Шизоидный отход от объектов
«То внутрь, то наружу» программа
Хроническая дилемма шизоидного индивида, который не может быть ни во взаимоотношениях с другим человеком, ни вне таких взаимоотношений, без риска так или иначе утратить свой объект или себя, обусловлена тем,что он еще не избавился от особого типа зависимости отобъектов любви, которая характерна для младенчества.
Она имеет два различных, но очевидно взаимосвязанных аспекта: идентификацию и желание инкорпорировать.
Идентификация пассивна, инкорпорация — активна.
Идентификация связана с боязнью быть проглоченным другим человеком, инкорпорация — с желанием самому проглотить объект. Идентификация предполагает регрессию к пребыванию в утробе матери, а инкорпоративные побуждения принадлежат постнатальному периоду — младенцу, сосущему грудь.
Т.о. Фэйрберн считал инфантильную зависимость, а не эдипов комплекс базисной причиной психопатологий. Шизоидный пациент считает, что он сам и те люди, в которых он нуждается и кого любит, неразрывно связаны, так что при сепарации он растерян и не чувствует себя в безопасности, а при воссоединении — ощущает себя проглоченным и утратившим индивидуальность, вернувшимся к инфантильной зависимости.
Поэтому он всегда должен усиленно стремиться к взаимоотношениям ради безопасности и сразу же вырываться из этих взаимоотношений ради свободы и независимости: колебания между регрессией к матке иборьбой за рождение, между поглощением своего эго и его отделением от человека, которого он любит.
Шизоид не может оставаться одиноким, однако всегда отчаянно борется, защищая свою независимость
То внутрь, то наружу≫ программа, всегда приводящая к разрыву с тем, за что в данное время индивид держится, возможно, является наиболее характерным поведением для шизоидного конфликта.
Жизнь таких людей проходит в смене мест обитания, одежды, работы, увлечений, друзей, занятий и браков, но они не способны создать стабильные взаимоотношения, всегда нуждаясь в любви и в то же время страшась связывающих уз.
Отказ от эмоциональных связей с внешними объектами
Колебание ≪то внутрь, то наружу≫, ≪стремительное приближение и отход≫, ≪цепляние и разрыв≫, естественно, крайне разрушительны и препятствуют всяким
связям в жизни, и в какой-то момент тревога становится такой сильной, что ее нельзя вынести. Тогда человек полностью уходит от объектных отношений, становится
явно шизоидным, эмоционально недоступным, отъединенным.
Подлинное чувство к другим людям в действительности отсутствует. Такое поведение,
конечно же, не является сознательно фальшивым. Оно представляет собой искреннее усилие делать все возможное при отсутствии способности высвобождения подлинного чувства. То, что обманчиво может выглядеть как подлинное чувство к другому человеку, в действительности основано на отождествлении с другим человеком и является, главным образом, чувством тревоги и жалости к себе.
Многие практически полезные типы личности являются, в своей основе, шизоидными. Усердные труженики, вынужденно неэгоистические люди, эффективные организаторы, интеллектуалы — все они могут достигать значимых результатов, но всегда возможно заметить равнодушие, скрывающееся за их хорошей работой, и отсутствие восприимчивости к чувствам других в том, как они не принимают во внимание людей в своей преданности делу.
Шизоидное подавление чувства и уход от эмоциональных связей могут, однако, зайти еще дальше. Тогда такой несчастный страдалец перестает сопротивляться:
ничто не кажется ему стоящим усилий, интерес умирает, мир кажется нереальным, а эго — деперсонализированным.
Природа шизоидной проблемы - отход к идентификации