Вопрос на ГОСе? Чем отличается городской округ от городского поселения?

Городской округ – как правило, город с населением более 50000 человек.

Городское поселение – город или поселок городского типа с населением менее 50000 чел.

Городской округ напрямую связан с региональным и федеральным бюджетом и может проводить собственную фискальную политику, то городское поселение обязано обращаться только в муниципальный район и бюджет района.

Также городской округ не входит в состав муниципального района, а городское поселение входит.Например Тюмень – обладает статусов городского округа.

33. Правовые основы организации местного самоуправления в РФ

Правовые основы местного самоуправления - это совокупность норм права, осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

1. Конституция РФ;

2. Международные договоры Российской Федерации (Европейская хартия МСУ 1985г., Декларация стран содружества МСУ, 28.10.1994г.);

3. Федеральные конституционные законы (ФЗ 131 «Об общих принципах организации МСУ»);

- Федеральные законы;

Также необходимо отметить ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (ФЗ № 25 от 2007г.).

- Подзаконные нормативные правовые акты

Прежде всего, это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

4. Конституции (уставы) субъектов РФ (в республиках в основном Уставы);

5. Законы субъектов РФ (№ 444 «О МСУ в ТО»);

5. Уставы муниципальных образований решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан.

34. Муниципальная реформа в России

Действие 154 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 28.08.1995г. сформировало 2 проблемы:

- недостаточность финансовых ресурсов для решения вопросов МСУ и сельских поселений.

- отдаленность ОМСУ от населения в случае объединения поселения и создания районных муниципальных объединений.

Разработка муниципальной реформы:

1. В 2000г. выступая на заседании государственного совета, Президент РФ В.В. Путин заявляет о необходимости реформирования МСУ.

2. В 2001г. создается рабочая группа под руководством Д. Козака в ходе работы, которой определяется необходимость разработки нового ФЗ о МСУ.

3. 2002-2003г.г. «ФЗ № 131» принимается и подписывается Президентом.

Процесс реализации реформы:

1 этап. 10.2003-02.2005г. территориально-организационный этап введения 2-х уровневой модели МСУ;

2 этап. 03-12.2005г. институционально-организационный. Во вновь образованным МО создавались ОМСУ, проводились муниципальные выборы;

3. этап. 01.2006-12.2008г. финансово-экономический. Осуществлялось перераспределение муниципальной собственности в соответствии с реализуемыми вопросами местного значения.

4. этап. 01.2009-по н.в. совершенствование системы МСУ.

ФЗ № 136 в 2014 году был введен новый тип МО внутригородской округ (для крупных городов).

ФЗ № 131 не разрешил проблем обозначенных ранее (власть приблизил к населению, но финансовые вопросы не решил).

В конце 10.2015г. в ТО было принято решение об упразднении сельских администраций и передачи их полномочий районам.

*Городское поселение входит в состав Мрайона, городской округ не входит в состав Мрайона (в ТО нет городских поселений).

30. Взаимоотношения государственной и муниципальной власти: порядок передачи государственных полномочий.

ОМСУ отделены от органов гос. власти. У ОГВ и ОМСУ свой перечень полномочий, взаимоотношения осуществляются по 2 направлениям:

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только законом. Такое требование установлено в Конституции РФ (передача заключается законом субъекта с обязательной передачей финансовых ресурсов).

Делегирование некоторых государственных полномочий органам местного самоуправления может осуществляться в особых случаях нормативным правовым актом органа государственной власти Российской Федерации или правовым нормативным актом субъекта Российской Федерации в виде поручения.

35. Взаимоотношения государственной и муниципальной власти: порядок передачи государственных полномочий.

Модуль 4 (дисциплина 4) «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО» перечень вопросов и заданий:

  1. Федеральное законодательство о местном самоуправлении.
  1. Законодательство Тюменской области о местном самоуправлении

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, наименование которого, число его депутатов, срок полномочий депутатов устанавливается конституций уставом субъекта РФ самостоятельно.

Полномочия депутатов не могут превышать пяти лет.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности данного органа власти утверждаются самим законодательным органов государственной власти и предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта РФ. Законодательный орган правомочен при избрании в его состав не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Правомочность его заседания определяется его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленным федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ, а также регламентами или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

Полномочия законодательного органа власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

- принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом такое решение принимается в порядке, предусмотренном конституцией уставом или законом субъекта РФ;

- роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта в случае принятия данным органом конституции устава и закона субъекта РФ, нормативного правового акта, противоречащих федеральной Конституции и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, если такие противоречия установлены судом, а законодательный представительный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

- вступления в силу решения соответственного верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе со сложением депутатами своих полномочий;

- роспуска указанного органа на основании федерального закона, принятого Государственной Думой по представлению Президента.

