Экстремизм: сущность, виды, способы противодействия

Понятие экстремистской деятельности дается в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности». Статья 1 Закона трактует экстремистскую деятельность как:

· насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

· публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

· возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

· пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

· нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

· воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

· воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

· совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

· пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

· публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

· публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

· организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

· финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Считается, что слово «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus» - «крайний», то есть нечто, выходящее за определенные рамки, нормы. В словарях экстремизм толкуется как приверженность к крайним взглядам и мерам. В юридической литературе экстремизм определяется по – разному. По мнению А.Г. Хлебушкина, экстремизм есть противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений. В этом понятии он не отразил субъективную сущность экстремизма.

Современный экстремизм разнообразен по формам своего выражения. Кроме того, он может быть классифицирован по различным теоретическим основаниям (сферам жизнедеятельности, объектам направленности экстремистской активности, возрастным характеристикам субъектов экстремистской активности и т.д.). Научно-практическое обобщение тех или иных явлений позволяет классифицировать экстремизм по направленности – на экономический, политический, националистический, религиозный, молодежный, экологический, духовный и др. И при этом экстремизм может быть также смешанного характера.

Экономический экстремизм направлен на ликвидацию многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципов государственного регулирования экономической сферы, резкое сокращение социальных расходов, наступление на социальные завоевания трудящихся, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности и др.

Источником политического экстремизма является деятельность лиц, создающих предпосылки для разрушения экономики, Вооруженных Сил, систем образования и здравоохранения России и использующих средства массовой информации для запугивания населения, разрушения моральных основ общества, пропаганды насилия, в том числе путем его показа под предлогом осуждения.

Националистический экстремизм отвергает интересы, права других наций, провозглашает верховенство одной нации над другими. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации (борьба за Халистан в Индии, движение басков в Испании и др.).

Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.

Экологические экстремисты выступают против не только эффективной природоохранительной политики, но и научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

Духовный экстремизм ориентирован на изоляционизм, отвергает опыт, достижения другой культуры, навязывает в качестве официальной идеологии определенные социальные, религиозные, этнические стандарты.

Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью. При этом непосредственное отношение к его деятельности могут иметь взрослые, которым молодежь своим противоправным поведением зачастую стремится подражать. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.

Именно молодежь чаще совершает преступления агрессивного характера. Негативное воздействие к представителям той или иной национальной, расовой, религиозной группы, сформировавшееся под воздействием пропаганды экстремистских идей, а также на основании собственного жизненного опыта под влиянием определенных факторов (избытка свободного времени и его неорганизованности, отсутствия возможности или желания продолжать образование и как следствие невозможность трудоустроиться на высокооплачиваемую работу, несформированности или ограниченности интересов) толкает молодежь на участие в экстремистской деятельности. Из приложения А можно получить представление о социальной базе экстремальных настроений в молодежной среде. Активизация молодежного экстремизма в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества.

Наибольшую опасность представляет политический экстремизм. При этом различается «левый» и «правый» экстремизм. «Левый» экстремизм заимствует революционные идеи анархизма, объявляет себя наиболее последовательным выразителем и защитником трудящихся масс, всех обездоленных, неимущих. Часть «левых» экстремистских организаций находятся на нелегальном положении, ведут партизанскую войну, совершают террористические акты, захват заложников. «Правые» экстремисты (фашистские, неофашистские, ультраправые, националистические, расистские движения, организации, партии) критикуют современное общество за «отсутствие порядка», «упадок нравов», эгоизм, потребительство и др. «Правому» экстремизму свойственна высокая степень организованности, скоординированности в международном масштабе.

По характеру влияния на межгосударственные отношения и в зависимости от гражданской принадлежности субъектов к экстремистской деятельности экстремизм подразделяют на внутренний (когда к нему причастны граждане собственной страны, а последствия и ущерб от их действий не выходят за ее рамки) и международный, акции которого, осуществляемые гражданами одной или нескольких стран, направлены на подрыв конституционного строя иных государств либо международный правопорядок или международные отношения в целом.

Международный же экстремизм может быть государственным (в случае, если он является одним из методов реализации внешней политики государства, причем эти методы состоят на вооружении спецслужб или финансируемых государством экстремистских центров и организации) и негосударственным (когда акции экстремизма готовятся и осуществляются международными экстремистскими организациями, имеющими собственные источники финансирования).

В свою очередь внутренний экстремизм также может быть подвергнут дополнительной систематизации. Так, во внутреннем экстремизме в зависимости от его субъектов можно выделить государственный экстремизм (когда насилие в отношении оппозиции, групп, категорий или целых слоев населения инспирируется самим государством и реализуется через силовые структуры под предлогом защиты государственных, общественных или общенациональных интересов); экстремизм проправительственный (осуществляется неправительственными общественными объединениями и партиями в интересах защиты институтов власти и, как правило, поощряется этой властью); экстремизм оппозиционный, при котором противоправное насилие направлено против государственных институтов, их представителей и защитников; межпартийный экстремизм, проявляющийся в процессе обострения политической борьбы, а также разновидности экстремизма, субъектами которого являются сторонники различных экстремистских идеологических течений (крайнего национализма, фашизма, сепаратизма).

По численности и организованности участников выделяются экстремистские действия сообществ, групп (сект, организаций); сформированных или спонтанных групп; одиночек (обычно лица с психическими заболеваниями или иными аномалиями).

