Государственная служба в системе государственного управления современной России : структура, функции и тенденции развития

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ структурирует государственную службу по уровням, видам и должностям. Структурировать ее можно также по ветвям власти, государственным органам, содержанию служебной деятельности и т.д.

По уровням в соответствии с федеративным устройством нашего государства государственная служба РФ подразделяется на а) федеральную государственную службу и б) государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Федеральная государственная служба - самостоятельный институт единой системы государственной службы Российской Федерации, который, в соответствии с Конституцией, находится в ведении Российской Федерации. Полномочия, обеспечение которых осуществляет федеральная государственная служба, закреплены в ст. 71 Конституции Российской Федерации. К ним относятся управление федеральной собственностью, оборона, безопасность, внешняя политика и международные отношения, другие вопросы федеральной значимости.

Структура

Государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы. Это сугубо гражданская служба, ее компетенция не затрагивает решение специальных задач, присущих правоохранительной и военной деятельности. Гражданам, проходящим гражданскую службу, присваиваются классные чины.

По критерию разделения государственной власти по ветвям власти государственную службу можно представить как совокупность государственных служб в органах представительно-законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственная служба организуется в аппаратах конкретных органов каждой из указанных ветвей: Администрации Президента РФ и его подведомственных структурах; палат Федерального Собрания и законодательных органов субъектов РФ; счетных палат; правительств, министерств, федеральных и региональных ведомств, администрациях губернаторов; избирательных комиссий; судебных органов, прокурорских структурах, специальных службах и т.д.

Функции

В зависимости от критериев анализа структуры и содержания данного явления существует насколько вариантов классификации функции государственной службы.

Первая классификация дается с точки зрения содержательной деятельности государственных органов и их служащих, и в соответствие с ней государственная служба выполняет следующие основные функции:


- управленческую (административную);

- организационно-распорядительную;

- правовую;

- сервисную;

- социальную;

- экономическую;

- культурную;

- воспитательную.

Развитие

Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы

Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 № 403 (далее – Указ) утверждены Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, а также определены основные задачи, направленные на их реализацию.

Правительству Российской Федерации поручено в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий («дорожную карту») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы и ежегодно до 1 марта информировать Президента Российской Федерации о ходе выполнения разработанного плана мероприятий. Необходимо в 3-месячный срок привести нормативную базу в соответствие с Указом и обеспечить контроль и координацию деятельности федеральных государственных органов по выполнению «дорожной карты».

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учесть положения Указа при организации региональных мероприятий по развитию государственной гражданской службы.

Среди направлений, определенных Указом:

  • совершенствование управления кадровым составом гражданской службы и повышение качества его формирования,
  • совершенствование системы профессионального развития гражданских служащих, повышение их профессионализма и компетентности,
  • повышение престижа гражданской службы,
  • совершенствование антикоррупционных механизмов в системе государственной гражданской службы Российской Федерации.

В целях совершенствования организационных основ управления кадровым составом гражданской службы до 2018 года необходимо внедрить дополнительные механизмы, обеспечивающие сохранение кадрового потенциала гражданской службы, в том числе при проведении организационно-штатных мероприятий.

На создание единого информационно-коммуникационного пространства в системе гражданской службы направлено решение задач развития и использования федеральными государственными органами единой информационной системы управления кадровым составом гражданской службы и электронного кадрового документооборота, в т.ч. автоматизированной проверки сведений, представляемых поступающими на федеральную гражданскую службу.

В целях повышения объективности и прозрачности процедур проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв, с 2017 года кандидатам должна быть обеспечена возможность подавать документы в электронном виде, до 2018 года должна быть внедрена единая методика проведения конкурсов.

На создание условий для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих направлено формирование новых механизмов мотивации гражданских служащих к непрерывному профессиональному развитию и создание к 2018 году соответствующего единого специализированного информационного ресурса.

С целью повышения престижа госслужбы до 2019 года нужно завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих должны быть переданы Министерству труда и социальной защиты.

Для повышения эффективности антикоррупционных механизмов в деятельности федеральных государственных органов по противодействию коррупции предстоит до 2018 года внедрить новую методику оценки и систему мониторинга эффективности деятельности подразделений этих органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Кроме того, в целях предоставления гражданам доступа к актуальной информации по вопросам противодействия коррупции, с 2017 года необходимо обеспечить ежемесячное обновление соответствующих разделов официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти.

В целом, принятие Указа позволит осуществлять дальнейшие меры по развитию института гражданской службы в целях повышения ее эффективности и профессионализма, ориентации на обеспечение актуальных потребностей общества и развитие экономики.

