Национальные интересы и приоритеты государственного развития России
30. Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются:
· укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
· укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
· повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны;
· сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
· повышение конкурентоспособности национальной экономики;
· закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.
31. Обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов:
· оборона страны;
· государственная и общественная безопасность;
· повышение качества жизни российских граждан;
· экономический рост;
· наука, технологии и образование;
· здравоохранение;
· культура;
· экология живых систем и рациональное природопользование;
· стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.
Основные стратегические задачи (приоритеты) государственной экономической политики на среднесрочный период (2011-2013) были сформулированы президентом Д. Медведевым в бюджетном послании на 2011-2013 годы.
Экономическая и бюджетная политика, как ее составная часть должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.
Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции, снижение размеров дефицита бюджета.
В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
Нужны четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответстенности за достоверность их финансово-экономических обоснований.
Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития страны.
Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.
Правительством Российской Федерации создан комплекс взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (для реализации данных мер распоряжением от 10 июня 2011 г. N 1021-р утверждена «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы»).
Практическая реализация этих решений позволит уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.
Четвертое. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.
В ближайшие годы необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.
Необходима разработка и реализация на практике конкретных механизмов внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники.
Пятое. Повышение качества человеческого капитала.
Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения. Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи.
Помимо развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.
Серьезнейшее внимание должно уделяться как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.