О происхождении названия «Белая Русь»
Историография курса.
Образование и развитие Великого княжества Литовского,
Его административно-территориальное устройство в Х1У-ХУ1 вв.
Государственно-политический строй
Великого княжества Литовского (Х1У-ХУ1 вв.).
Общеземские, областные и волостные грамоты.
Судебник Казимира 1468 года
В развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI веке проявляется ряд важных тенденций, подчеркивающих прогрессивность проводимых преобразований:
- происходит изменение в источниках права - основным источником становится нормативный акт, хотя и правовой обычай остается в силе;
- нормативные акты носят различные названия (привилей, грамоты, постановления, уставы, статуты и др.);
- нормативный материал хотя и различен по действию в пространстве и по кругу лиц, но тем не менее равен по юридической силе;
- основная масса нормативных актов вводится в действие от имени великого князя и принимается коллегиально и др.
Постановления сейма (общего, вального)в этот период принимались на совместном заседании шляхты Великого княжества Литовского и королевства Польского по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Так, 1 июля 1569 года общий вальный Люблинский сейм принял постановление об унии Великого княжества Литовского с Короной Польской, в котором указывались причины объединения двух государств, порядок избрания господара, перечислялись обязанности, вопросы совместной внутренней и внешней политики. Всего в постановлении имелось 28 статей.
Первыми общегосударственными, общеземскими привилеямисчитались три привилея, изданные в 1387 году великим князем Литовским Ягайлом. Его первый привилей был направлен на распространение католицизма в ВКЛ. Второй дополнил его, обязав жителей ВКЛ принять новую веру. Третий юридически закрепил сохранение государственности за ВКЛ.
Правовое закрепление союзных отношений с Польшей было осуществлено униями Виленско-Радомской 1401 года и Городельской 1413 года. В первой после смерти Витовта территория ВКЛ должна было войти в состав Польши в качестве провинции, а во второй содержался тезис о сохранении независимости ВКЛ при любых условиях.
Привилей 1432 и 1434 годов юридически закрепили оформление сословия шляхты, и в соответствии с ними православные феодалы уравнивались в правах с католиками. В них же гарантировались свобода и неприкосновенность шляхтича.
В привилее Казимира были более полно и основательно изложены права класса феодалов и сословия шляхты, некоторые принципы уголовного, гражданского и государственного права. Этот документ заложил основы юридического оформления феодальной зависимости крестьян. В нем содержался запрет на раздачу государственной собственности и должностей иностранцам, был расширен круг лиц, за которыми признавались права шляхты.
Универсальный привилей Александра Казимировича 1492 года явился важным шагом в законодательном оформлении основных принципов гражданского, семейного, уголовного, административного права. В соответствии с ним произошло ограничение власти князя и фактически превращение его из государя-вотчинника в высшее должностное лицо в государстве.
Конституционный характер данного привилея становится еще более понятным на фоне Гродненского привилея 1506 года, в котором подданные получали право подавать в высшие инстанции челобитные и другие жалобы.
Изданием данного привилея закончился первый этап развития белорусского права. Проведенные в 20-е годы XVI века кодификация и систематизация права ВКЛ положили начало новому этапу систематизации права, который характеризовался принятием статутов, сеймовых постановлений, ухвал и конституций. Принимаемые позже привилей носили уже куда более ограниченный характер. Среди них можно отметить привилей 1563 года, провозгласивший уравнивание в правах православных феодалов с католиками.
Продолжали выдаваться великими князьями вплоть до проведения административной реформы 1564-1566 гг. подтвердительные областные привилей.Например, Витебской земле был выдан привилей в 1503 году, Полоцкой земле - в 1511 году. В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения земли на свой местный суд, администрацию, финансы и др.).
Волостные привилей,как правило, выдавались по просьбе жителей волости, расположенной на государственных (великокняжеских) землях, в связи с произволом администрации (незаконное увеличение размера податей, новые подати и повинности). Так, в 1535 году привилей был выдан жителям Усвятской и Озерищенской волостей в связи с жалобой на витебского воеводу. В волостных привилеях определялись повинности (полюдье, его размер в денежном выражении, дякло овсом и др.), права местного населения на выбор низовой администрации - старцев и право самим собирать подати, а не специальными сборщиками, которые в течение длительного времени содержались за счет крестьян.
