История государственного управления России

Некоторое представление об эволюции российской государственности дает следующая периодизация.

1. Древняя Русь (IX-XI вв.);

2. Киевская Русь (XI-XII вв.);

3. Владимиро-Суздальская Русь (XII-XIV вв.);

4. Великое княжество Московское (XIV-XV вв.);

5. Московское государство (Московское царство, Великорусское государство, Русское государство, Россия) (конец XV-XVI1 вв.);

6. Российская империя (1721-1917 гг.);

7. Российская республика (провозглашена Временным правительством 1 сентября 1917г.);

8. Российская Советская республика (провозглашена II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917г.);

9 Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (объявлена III Всероссийским съездом Советов (10-18 января 1918г.);

10. Союз Советских Социалистических Республик (образован на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922г.);

11. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (правопреемница СССР после отзыва Верховным Советом РСФСР своих представителей из Верховного Совета СССР, денонсирования им Договора об образовании СССР 30 декабря 1922г. и ратификации Минского соглашения от 8 декабря 1991г. о создании Содружества Независимых государств (СНГ) 12 декабря 1991г.);

12. Российская Федерация — Россия (РФ — Россия) (новое наименование государства, установленное VI съездом народных депутатов РФ 21 апреля 1992г. и закрепленное Конституцией РФ 1993г.). Государство строится по территориальному принципу, поэтому одним из ключевых атрибутов государства является территория. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на конкретной территории. В процессе расширения территории России выделяют следующие этапы.

IX—XIII вв. — становление первоначальных территориальных пределов российской государственности, когда распад единого княжества привел к феодальной раздробленности Руси, а затем — к новому этапу ее развития и объединения.

XIV — первая четверть XVI в. — собирание русских земель вокруг Москвы, объединение их в единое государство и сосредоточение власти в руках самодержавия.

XVI — конец XVII в. — территориальные приобретения в допетровскую эпоху. В этот период происходит формирование России как цивилизационно-неоднородного общества. Уже к середине XVII в. Русские цари правили самым большим государством. Владения их росли темпами, не имевшими себе равных в истории.

К началу XX в. в составе России оказались около 165 народов, достигших разных уровней развития. Территория России стала представлять собой единое экономическое пространство, в котором складывался единый всероссийский рынок. На всей территории России действовали единые законы, существовало единое административное деление, общероссийская система администрации, делопроизводства и суда. Включение новых территорий в Российское государство происходило с учетом их особенностей с последующим втягиванием их в единое общество.

Другим важнейшим атрибутом государства является население, на которое распространяется его власть. По несовершенным демографическим данным до середины XVIII в. население России оставалось относительно небольшим и составляло от 6 до 10 млн человек в середине XVI в., 8-12 млн — к началу XVII в. Для сравнения: в Австрии в этот период численность населения составляла 20 млн человек, во Франции — 19 млн, Испании — 11 млн, Польше — около 11 млн. В наиболее населенных областях (Новгородской, Псковской и районе Волги — Оки) плотность населения составляла в среднем 3 человека на 1 км2. На Западе же соответствующая цифра составлял от 20 до 30 человек.

Значительный прирост населения начался в России примерно в 1750г.

В истории государственного управления в России с достаточной степенью условности принято выделять, в частности:

- управление в период военной демократии;

- государственное управление в период Новгородской республики;

- государственное управление в середине XVI века;

- государственное управление при Петре I;

- государственное управление в первой половине XIX века;

- государственное управление в 1906-1917гг.;

- государственное управление в СССР в 1989-1991гг.;

- государственное управление в СССР по дополнениям, внесенным в Конституцию IV съездом народных депутатов СССР в декабре 1990г.;

- управление в Российской Федерации с 1992г.

Для управления в период военной демократии было характерно наличие князя, дружин (старшей и младшей), а также вече (народного собрания). Старшая дружина возглавлялась князем и состояла из опытных воинов. Из аристократической верхушки дружины выделялись бояре. Младшая дружина была представлена отроками, детьми боярскими. Народное ополчение подчинялось не князю, а вече.

Государственное управление в период Новгородской республики предполагало наличие в качестве важнейших элементов посадника, князя, архиепископа, тысяцких, вече. Князь приглашался, ему предоставлялось командование вооруженными силами, новгородцы не позволяли ему самостоятельно вести дела внешней политики и начинать войну без согласия вече. Посадник заменял в городе или в области князя. Архиепископ был главой новгородской церкви и имел большое влияние на политическую и социальную жизнь. Тысяцкий руководил земским ополчением, подчиненный ему округ назывался тысячей.

В середине XVI в. государственное управление осуществлялось Царем, Митрополитом (Патриархом с 1589г.), Церковным собором, Земским собором, Боярской Думой, Приказами, местной властью (городовые, губные старосты, приказчики).

При Петре I государственное управление предполагало сосредоточение всей полноты власти в руках Императора, а также наличие следующих структурных элементов: Обер-прокурор, Синод, Сенат, 12 коллегий, Генерал-прокурор, губернии с губернаторами, провинции с воеводами, уезды с воеводами.

Государственное управление в России в первой половине XIX века было структурировано следующим образом: Император, Государственный совет, Синод, Сенат, Комитет министров, министерства, имперская канцелярия.

Государственное управление в 1906-1917 гг. предполагало наличие следующей структуры высших органов власти: Император, Синод, Сенат, Государственный совет, Государственная Дума, Совет министров, министерства, имперская канцелярия.

В СССР в 1989-1991 гг. государственное управление основывалось на следующих элементах: Съезд народных депутатов, Верховный Совет СССР (постоянно действующий орган народных депутатов), состоящий из Совета Союза и Совета национальностей.

В соответствии с дополнениями, внесенными в Конституцию IV съездом народных депутатов СССР в декабре 1990г., государственное управление в СССР осуществлялось Президентом, Съездом народных депутатов, Верховным Советом СССР (Совет Союза и Совет национальностей).

Управление в Российской Федерации с 1992г. базируется на следующих основных структурных элементах: Президент, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, Конституционный суд, Генеральный.

Наши рекомендации