По методам воздействия различают экстремизм с использованием физического насилия (лишение отдельных лиц или даже целых их групп жизни, нанесение увечий и иных телесных повреждений, ограничение свободы); экстремизм, сопряженный с уничтожением материальных объектов (поджог, разрушение государственных объектов, общественного, коллективного или частного имущества); экстремизм с применением методов морально-психологического насилия (угрозы, шантаж, демонстрация силы, ультимативные требования, распространение панических слухов и т.д.). Как правило, при осуществлении экстремистских акций перечисленные методы используются комплексно, приоритет тем или иным из них отдается с учетом конкретных условий и специфики региона деятельности экстремистов, их оснащенности, складывающейся политической обстановки и иных обстоятельств.

Если классифицировать экстремизм по целям, то можно выделить: сплачивающий экстремизм, акции которого направлены на объединение различных структур криминального толка; экстремизм демонстрационный, призванный обеспечить «рекламу» той или иной экстремистской организации и проводимой ею в жизнь идеологии и политике, а также продемонстрировать силу и готовность ее членов к решительным действиям; конфронтационный экстремизм, проявляющийся в применении насилия в борьбе между противостоящими политическими блоками, движениями, организациями, а также между государственными структурами и оппозицией; экстремизм провокационный, когда субъекты насильственных действий стремятся заставить своего политического противника перейти к непопулярным среди населения или тактически выгодным для экстремистов действиям.

По средствам, используемым при осуществлении акций экстремизма, последний подразделяют на два вида: традиционный (с применением огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, ядов и других средств совершения политических убийств, известных человечеству в течение ряда веков) и технологический (использование в экстремистских акциях новейших достижений науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники, ядерных материалов, генной инженерии, имуннологии и т.д.).

  1. Пути достижения межнационального согласия в России, формирование гражданского общества.

Источники и рекомендуемая литература:

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1 февраля 1995 г.)

Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств

Конституция Российской Федерации 1993 года (с исправлениями и дополнениями). М., 2009.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. М., 1996. № 25. С. 6226-6236.

Федеративный Договор. Документы. Комментарии. М., 1994.

Федеральный закон от 17 июня 1996. № 74 «О национально-культурной автономии». // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - С. 6162-6172.

Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Российская газета. 2005.07.06

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. №74 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1996. №25 С. 6162-6172

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов // Собрание законодательства. М., 1999. №18. Ст. 2208.

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта 2002 г.) //

Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49- ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» //

Федеральный Закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №54-ФЗ.-М.,2003.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

Федеральный закон от 20 мая 2005 г. «О государственном языке Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»

Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 2007-2010 гг.

Концепция стратегии социально-экономического развития регионов России. Министерство регионального развития Российской Федерации. 2007.

  • Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
  • Абдулатипов Р.Г. Российская нация, этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М., 2005.
  • Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. Учебное пособие. СПб.-М., 2004.
  • Аракчаа К.Д., Калинина К.В. Коренные малочисленные народы Российской Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2011.
  • Болтенкова Л.Ф. Развитие федерализма в России: вопросы теории, истории и социально-политической практики. М., 2004.
  • Болтенкова Л.Ф. Учение о федерализме и его реализации в развитии государств. В 2-х т. М.: Изд-во РАГС, 2007.
  • Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М.: Изд-во РАГС, 2003.
  • Вопросы национальных и федеративных отношений. Сб. статей. М., 1994-2011.
  • Геллнер Э. Нации и национализм. М. 1991.
  • Государственная национальная политика и управление этнополитическими процессами. Учебно-методический комплекс. М.: Изд-во РАГС, 2009.
  • Дашдамиров А.Ф. Национальная идея и этничность. Баку, 2001.
  • Децентрализация государственной власти и местное самоуправление: проблемы реализации. / Совместные исследования. М.: Изд-во РАГС, 2007 – 384 с.
  • Калинина К.В. Демократия и самоопределение народов // Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. Москва - Мюнхен - Вюрцбург, 1999. - С. 154-166.
  • Калинина К.В. Национальная политика в СССР: история и современность. М., 1990.
  • Калинина К.В. Национальные меньшинства в Российской Федерации. М.: РАГС, 2007.
  • Каппелер А. Россия – многонациональная империя. М., 1997.
  • Ковалевский П.И. Национализм и национальное воспитание. СПб, 1912.
  • Ленин В.И. «О праве наций на самоопределение». Псс.- Т. 24; “Итоги дискуссии о самоопределении”. - Т. 30.
  • Медведев Н.П. Политическая регионалистика. Учебное пособие. М., 2005.
  • Медведев Н.П., Куштавкина Е.А. Этнополитическая конфликтология. Рязань, 2008.
  • Михайлов В.А. Национальная политика в России как фактор государственного строительства. М., 1995.
  • Основы национальных и федеративных отношений. Уч. пособие. М., 2001.
  • Пистрякова С.А. Проблемы миграции: толерантность против ксенофобии и дискриминации. – М.,2008.
  • Савельев В.В. Национально-культурная автономия как форма этнокультурного самоопределения народов России. Учебно-методическое пособие М.: Изд-во РАГС, 2008.
  • Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004.
  • Столяров М.В. Теория и практика федерализма. Курс лекций о федеративном государстве: Учебно-методический комплекс. М.: Изд-во РАГС, 2008.
  • Теория и история наций и национальных отношений. Учебно-методический комплекс. М.: Изд-во РАГС, 2009.
  • Теория и практика федерализма. Учебно-методический комплекс. М.: Изд-во РАГС, 2009.
  • Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2004.
  • Трофимов Е.Н. Государственная национальная политика России. М., 2008.
  • Фомина О.В. Этногенез народов европейской части России. Лекция-консультация. М.: Изд-во РАГС, 2009.
  • Этногенез народов России и современные межнациональные процессы. Учебно-методический комплекс. М.: Изд-во РАГС, 2009.
  • Этнос, нация, общество. Этнологический словарь. М., 1996.

Наши рекомендации