Результатом работы по упорядочению текущего земского законодательства стало утверждение Казимиром Судебника Великого княжества Литовского146$ года. Данный документ, как и большинство законодательных актов ВКЛ того времени, был написан на белорусском языке. Рукописный текст не был разделен на статьи. Только при публикации его разделили на 25 статей. В 16 статьях регламентируются различные правовые аспекты такого преступного деяния, как кража. В них раскрывается состав преступления, определяются виды наказания за простую кражу и квалифицированную и другие положения.
В Судебнике была закреплена такая важная юридическая норма, как личная ответственность за преступление, а также определение его как противоправного деяния. Здесь впервые получило законодательное закрепление устрашение как одна из основных целей наказания в феодальном праве. Если по обычному праву преступник, приговоренный к смертному наказанию, мрг откупиться или быть передан в рабство потерпевшему или его семье, то Судебник запрещал освобождать преступника от вынесенного судом наказания.
В него были внесены такие важные и прогрессивные по тому времени положения, как указание на ответственность только за вину, установление четко определенного возраста уголовной ответственности, формулирование принципа соразмерности наказания тяжести совершенного преступления, запрещение самосуда.
В первой половине XIX в.
В результате трех разделов Речи Посполитой белорусские земли с населением более 3 миллионов человек были присоединены к Российской империи, и на присоединенных белорусских землях с 1801 г. образовано 5 губерний: Витебская, Могилевская, Минская, Гродненская, Виленская. Присоединение Беларуси к царской России не внесло существенных изменений в характер феодальных общественных отношений. По-прежнему общество делилось на 2 основных класса: помещиков (панов) и крестьян, и на сословия: шляхту (дворян), крестьян, мещан и духовенство. В то же время начинался процесс формирования двух новых классов - буржуазии и наемных рабочих.
В своей сословной политике правительство стремилось поддержать дворянство (шляхту). В соответствии с «Жалованной грамотой дворянству» 1785 г. за шляхтой, принявшей присягу на верность России, в полной мере сохранялись все права и привилегии дворянского сословия, в том числе и главные из них - право собственности на землю и крепостных крестьян. Была ликвидирована униатская церковь, всех ее верующих насильственно присоединили к русской православной церкви.
Русский царизм проводил в Беларуси политику насаждения русского помещичьего землевладения.
Крестьяне по своему правовому положению делились на частнособственнических (помещичьих), государственных (казенных), свободных (вольных) и однодворцев. В конце 40-х годов XIX в. помещикам принадлежало 70%, а государству только 19% всех крестьян. Частнособственнические крестьяне находились в самом тяжелом положении. Помещик имел право крестьянина продать, отдать в наем, крестьянин обязан был платить различные налоги, работать на помещичьем поле по 5-7 дней в неделю, выставлять рекрутов.
Мещане белорусских городов после присоединения к России и ликвидации Магдебургского права лишались части своих прав и должны были жить по принципам российского городского управления согласно «Жалованной грамоты городам» (1785 г.), платить подушные налоги, выполнять рекрутские и другие повинности. В то же время верхи мещан - купцы первой и второй гильдии и фабриканты - по правовому положению в соответствии с законом 1832 г. приближались к дворянству.
Российская империя являлась централизованным государством. Высшая власть в нем принадлежала царю-императору. Во главе генерал^ губернаторства стоял генерал-губернатор. Он являлся доверенным лицом царя и наделялся неограниченными полномочиями. При генерал-губернаторе имелась канцелярия с небольшим штатом чиновников во главе с правителем канцелярии.
При генерал-губернаторе находились чиновники для особых поручений и адъютанты.
Главным должностным лицом в губернии был губернатор. Назначался вначале самим императором, ас 1801 г.- правительствующим Сенатом. Подчинялся непосредственно генерал - губернатору и министру внутренних, дел. Совещательным и исполнительным органом в губернии являлось губернское правление, которое состояло из «общего присутствия» и канцелярии. В общее присутствие входили генерал-губернатор, губернатор, вице-губернатор, советники и асессоры. Губернская канцелярия имела 4-отделения: первое - распространяло законы, смотрело за выполнением решений генерал-губернатора, губернатора, губернского правления; второе - занималось: руководством полиции; третье - следило за судами; четвертое -г осуществляло связь с финанеово-хозяйственными органами. Кроме того, в губерниях имелись я такие органы управления, как казенная палата, рекрутские управы, «приказ общественного ггоизрения»\ межевая контора, губернский прокурор.
