Законодательная власть. Законодательная власть в Республике Беларусь.
Законодательная власть.
Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.
Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.
Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран.
Функции парламента:
· законодательная – деятельность по принятию законов.
· представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.
Полномочия парламента.
· Принятие законов.
· Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.
· Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.
· Определение внешнеполитического курса государства.
Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные. Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.
Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики, в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.
Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.
Парламент состоит из трех основных структурных элементов:
1. партийные депутатские фракции – организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.
2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.
3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.
Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.
Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.
Выделяют четыре стадии законодательного процесса.
1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.
2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:
· Флибустьерство – затягивание прений.
· Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.
· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.
· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.
· «Суварикоми» – преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.
3. Принятие законопроекта палатой. Голосование в парламенте обычно личное.
4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.