Тема № 19. Правовое регулирование
Правовое регулирование – это осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Важным показателем правового регулирования является ее эффективность.
Осуществление правового регулирования предполагает наличие соответствующих правовых средств, при помощи которых обеспечиваются достижения поставленных целей и получение планируемых результатов.
Правовые средства – это такие институциональные образования правовой действительности, которые в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности приводят к достижению определенного результата в решении социальных и проблем, стоящих перед обществом и государством на определенном этапе.
Классификация правовых средств осуществляется по различным основаниям:
По уровню решаемых в правовом регулировании задач могут быть общие и специальные. Общие правовые средства служат для постановки основополагающих целей и определения круга задач правового регулирования. Специальные правовые средства используются для решения конкретных задач правового регулирования.
В зависимости от сферы правового регулирования различаются правовые средства, регулирующие публично-правовые и частноправовые отношения.
По форме выражения различаются правовые средства, закрепленные в нормативных правовых актах, нормативных договорах, юридических прецедентах, юридических обычаях и т.д.
Предмет правового регулирования – это обусловленная спецификой человеческой деятельности определенная сфера общественных отношений.
Метод правового регулирования – совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений.
Следует обратить внимание на некоторые первичные, исходные методы, которые представляют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в их исходных юридических позициях. Это: централизованное, императивное регулирование (метод субординации) и децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации).
Существует три способа правового регулирования: дозволение, обязывание и запрещение:
1) Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выражаться, в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2) Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание, как способ правового регулирования, ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3) Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение – разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.
В зависимости от сочетаний запретов и дозволений в праве различают два основных типа регулирования: общедозволительное регулирование – лицо вправе в принципе совершать любые действия, за исключением тех, в отношении которых законом установлен прямой запрет («дозволено все, кроме прямо запрещенного») и разрешительное регулирование – лицо вправе совершать только те действия, которые ему разрешены («запрещено все, кроме прямо дозволенного»).
Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования;
2) совершенствование правоприменения дополняет действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение учитывает конкретную обстановку, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовом;, регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;
3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.
Интересы человека – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.
Механизм правового регулирования –это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования– обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к благам (содержательный признак). Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).
Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к благам, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.
Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:
1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);
2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);
4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);
5) охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).
Стимулы и ограничения являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.
Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Правовое ограничение – это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.
Правовой режим –это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
1) в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;
2) в зависимости от их юридической природы – материальные и процессуальные режимы;
3) в зависимости от содержания – валютный, таможенный, пошлинный режимы и т.п.;
4) в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, – режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;
5) в зависимости от функций права – режим особого регулирования и особой охраны;
6) в зависимости от формы выражения – законный и договорный;
7) в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены – общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;
8) в зависимости от сфер использования – внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и пр.).