и история: эпистемологические проблемы (Опыт комплексного исследования проблем предмета и структуры историко-правового познания). СПб., 2002.
Сырых В.М. Метод правовой науки: Основные элементы, структура. – М., 1980.
Тойнби А. Постижение истории / Пер. с англ. М., 1992.
Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М., 1994.