ТЕМА 3: «Правовое регулирование».

I.Понятие правового регулирования.

II.Методы, способы, типы правового регулирования.

III.Стадии правового регулирования.

IV.Механизм правового регулирования.

I

Правовое регулирование - воздействие на общественные отношения с помощью системы правовых средств, методов с целью их организации и упорядочивания.

Признаки:

1. волевое воздействие на поведение людей (преобразовательный процесс).

2. воздействие с помощью правовых средств, системы таких средств.

3. целенаправленное воздействие, т.е. правовое регулирование направленно на реализацию конкретных общественных отношений определенным образом.

Нужно различать правовое регулирование и правовое воздействие.

Правовое воздействие – любое влияние на общественные отношения тем или иным образом (в том числе, и нецеленаправленное). Результатом правового воздействия могут быть как позитивные, так и негативные последствия.

Таким образом, понятие правового регулирования входит в понятие правового воздействия.

Предмет правового регулирования – совокупность тех общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании и могут быть организованны с помощью правовых средств.

В предмет правового регулирования входят отношения, которые имеют значение для общества и государства. (Отношения любви и дружбы и иные подобные, в предмет правового регулирования не входят).

Условно можно выделить следующие группы общественных отношений, входящих в правовое регулирование:

1. Экономические отношения-отношения по производству и обмену материальных и нематериальных благ, т.е. это имущественные отношения, а также отношения связанные с экономическим оборотом объектов интеллектуальной собственности. (Это и трудовые отношения).

2. Отношения по защите личных неимущественных, не связанных с имуществом прав. Это защита конституционных прав, чести и достоинства и т.д.

3. Властеотношения в обществе. Отношения, связанные с осуществлением государственной власти и борьбы за нее. Управленческие отношения других властных структур (органы местного самоуправления).

4. Отношения по охране и обеспечению правопорядка

Специфика конкретных общественных отношений, подлежащих правовому регулированию обуславливает способы и методы правового регулирования и характер правовых средств, с помощью которых будут упорядочены общественные отношения.

II

Методы правового регулирования определяются в соответствии с характером данного общественного отношения, необходимостью выстраивать их в соответствии с признаками субординации и координации.

Методы:

1. Императивный.Основан на субординации. Участникам правоотношений не представляется свобода выбора вариантов поведения, а предписывается действовать определенным образом. Данный метод применяется в уголовном, административном, финансовом праве.

2. Диспозитивный.Метод координации. Основан на предоставлении участникам правоотношения свободы выбора вариантов поведения. Участники правоотношений могут самостоятельно определять свое поведение на основе нормы права. (Гражданское право).

Способы правового регулирования.

Определяются характером правила, закрепленного в норме права:

А) Дозволение. Субъекту предоставляются права, гарантируются определенные возможности. Субъект имеет возможность на основе закона воспользоваться или не воспользоваться своим правом, (право на получение стипендии).

Б) Обязывание. Предписание совершить определенные действия. Субъекту властным велением предписывается поведение, которое он обязан совершать вне зависимости от своего желания, (обязанность платить налоги).

В) Запрет. Возложение обязанностей, не совершая определенного действия. Т.е. это пассивная обязанность (нельзя совершать кражу).

В литературе выделяют дополнительные способы правового регулирования:

- предупреждение (превенция).

- стимулирование.

- применение мер принуждения (применение мер лишения личного или имущественного характера).

Типы правового регулирования.

Тип правового регулирования характеризует направленность определенной группы системы правовых норм для данной сферы (вида) общественных отношений.

1. Общедозволительныйтип правового регулирования: «Разрешается все, кроме того, что прямо запрещено законом». Закон определяет, что делать нельзя, а остальное можно, (гражданско-правовая сфера: человек может распоряжаться своим имуществом, но нельзя распоряжаться во вред другому лицу).