В своей деятельности губернские государственные органы опирались на дворянские сословные учреждения - дворянские собрания, губернского предводителя дворянства (маршалка).
Главным органом власти в уезде был нижний земский суд, который выполнял и административно-полицейские функции. Возглавлял его земский исправник, который назначался Сенатом. В состав суда входили 2-3 заседателя из числа дворян. Суд следил за поддержанием общественного порядка в уезде, сбором налогов и выполнением жителями уезда различных повинностей. Среди должностных лиц уезда находились маршалк уезда (предводитель дворянства), уездный доктор, уездный казначей, уездный землемер.
С 1837 г. уезды начали делить на станы, куда губернатором назначался становой пристав, выполнявший полицейские функции.
Одновременно в 1837-1838 гг. для присмотра за государственными крестьянами уездов создавались округа во главе с окружным начальником и двумя помощниками. Округа делились на волости, в которых избирались волостной голова и два заседатели. Вместе они составляли волостное правление. Избирался и волостной писарь.
Руководство в городах осуществлялось согласно закону «Устав благочиния» 1782 г., в соответствии с которым в каждом городе создавалась «Управа благочиния» (городское правление), в которой заседали городничий (глава), пристав уголовных дел, пристав гражданских дел и два ратманы. Сословные выборные органы ■- городские магистраты, были под контролем и властью губернаторов и других чиновников и не имели самостоятельности в решении городских дел. ~
После присоединения территории Беларуси к России на Беларуси действовали старые судебные органы в соответствии со Статутом 1588 г. Надо отметить, что и судебная система Беларуси сохранила ряд особенностей. Так, высшим судом в западных губерниях был Главный суд, разделенный на два департамента: уголовных дел и гражданских дел. Главный суд был выборным. В департамент входили председатель и 2 советника. В каждом департаменте вместе с членами суда были заседатели.
В губерниях Беларуси существовал и так называемый маршалковский комиссарский суд по земельным вопросам. Состоял он из уездного маршалка и нескольких членов. В уездах основным сословным дворянским судом был земский уездный суд, куда входили земский судья,~два подсудка, писарь. В компетенцию земского суда входили все уголовные дела.
• Кроме названных, в первой трети XIX в. в западных губерниях функционировали гродские (замковые) суды. Членами таких судов являлись судья, подсудок и писарь. Гродский суд рассматривал в основном уголовные дела.
Вместе с тем царское правительство, допуская действие Статута 1588 г., стремилось изменить некоторые его положения или полностью их отменить. Так, если члены уездного земского суда назначались по Статуту ВКЛ 1588 г. великим князем, то с 1802 г.- избирались сроком на три года.
После неудачного польского восстания 1830-1831 гг. за восстановление Речи Посполитой на Беларуси началась ликвидация старой судебной системы и ее унификация. В 1831 г. вместо главных судов в губерниях образовывались палаты уголовного и гражданского судов. Земские и гродские суды преобразовались в уездные. Все судопроизводство переводилось на российский язык. Контроль за деятельностью всех местных судов выполняли генерал-губернаторы или губернаторы. Высший кассационной инстанцией для всех судов стал Сенат. Действие Статута ВКЛ 1588 г. было ликвидировано в Витебской и Могилевской губерниях в 1831 г., в Вилен-ской, Гродненской и Минской губерниях - в 1840 г.
Таким образом, в первой половине XIX в; определились два направления усовершенствования законодательства Беларуси. Первое характеризовалось упорядочением местных нормативных актов, которые действовали на территории Беларуси до включения ее в состав Российской империи; второе характеризовалось тем, что царское правительство упорядочивало законодательство путем отмены местных особенностей в праве и постепенной заменой местного права правом Российской империи.
Состояние права
22 июня 1941 г. начался период Великой Отечественной войны. Война потребовала перестройки работы партийных, советских и государственных органов на военный лад. Первыми законодательными актами в этот период были общесоюзные. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» все функции органов государственной власти возлагались на военные советы фронтов, армий, военных округов, высшее военное командование войсковых соединений. Военные власти имели право:
1) привлекать граждан к трудовой повинности;
2) вводить военно-квартирную повинность;
3) отбирать транспортные средства;
4) регулировать время работы учреждений, предприятий;
5) регулировать торговлю;
6) запрещать выезд и въезд в местности, находящиеся на военном положении;
7) выселять в административном порядке из мест, находящихся на военном положении;
8) в местах, находящихся на военном положении, все уголовные дела рассматривались военными трибуналами.