17. Государственное антикризисное управление экономикой

Государственное антикризисное регулирование – это макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования.

Главными задачами на современном этапе являются:

- совершенствование законодательства о банкротстве

- разработка программ поддержки для различных типов неэффективно работающих организаций, применение специфических мер регионального антикризисного регулирования и контроля.

Государственное антикризисное регулирование осуществляется традиционными макроэкономическими инструментами, среди которых: бюджетная, кредитно-денежная, фискальная, социальная, инвестиционная, внешнеэкономическая, амортизационная политика государства.

Методы:

- методы прямого регулирования (регулирования налогообложения, цен, тарифов и пошлин),

- методы нормативного воздействия, устанавливающие нормы взаимодействия субъектов хозяйствования, в том числе с позиций эффективного собственника и на основе добросовестной конкуренции.

Основными мерами государственного антикризисного регулирования в рамках указанных выше направлений являются: совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий; осуществление мер по досудебному оздоровлению предприятий; осуществление мер по социальной защите работников предприятий, находящихся в процедурах банкротства; осуществление мер по защите интересов граждан городов и поселков при банкротстве градо – и поселкообразующих организаций; принятие мер по преодолению кризиса неплатежей и сокращению неденежной, в том числе бартерной, формы расчетов; осуществление мер по приватизации, акционированию и добровольной ликвидации предприятий-должников; создание и развитие института банкротства и его инфраструктуры.

Традиционные меры государственного регулирования.

Административные рычаги:

1) Правовое обеспечение;

2) Разработка рекомендаций по выходу из кризиса;

3) Контроль деятельности;

4) Применение санкций.

Экономические рычаги:

1) Налог. политика;

2) Денежно-кредит. политика;

3) Валют. регулирование:

4) Отношения собственности:

5) Участие гос-ва в различных фин-х институтах и круп. промышленных предприятий в виде доли собственности.

18.Взаимоздействие государства и гражданского общества: «открытое правительство»

Открытое правительство — это не орган власти или бюрократическая структура. Это система принципов организации государственного управления, основанная на вовлечении граждан, общественных организаций и бизнес-объединений в принятие и реализацию властных решений. Целью этого вовлечения является повышение качества принимаемых решений и достижение баланса интересов.

Достижение оптимального качества и сбалансированности принимаемых решений становится особенно актуальным в условиях нарастающей и в России, и в мире динамики социальных и экономических процессов. В такой ситуации государство само предъявляет спрос на эффективность интерфейсавзаимодействия с обществом и возможности краудсорсинга, включая независимую экспертизу.

В феврале 2012 года Указом Президента РФ Д.А. Медведева была создана рабочая группа по формированию в России системы Открытого правительства. В ее состав вошли несколько сотен ведущих экспертов, многие из которых впоследствии стали членами Экспертного совета при Правительстве РФ.

Указом №601 от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Президент РФ В.В. Путин определил ряд целевых показателей этого совершенствования и комплекс мер по их достижению, включающий, в частности, обеспечение:

• открытости системы госуправления;

• доступности и качества государственных услуг;

• вовлечения граждан в обсуждение, принятие и контроль исполнения государственных решений.

Реализуя идеологию открытости на федеральном уровне, Правительство РФ в январе 2014 г. утвердило Концепцию открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), ставшую основой Стандарта открытости ФОИВ.

Как комплексный документ Стандарт включает в себя три функциональных блока:

• упомянутую Концепцию открытости, которая описывает основные принципы и механизмы открытости (к какому формату взаимодействия с обществом и какими путями следует стремиться органам власти);

• методические рекомендациипо реализации принципов открытости в ФОИВ (подробная «карта» этих путей);

• методику мониторинга и оценки результатов внедрения ФОИВ этих принципов (как «не заблудиться» в пути).

Основным инструментом внедрения Стандарта в практику ФОИВ являются Методические рекомендации, подробно описывающие работу каждого механизма открытости, включая, например, использование ведомственных интернет-сайтов. Такие, на первый взгляд, простые, «технические» темы нуждаются в специальном описании, поскольку внедрение принципов открытости в практику бюрократического аппарата возможно только «от простого к сложному». Открытый режим работы противоречит бюрократической традиции, основанной на использовании «административной валюты» — умении в ручном режиме провести нужный кому-то вопрос по секретному маршруту.

Практической разработкой соответствующей методологии занимаются Экспертный совет при Правительстве РФ и Проектный центр этого совета. Утверждением и внедрением — Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства, а также специальный правительственный департамент.

Наши рекомендации