Аргументируйте, почему XIX в. назван «золотым веком русской культуры».
Особенности развития:
- значительный культурный подъем, названный русским «золотым веком»;
- взаимопроникновение лучших образцов европейской и русской культур.
Образование:
Создание министерства народного просвещения (1802):
- образование 6 учебных округов во главе с университетами, открытыми в Дерпте (1802), Казани, Харькове, Вильно (1804), Петербурге (1819).
- открытие народных училищ, гимназий, привилегированных лицеев (Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского (1811)).
- уровень грамотности населения 1861 – 7%, 1897 – 21%.
- открытие новых университетов в Одессе (1865) и Томске (1888).
Книжное дело:
- Появление крупных издателей: В.П.Плавильщиков, братья Глазуновы, А.Ф.Смирдин (издал сочинения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др., ввел авторский гонорар, организовал продажу книг по почте).
- резкое увеличение выпуска книжной продукции.
- увеличении выпуска печатной продукции: издание свыше 100 ежедневных газет и различных журналов, выпуск книг огромными тиражами по доступным населению ценам (Павленков).
- уникальные книгоиздательские проекты: серия «Жизнь замечательных людей» (Павленков), энциклопедический словарь (Брокгауз, Ефрон).
Наука, в том числе и географические открытия:
- создание новой геометрической системы – неевклидовой геометрии (Лобачевский, 1826).
- Открытия в области физики: сварка металлов (Петров), гальванотехника (Якоби).
- Достижения в астрономии: открытие в 1839 Пулковской обсерватории (Струве).
- появление новых направлений в медицине, в том числе военно-полевой хирургии (Пирогов).
- интерес к изучению отечественной истории (издание «Истории государства Российского» (1818 – 1826) Карамзина).
- осуществление первого кругосветного плавания в 1803 – 1806 Лисянским и Крузенштерном.
- открытие Антарктиды в 1819 – 1821 Беллинсгаузеном и Лазаревым.
- создание в 1845 Русского географического общества.
- открытия в матанализе (Чебышев).
- обоснование теории света и закон фотоэффекта (Столетов).
- зарождение аэродинамики (Н.Е.Жуковский).
- открытия в области радиосвязи (Попов, 1895).
- создание периодической системы химических элементов (Менделеев, 1869).
- достижения в области физиологии (Сеченов, Мечников).
- географические исследования: Средней Азии (Семёнов-Тянь-Шанский), Центральной Азии (Пржевальский), Океании, Юго-Восточной Азии, Новой Гвинеи (Миклухо-Маклай).
- Труды историков (Соловьев «История России с древнейших времен», Ключевский «Курс Русской истории», Костомаров).
- толковый словарь русского языка В.И.Даль (1863 – 1866).
Художественная культура:
Литература:
- переход к сентиментализму и романтизму (Державин, Карамзин «Бедная Лиза», Жуковский, Бестужев-Марлинский, Загоскин).
- развитие реализма (Пушкин, Лермонтов, Гоголь).
- русская классика – метод критического реализма (Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Чехов)
Театр и музыка:
- разделение в 1824 Петровского театра на две труппы и начало самостоятельной деятельности Большого и Малого театров.
- сохранение лучших народных традиций в музыкальном искусстве (Верстовский «Аскольдова могила», Глинка «Жизнь за царя», Даргомыжский «Русалка», «Каменный гость»).
- эпоха драматургии А.Н.Островского – Малый театр.
- творческое объединение «Могучая кучка» (Балакирев, Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина», Римский-Корсаков «Снегурочка», Бородин «Князь Игорь», Кюи «Сын мандарина»).
- произведения Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Евгений Онегин».
Архитектура и скульптура:
- продолжение в архитектуре традиций классицизма – русский ампир (Захаров, Воронихин, Монферран, Росси, Бове, Жилярди).
- создание скульптурных памятников (Клодт «Укротители коней» Аничков мост, памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге, Орловский памятники Кутузову и Барклаю де Толли в Петербурге, Мартос памятник Минину и Пожарскому на Красной площади).
- русско-византийский стиль (Храм Христа Спасителя архитектора Тона, 1883).
- эклектика (верхние торговые ряды (ГУМ) (Померанцев, 1893), Исторический музей (Семёнов, Шервуд,1883), здание Мосгордумы (Чичагов, 1892)).
- неорусский стиль («Терем» в Абрамцево (Ропет)).
- реалистические традиции (Антокольский «Нестор-летописец», «Иван Грозный»).
- монументальная скульптура (Опекушин памятник Пушкину в Москве, Микешин «Тысячелетие России»).
Живопись:
Развитие различных направлений изобразительного искусства:
- романтизм (Кипренский портреты Пушкина, Жуковского, Ростопчиной).
- реализм (Тропинин «Кружевница», Федотов «Свежий кавалер», «Сватовство майора», Анкор, еще анкор»).
- классицизм (Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница», Иванов «Явление Христа народу»).
- бытовой жанр (Венецианов « На пашне. Весна», «Девушка с теленком», «Утро помещицы»).
- батальный жанр (Верещагин “Апофеоз войны”, “Вошли”).
- товарищество передвижников (Крамской, Ге, Перов, Репин «Бурлаки на Волге»).
- развитие пейзажного жанра (Шишкин, Левитан)
Связь изобразительного искусства с жизнью и бытом народа, с потребностями общественного развития обусловила его расцвет во второй половине XIX в. Гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника стали главными мотивами творчества художников и скульпторов.
Деятельность лучших представителей науки, литературы, изобразительного искусства, театра и музыки обогатила сокровищницу мировой культуры и выдвинула культуру России на одно из первых мест в мире.