С целью .концентрации всей полноты власти в одном месте Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(Б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. образовали Государственный Комитет Обороны (ГКО). Ему подчинялись все военные, партийные, советские и гражданские учреждения, а также все граждане СССР. Председателем ГКО был назначен И. В. Сталин. Одновременно он занимал пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б), был председателем СНК СССР, в с 8 августа стал Верховным Главнокомандующим и возглавил Ставку Верховного Главнокомандования, созданную в 1941 г.
В связи с оккупацией территории Беларуси ее высшие государственные органы власти вынуждены были эвакуироваться в Россию, а местные органы власти и управления временно приостановили свою деятельность. В эвакуации продолжали свою деятельность только Президиум Верховного Совета БССР и Совет Народных Комиссаров БССР. Президиум Верховного Совета продолжал осуществлять функции государственной власти республики. Он издавал указы об объединении наркоматов, а назначение народных комиссаров и членов правительства БССР, продлении полномочий органов власти и т. д. Летом 1942 г. закончились полномочия депутатов Верховного Совета БССР, избранных в 1938 г., и Президиум Верховного Совета БССР продолжил их полномочия до проведения новых выборов.
Продолжил свою работу в эвакуации и Совет Народных Комиссаров. В начале войны деятельность СНК республики определялась организационно-хозяйственными задачами, связанными с эвакуацией населения и материальных средств в советский тыл и перестройкой работы промышленности и строительства на военные рельсы. С целью налаживания и укрепления связи с находившимися в тылу гражданами БССР и улучшения работы среди них правительство Беларуси в апреле 1942 г. организовало отдел по работе среди эвакуированного из республики населения. Для разработки конкретных мер по возобновлению деятельности государственных органов и восстановлению народного хозяйства республики СНК БССР в мае 1942 г. создал оперативную группу Госплана при СНК БССР.
Одним из первых законодательных актов, принятым в день нападения Германии на Советский Союз, явился Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». Постановлением ГКО от 19 сентября 1941г. было введено обязательное обучение всего взрослого мужского населения и части женщин военному делу, а пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 11 октября 1941 г. ввел уголовную ответственность граждан, уклоняющихся от всеобщего, обязательного обучения военному делу.
Введение военного положения повлекло значительные изменения в уголовном законодательстве, в квалификации преступлений. 6 июля 1941 г. установлена уголовная ответственность за распространение ложных слухов, паникерство. 15 ноября 1943 г. повышена ответственность за разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну.
Введены дополнения в трудовое законодательство: установлен более жесткий режим работы, вводились обязательные сверхнормативные часы работы, рабочим и служащим запрещалось увольнение с работы по желанию работника, предусматривалась уголовная ответственность за самовольное оставление работы, за прогул без уважительных причин, за отказ или уклонение от трудовой повинности, за невыработку обязательного минимума трудодней.
Гражданско-правовое регулирование имущественных отношений в период войны было подчинено мобилизации всех ресурсов для обеспечения победы. Повышена ответственность вплоть до расстрела за хищения, недостачу и утрату товаров, горючего, гибель лошадей и скота. На период военных действий приостанавливались все нерассмотренные гражданские дела, если ответчики находились в армии. Подлежали прекращению все нерассмотренные дела о взыскании административных штрафов с лиц, призванных в армию.
Уголовно-процессуальное право было также направлено на достижение победы. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела через 24 часа после вручения обвиняемому обвинительного заключения, в составе трех постоянных членов суда, без прокурора и защитника. Все дела о контрреволюционных преступлениях, особо опасных преступлениях против порядка управления и наиболее тяжких общеуголовного характера подлежали направлению через прокуратуру в военный трибунал по месту службы обвиняемого.
Значительные изменения внесены в семейное законодательство. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства» был увеличен отпуск по беременности и родам работающим женщинам.