В случае досрочного прекращения полномочий депутатов назначаются внеочередные выборы.

Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа власти. Правовой статус депутатов.

Законодательный орган власти в субъекте РФ правомочен принимать конституцию или устав субъекта РФ.

8. Высшее должностное лицо субъекта РФ в системе регионального управления.ВДЛГубернатор возглавляет Правительство Тюменской области).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - должностное лицо, представляющеесубъект Российской Федерациии возглавляющее егоисполнительную ветвь власти(высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

Порядок наделения властью.Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерацииизбирается гражданамина основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании(в Тюменской области), либо же депутатами законодательного (представительного) органа субъекта РФ по предложению Президента РФ(в ХМАО и ЯНАО). Порядок выборов (или же избрания депутатами) устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ в соответствии с федеральным законодательством.

Порядок отстранения от власти.Отзыв высшего должностного лица субъекта РФ возможен на референдуме, для созыва которого необходимо не менее 25% подписей жителей субъекта Федерации. Для осуществленияимпичментанеобходимо набрать нареферендумене менее 50% голосов избирателей, зарегистрировавшихся в регионе.

Полномочия.

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- представляет субъект во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Федерации, с иностранными государствами, а также в отношениях с органами местного самоуправления, общественными объединениями;

- подписывает договоры от имени субъекта;

- обращается в Конституционный Суд Российской Федерации, другие суды в порядке, установленном законодательством;

- обращается к областной Думе с ежегодным посланием о положении дел в субъекте;

- обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти в субъекте с иными органами государственной власти субъекта;

- награждает наградами, присваивает почётные звания;

- назначает представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- представляет в Думу субъекта проект областного бюджета и отчет об исполнении бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта.

  1. Муниципальные правовые акты.

Правовые основы местного самоуправления - это совокупность норм права, осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

1. Конституция РФ;

2. Международные договоры Российской Федерации (Европейская хартия МСУ 1985г., Декларация стран содружества МСУ, 28.10.1994г.);

3. Федеральные конституционные законы (ФЗ 131 «Об общих принципах организации МСУ»);

- Федеральные законы;

Также необходимо отметить ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (ФЗ № 25 от 2007г.).

- Подзаконные нормативные правовые акты

Прежде всего, это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

4. Конституции (уставы) субъектов РФ (в республиках в основном Уставы);

5. Законы субъектов РФ (№ 444 «О МСУ в ТО»);

5. Уставы муниципальных образований решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан

  1. Организационные основы местного самоуправления России.

Это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти:

1. выборные ОМС, образуемые в соответствии с ФЗ № 154, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований;

2. иные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

К органам местного самоуправления не относятся :

- органы общественного территориального самоуправления населения;

- органы общественных объединений, действующие на территории муниципального образования;

- органы государственной власти РФ или соответствующих субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования;

главы муниципальных образований, другие выборные должностные лица местного самоуправления.

Структура ОМС

Определяется самостоятельно муниципальным образованием.

Структура определяется:

- численностью населения;

- размером территории;

- конфигурацией территории;

- инфраструктурой;

- наличием финансово-экономических ресурсов;

- историческим, географическими и другими особенностями;

составом населения, этническими и национальными характеристиками.

Компетенция ОМС

Совокупность их полномочий, установленных Конституцией, законами и другими нормативно-правовыми актами, в соответствии и в рамках которых они осуществляют свою деятельность в тех или иных сферах местной жизни, в пределах соответствующих муниципальных образований.

Здесь под полномочиями понимаются предметы ведения МС и тот круг юридических прав и обязанностей, который закреплен за органами МС законом.

(ст. 71, 72, 73 Конституции РФ; ФЗ 154 ст. 6)

Органы местного самоуправления

1. К органам местного самоуправления относятся:

выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;
другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

2. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления городов Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

4. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

5. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

6. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

45. Представительный орган муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования - это состоящий из депутатов коллегиальный орган местного самоуправления, формируемый в соответствии с федеральными законами, наделенный уставом муниципального образования нормотворческими, а также исполнительно-распорядительными полномочиями. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В его исключительной компетенции находятся: - принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; - утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; - принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; - определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

- в случае принятия этим органом решения о самороспуске; - в случае вступления в силу решения верховного суда субъекта Российской Федерации о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

  1. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления.

Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Глава муниципаль­ного образования может избираться:

- на муниципальных выборах населением поселения;

- представительным органом поселения из своего состава.

