Органы государственной власти и управления ВКЛ

В Х1У-ХУ1 вв. Великое княжество Литовское по форме правления было сословно-представительной монархией.После административной реформы 1564-1566 гг. это уже было унитарное централизованное госу­дарство. Внем было 13 воеводств, в каждом из которых имелись поветы (от одного до пяти, а всего 30).

Органы государственной власти и управления ВКЛ - student2.ru Политический режим был демократическим.

Власть монарха в таком государстве была ограниченной: многие во­просы как внутренней, так и внешней политики он был вынужден решать совместно с сословно-представительными органами. Сама его должность была выборной. Это был более высокий уровень развития феодальной де­мократии.

В этот период продолжался процесс формирования таких сословно-представительных органов, как великий вальный сейм и поветовые сеймики, правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.

В XVI веке во главе государства, как и прежде, стоял монарх(господар, великий князь литовский, король польский - преамбула Статута 1529 года). С учетом выборности великий князь при вступлении в должность заключал договор-ряд, в котором содержались обещания соблюдать прежнее законода­тельство, а новые нормативные акты принимать только совместно с панами-радами, сохранять прежние права и льготы различных категорий населения и прежние должности (врады). В XVI веке сменилось 5 великих князей -Александр (годы княжения 1492-1506 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) I Старый (годы княжения 1506-1548 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) II Август (1544-1572 гг.), Стефан Баторий (годы княжения 1575-1582 гг.) и Жиги­монт (Сигизмунд) III Ваза (годы княжения 1587-1632 гг.).

Постоянно действующим коллегиальным органом центрального управления являлась рада,которая осуществляла реальную власть в госу­дарстве. В ее состав входили крупные светские феодалы - паны радные, католические епископы (в первую очередь Виленский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман земский, маршалок земский, маршалок дворный, подскарбий земский и др.). Численный состав рады законода­тельно не был определен, а на практике колебался от трех до сорока чело­век в зависимости от важности рассматриваемых вопросов.

СеймВКЛ как сословно-представительный орган сформировался именно в XVI веке. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по два депутата. Но в работе сейма помимо послов, избирае­мых от шляхты, принимали участие господар, паны-радные, католические и православные епископы и лица, занимавшие высшие и местные врады. Четко установленных сроков созыва сеймов, места и продолжительности их прове­дения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильне, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение не­скольких дней или месяцев, но чаще всего - в течение 2-4 недель.

Государственный аппаратпредставлял собой пирамиду, наверху ко­торой находились высшие органы управления, в центре - дворцовые орга­ны,^ обширную нижнюю часть занимали местные органы управления - в воеводстве, повете, волости, городе, селе.

Высшими должностными лицами являлись канцлер, подскарбий, земский гетман, земский маршалок.

Среди высших должностных лиц выделялся канцлер,который заведо­вал государственной канцелярией и был хранителем большой государст­венной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом входящей корреспонденции, поступающей на имя господара.

В подчинении канцлера находился большой штат помощников - под-канцлер, писари, дьяки и др.

Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал зем­ский маршалок,в обязанности которого входили контроль за соблюдени­ем этикета при дворе господара и обеспечение порядка не только во дворе великого князя, но в любом месте нахождения господара. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя монарха, мог предсе­дательствовать на заседаниях вального сейма и рады при отсутствии гос­подара, осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершени­ем правонарушений во время работы сейма и др.

Все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были в ведении земского подскарбия.Он ведал доходами и расходами государ­ственной казны, сдачей в аренду государственного имущества и др.

Его ближайшими помощниками являлись дворный подскарбийи мно­жество скарбников, ревизоров, сборщиков налогови т. д., ведавшие по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности.

Вооруженные силы ВКЛ находились в ведении гетмана наивысшего (земского, великого).Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но и занимался сбором войска, его комплек­тованием, снабжением.

В его подчинении находились гетман польный, гетман дворный, воеводы, каштеляны, поветовые старостыи другие должностные лица. Так, дворный гетман занимался вопросами охраны дворца и господара, дворный маршалок ведал полицейскими функциями во дворце.

Численность дворных врадов была еще большей, чем земских, а их спе­циализация - более узкой. В числе таких должностей следует назвать двор-ного подчашия, дворного подстолия, конюшего, постельничего, крайне­го, кухмистра, мечника, ловчего, ключника, подключего, стольника, чашникаи др. Так, дворный подчаший наливал и пробовал напитки, пода­ваемые государю, дворный подстолий был распорядителем стола господара, крайчий занимался подготовкой мясных блюд, кухмистр был главным соста­вителем меню для стола, конюший ведал лошадьми дворца.

Во главе воеводства стоял воевода,назначаемый пожизненно госпо-даром и радой. Компетенция его была широкой. Он осуществлял военные, полицейские, административные и хозяйственные функции, опираясь на многочисленный штат местных должностных лиц, находящихся в его под­чинении. Такими помощниками были подвоевода, каштелян, тиуны, ключники, лесничие, мостничиеи др.

В повете главой администрации был поветовый староста,компетен­ция которого была аналогичной компетенции воеводы. Помощниками по­ветового старосты были подстароета, хоружий, ключники, конюшие, лесничие, мостничие, тивуны.

Особенностью местного управления в воеводствах и поветах ВКЛ бы­ло наличие сословно-коллегиальных органов - сеймиков (соймиков),в работе которых могли принимать участие не опороченные ничем шлях­тичи, проживающие в данном воеводстве или повете. Как правило, повето­вые сеймики собирались ежегодно, рассматривая вопросы общегосударст­венного иместного значения - размер местных податей, выбор местных судей и других лиц поветовой администрации, составление инструкций-наказов для своих представителей, направляемых на вальный сейм, заслу­шивание отчетов о работе поветовых врадников и др.

Наши рекомендации