Ее народного хозяйства
В конце сентября 1943 г. Красная Армия вступила на территорию Беларуси, освободила Гомель. Туда из Москвы переехали Президиум Верховного Совета БССР, все государственные учреждения республики. 21-24 марта 1944 г. в Гомеле состоялась шестая сессия Верховного Совета БССР (первая за время войны), на которой были обсуждены вопросы об освобождении белорусских земель, дальнейших задачах борьбы белорусского народа против немецких захватчиков и ближайших задачах восстановления народного хозяйства республики. На сессии утвержден отчет об исполнении бюджета за 1940-1941 гг., приняты законы о бюджете республики на 1944 г. и о создании двух союзно-республиканских народных комиссариатов - иностранных дел и обороны. Было признано необходимым разукрупнение наиболее пострадавших областей. 20 сентября 1944 г. образованы Бобруйская, Гродненская и Полоцкая области.
Летом 1944 г. началось новое наступление Красной Армии, в результате чего вся территории Беларуси была освобождена. 3 июля освобожден г. Минск.
Сразу после освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков белорусский народ приступил к восстановлению народного хозяйства.
3 июля 1945 г. в Минске проходила седьмая сесбйя Верховного Совета БССР первого созыва. Сессия приняла закон «Об ознаменовании победы и увековечивании памяти воинов Красной Армии и партизан, погибших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны Советского Союза». По закону день 3 июля становился всенародным праздником освобождения Беларуси от фашистских оккупантов. Верховный Совет рассмотрел и утвердил государственный бюджет республики на 1945 г.
После вступления Красной Армии на территорию Беларуси Совнарком республики развернул работу по организации деятельности органов государственного управления и восстановлению разрушенного хозяйства в освобожденных районах республики. В течение 1943-1945 гг. правительство (СНК) Беларуси рассмотрело широкий круг вопросов о возобновлении деятельности органов государственного управления, хозяйственных и культурных учреждений, ликвидации последствий оккупации и т. д. Если в 1943 г. СНК принял 276 постановлений и распоряжений, то в 1945 г. -около двух тысяч.
В ноябре 1943 г. правительство впервые за военные годы приступило к составлению народнохозяйственного плана и государственного бюджета республики на 1944 г. В августе 1945 г. ЦККП(б)Б и СНК Беларуси рассмотрели первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства БССР.
К 1944 г. на освобожденной территории практически начали функционировать почти все центральные органы государственного управления и хозяйственные органы, исполкомы местных советов.
В 1943-1945 гг. при СНК создается целый ряд управлений, комитетов и бюро: Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и партизан; Главное управление по лесохимической промышленности; Комитет по делам культурно-просветительных учреждений и другие.
24. Международная деятельность БССР. Беларусь-страна-учредитель ООН
На стадии завершения второй мировой войны великие государства на Ялтинской, а затем Потсдамской конференции приняли решение о послевоенном устройстве мира, создании ООН как гаранта мира.
1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних отношений и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата иностранных дела из общесоюзного в союзно-республиканский наркомат». В соответствии с союзным законом Верховный Совет БССР 24 марта 1944 г. принял закон об образовании Народного комиссариата иностранных дел, который затем 26 марта 1946 г. преобразовался в Министерство иностранных дела БССР. Вновь образованный наркомат развернул большую работу, подтверждением чему явилось участие БССР вместе с пятьюдесятью другими государствами в создании ООН и в разработке ее Устава. 26 июня 1945 г. уполномоченные государств-учредителей, в том числе и БССР, подписали Устав ООН, который был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета БССР 30 августа 1945 г.
Участие Беларуси в работе ООН положило начало новому этапу внешнеполитической деятельности республики. Являясь членом ООН, БССР вошла в состав многих международных организаций: ООН по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО); Международной организации труда (МОТ); Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ); Международного почтового союза (МПС) и др. Постоянное представительство БССР при ООН защищало внешнеполитические интересы республики в различных органах ООН, вступало в деловые контакты с представителями других государств при этой организации. Белорусская делегация участвовала во всех сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.
БССР имела свои дипломатические представительства, вела дипломатическую переписку, участвовала в разработке международных конвенций и присоединении к ним, в работе ООН и разработке ее решений, состояла во многих межправительственных организациях.
Особое место в дипломатической практике БССР занимали многосторонние договоры с иностранными государствами. В 1940-70-х гг. республика участвовала более чем в 300 различных международных конференциях.
Участие БССР в модификации и развитии международного права осуществлялось в ходе дипломатических консультаций и переговоров с представителями различных государств, проводимых как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Заключенные БССР договоры охватывали самые различные стороны международной жизни.
Историография курса.
О происхождении названия «Белая Русь»
Предметомизучения истории государства и права Республики Беларусь являются общие закономерности и особенности возникновения, становления и развития государства и права у белорусского народа с древних времен до наших дней, научное отражение особенностей процесса всемирного исторического развития государственных институтов и правовых норм на территории, которую ныне занимает наша страна.