Полно­мочия главы муниципального образования:

- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, граждана­ми и организациями;

- подписывает и обнародует в соответствии с уставом му­ниципального образования нормативные правовые акты, принятые представительным органом;

- издает в пределах своих полномочий правовые акты;

- исполняет обязанности главы местной администрации при условии избрания его жителями поселения;

- исполняет права председателя представительного органа поселения, при этом глава поселения может избираться как жителями, так и из состава представительного органа поселения;

В случае досрочного прекращения полномочий главы муни­ципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в со­ответствии с уставом муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

- смерти;

- отставки по собственному желанию;

- отрешения от должности по решению суда;

- признания судом недееспособным или ограниченно дееспо­собным;

- признания судом безвестно отсутствующим или умершим.

  1. Местная администрация в системе муниципального управления.

Администрация местного самоуправления - исполнительно-распорядительный орган в системе местного самоуправления.

- формируется представительным органом МО;

- формируется главой МО самостоятельно;

- формируется главой МО с согласия представительного органа;

в части назначения главных должностных лиц формируется с согласия представительного органа, в остальной части — главой МО самостоятельно.

- глава МО лично руководит деятельностью местной администрации;

- глава МО осуществляет лишь общее руководство, а оперативное руководство осуществляет назначенный представительным органом или нанятый на контрактной основе руководитель местной администрации (структура администрации определяется главой и согласованием с представительным органом МО).

- местная администрация возглавляется назначенным (нанятым на контрактной основе) руководителем местной администрации.

Функции и полномочия.

Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утверждаемыми в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования.

  1. Муниципальные выборы, как форма прямого изъявления граждан.

Муниципальные выборы - это форма прямого волеизъявле­ния граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

3.1. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

3.2. Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

3.3. В случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов.

4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

  1. Местный референдум, как форма участия населения в решении вопросов местного значения.

Местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме имеют граждане РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

2. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

3. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

5. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

10. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

(часть десятая в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

  1. Правотворческая инициатива: механизм реализации.

Правотворческая инициатива - это предоставление населению муниципальных образований возможности выносить на рассмотрение органов местного самоуправления проекты правовых актов. Речь идет о готовых проектах правовых актов, а не об абстрактных предложениях решить тот или иной вопрос (ст. 14,15,16 ФЗ № 131 например «час тишины»).

Вопросы, связанные с реализацией права на правотворческую инициативу, регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. При отсутствии правового акта органа местного самоуправления данный вопрос регулируется только Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положений которого в принципе достаточно для реализации правотворческой инициативы.

Правотворческая инициатива реализуется в несколько этапов.

1. Выдвижение правотворческой инициативы. С инициативой может выступать группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования

2. Рассмотрение проекта. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

3. Доведение результатов рассмотрения до сведения инициативной группы. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

  1. Опрос граждан, как форма учета мнения населения в системе местного самоуправления

Опрос граждан – это форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления, используемая на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Опрос граждан проводится по инициативе:

- представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

- органов государственной власти субъектов РФ

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта РФ - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

  1. Конференция и собрание граждан, как формы представительства населения при решении вопросов местного значения.

Собрание граждан, конференция граждан являются формами обсуждения гражданами вопросов мест­ного значения, информирования населения о деятельности орга­нов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Конференцияосуществляет полномочия собрания граждан и проводится в случаях, установленных уста­вом муниципального образования и (или) нормативными пра­вовыми актами представительного органа муниципального образования

Собраниеграждан проводится по инициативе населения, представительного органа местного самоуправления, главы му­ниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Участие в собрании жителей муниципального образования является свободным и до­бровольным. Каждый участвует в собрании лично, на равных основаниях и имеет один голос.

Для ведения собрания обычно избирается открытым голосо­ванием президиум собрания (председатель собрания, его замести­тель, секретарь собрания, который ведет протокол собрания).

Решение принимается чаще всего открытым голосованием. При необходимости проведения тайного голосования собрание избирает счетную комиссию. На собрании может создаваться рабочая группа по подготовке (доработке) проекта решения собрания.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обяза­тельному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых относится решение вопросов, содержащихся в обращениях, с направле­нием письменного ответа.

Итоги собрания граждан, конференции граждан подлежат официальному опубликованию.

  1. Сход, как форма деятельности представительного органа местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 25,25.1.

Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Также в поселении с численностью жителей более 100 и не более 300 человек в соответствии с уставом муниципального образования.

Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных должностных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Сход граждан может проводиться по следующим вопросам:

1) по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного насе

Наши рекомендации