2. Разрешительный тип правового регулирования: «Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом».На все устанавливается запрет, закон определяет конкретные виды поведения, которые возможны, все остальные запрещаются, (уголовное право, административное право, финансовое право; сфера регулирования оборота оружия, определенно, что можно иметь оружие в какой-то сфере при регистрации, все остальное – запрещено)

Правовой режим – система средств, способов и методов правового регулирования для данной категории и сферы общественных отношений. Правовой режим включает в себя все элементы правового регулирования, присущие организации какой-то конкретной области.

Например: регулирование отношений по обороту интеллектуальной собственности сочетает в себе применение императивных и диспозитивных методов (для регистрации объектов интеллектуальной собственности – императивный, для распоряжения собственными объектами – диспозитивный), сочетание способов обязывания, дозволения, запрета (обязанность регистрации договора об уступке товарного знака, право на передачу информации на использование произведения, запрет на использование чужих объектов интеллектуальной собственности без соответствующего разрешения), сочетание типов правового регулирования (общедозволительный тип правового регулирования устанавливается в отношении свободы творчества, разрешительный при установлении правил получения патента) и т.д.

Все это правовой режим интеллектуальной собственности.

III

Правовое регулирование – единый системный процесс, который, однако, можно условно подразделить на стадии.

Правовое регулирование непосредственно предшествует кругу общественных отношений, который нуждается в правовом регулировании.

1. Регламентация общественных отношений. Создание, принятие, вступление в силу конкретных юридических норм, закрепляющих права и обязанности субъектов права, правовые статусы, правовые режимы.

Например: принят закон о военнослужащих, закон есть, но пока человек не станет военнослужащим, закон в отношении его не действует.

2. Возникновение конкретных прав и обязанностей, возникновение правоотношения. При наступлении юридических фактов, ведущих к возникновению конкретной ситуации, конкретная норма начинает действовать в отношении конкретного лица, т.е. происходит индивидуализация прав и обязанностей, персонификация.

Например: человек заключил контракт, принят в ряды военных, в отношении него начинает действовать закон о военнослужащих.

3. Реализация прав и обязанностей. Субъекты, приобретая конкретные права и обязанности, начинают действовать, реализуя их, воплощая положения нормы права в жизнь. Субъекты выступают в конкретных правоотношения, они предпринимают конкретные действия по реализации прав и обязанностей.

Например: военнослужащие в соответствии с законом исполняют обязанности несения службы, использования права на льготы, увольнение.

Если он законно требует увольнение, а его не увольняют, он может обратиться в суд. (Право обращения в компетентные органы).

Правовое регулирование - единый и неразрывный процесс. Выделение стадий правового регулирования условно, но необходимо для понимания сущности этого процесса.

Стадии:

1 принятие нормы права;

2 появление прав и обязанностей конкретного лица;

3 реализация прав и исполнения обязанностей.

IV

Механизм правового регулирования – система правовых средств, с помощью которых осуществляется целенаправленное и результативное воздействие.

Элемент правового механизма – это конкретное юридическое средство, которое во взаимодействии с другими элементами правового регулирования влияют на организацию и преобразование общественных отношений.

Элементом механизма правового регулирования является:

1 нормы права – основной, главный, первичный элемент. Именно в норме содержится модель соответствующего поведения субъекта права, его права и обязанности.

2 нормативно-правовой акт. Он выступает основным источником правовой нормы.

3 юридический факт. Это юридическая конструкция, обозначающая конкретную ситуацию, с наступлением которой нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей.

4 акты толкования права – в них дается разъяснение смысла норм права.

5 правоотношение – это юридическая конструкция, обозначающая общественные отношения, урегулированные нормами права, участники имеют конкретные права и обязанности.

6 акты реализации и акты применения права. Это действие субъектов, направленное на реализацию норм права.

К элементам механизма правового регулирования относят также юридические конструкции: правосознание, обозначающее понимание субъектами смысла содержания норм, а также отношения к этим нормам.

Наши рекомендации