Задачиизучения данного учебного курса сводятся к следующему:
- изучение конкретных причин и конкретных условий процесса возникновения и развития форм государства и права у белорусского народа в определенный период времени;
- точное, систематичное изложение основных фактов и событий, вызывавших изменения в области государства и права;
- научное объяснение логики формирования государственно-правовой действительности и выявление основных закономерностей ее проявления.
Первые сведения об истории государства и права Беларуси дошли до наших дней из древних летописей и хроник. С конца XV - начала XVI вв. исследования в этой области знаний стали приобретать системный характер.
Так, Ф, Скорина в предисловии к «Библии» подчеркнул, что право в целом и каждый закон соответствуют своему времени. Концепцию построения государства, основанного на идее подчинения каждого праву, развил в «Песне о зубре» Н. Гусовский. Резко выступал против наличия в обществе неравенства, и в частности холопства, С. Будный. Все люди в государстве должны быть свободными - вторил ему А. Волан. Во всем должен верховенствовать закон - провозглашал Л. Сапега.
В XIX веке весомый вклад в историографию проблемы внесли Т. Чацкий своей двухтомной монографией «О литовском и польском праве...», С. Линдэ книгой «О литовском статуте...», И. Раковецкий исследованием «Русская правда...», а также И. Данилович, М. Коялович, И. Лаппо, Н. Довнар-Запольский и др. На рубеже Х1Х-ХХ вв. ряд важных работ опубликовали А. Левиций, А. Яблоновский, Е. Езерский и др. Они обратили внимание на то, что теоретические разработки в области права выдвинули Великое княжество Литовское на передовые позиции в мире.
Более 480 работ по истории государства и права Беларуси подготовил один из ведущих советских ученых В. И. Пичета. Системный анализ основ феодального права ВКЛ впервые выполнил С. В. Юшков.
В современной Беларуси исследования проблемы государства и права ведут в основном две национальные научные школы. Первую, действующую на юридическом факультете БГУ, возглавляет доктор юридических наук профессор И. А. Юхо. Им лично, а также его соратниками А. А. П. Грицке-вич, Г.М. Дербиной, Т. И. Довнар, 3. Ю. Копысским, В. А. Круталевич, И. Н. Кузнецовым, В. Л. Насевичем, Г. М. Сагановичем, С. М. Самбук, С.Ф..Соколом и другими учеными выпущены десятки учебников, учебных пособий, монографий. Вторая научная школа, которую возглавляет доктор исторических наук профессор А. Ф. Вишневский, сформировалась в Академии МВД Республики Беларусь. Немало интересных книг здесь издали Н. И. Ильинский, И. А. Сороковик, П. Г. Чигринов, А. В. Шарков, В. А. Шелкопляс и др. Немало актуальных разработок имеется на счету у ученых Национальной академии наук, а также иных вузов Ф. И. Воронковича, Н. И. Ермо-ловича, Л. П. Липинского, Л. В. Павловой, М.-И. Пастухова, В. И. Полуяна, С. Ф. Сокола, Н. Н. Улащик, Е. Е. Ширяева и др.
Термин "Белая Русь" впервые встречается в летописях под 1135 г. по отношению к Владимиро-Суздальскому княжеству. Со второй половины XII в. этим термином обозначались на картах также московские, смоленские и псковские земли. После XV в. это название для обозначения Московской Руси уже не употребляется.
Белорусские земли впервые упоминались под сегодняшним названием только в 1305 г. на страницах Ипатьевской летописи. Первоначально это название относилось только к Полоцкой земле. С первой половины XVII в. оно твердо закрепилось за восточной частью Беларуси.
Происхождение этнонима «Белая Русь» исследователи в разные времена объясняли по-разному: в связи с красотой земли (Макарий, XVI в.), из-за множества снега (С. Герберштейн, XVI в.), как свободная и независимая (В. Татищев, XVIII в.), как независимая от монголо-татар (М. Лю-бавский, XIX в.), из-за обилия белого цвета в одежде населения (Е. Карский, начало XX в.) и др. Наиболее вероятным является трактовка слова «белая» как синонима терминов «центральная» (в географическом смысле), а также «важная», «главная», «наиболее значительная» земля, центр (в политическом смысле).