КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ в 90-е гг. XX в

В 90-е гг. социально-экономическая ситуация продолжала оставаться очень тяжелой: 1) спад производства не был остановлен; 2) оставалась высокой инфляция; 3) динамика доходов населения свидетельствовала о возникновении пропасти, которая разделяла немногочисленный слой «новых русских» и основную массу населения.

Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки стабилизации: 1) к 1995 г. замедлилось падение доходов населения, а в 1996 г. – прекратилось; 2) выросло значение дополнительных источников доходов населения, в большей степени от предпринимательской деятельности; 3) отношения исполнительной и законодательной (I Государственная Дума; председатель – коммунист И.П. Рыбкин) власти в1994-1995 гг. складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии.

Очень острой оставалась ситуация в области межнациональных отношений: 1) после августа 1991 г. и распада СССР национальные движения Башкирии, Татарии и Якутии провели свои съезды и поставили вопрос о выходе этих национальных образований из состава РСФСР. В Чечено-Ингушетии было провозглашено разделение автономии на Чечню и Ингушетию. Чечня заявила о своем выходе из РСФСР. В республике началось создание собственных воинских частей, формировались отряды народного ополчения; 2) центральные власти вынуждены были ускорить свои действия по подготовке и заключению Федеративного договора. Он был подписан 31 марта 1992 г. всеми субъектами, кроме Татарии и Чечни. В 1994 г. избранный президент Татарстана М.Ш. Шаймиев подписал договор о вхождении Татарстана в Российскую Федерацию на условиях особого статуса суверенного государства и как субъекта международного права; 3) Чечня отказывалась идти на любые договоренности с центром. В ноябре 1994 г. Ельцин издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная Чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские Вооруженные Силы из Чечни выводились.

Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для президента выборов во II Государственную Думу 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом – Россия» (партия власти, возглавляемая Черномырдиным) оказалась лишь третьей. Летом 1996 г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Зюгановым снова победил Б.Н. Ельцин. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал.

В августе 1998 г. наблюдался тяжелейший экономический и политический кризис: 1) были перечеркнуты достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля; 2)в средствах массовой информации вновь стал обсуждаться вопрос о коррупции в высших эшелонах власти; 3) отношения президента и правительства, с одной стороны, и парламента – с другой, имели конфликтный характер.

Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г., который заставил потребителей покупать более дешевые отечественные товары и тем самым стимулировать рост производства. Выборы в III Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получило проправительственное движение «Единство». 31 декабря 1999 г. президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку, во главе государства встал В.В. Путин.

ОКТЯБРЬСКИЕ СОБЫТИЯ 1993 г.

— противостояние исполнительной власти Российской Федерации в лице президента Б. Ельцина и законодательной — Верховного Совета в сентябре — октябре 1993 г., кончившееся вооруженными столкновениями на улицах Москвы.

Оценки того, что произошло 3–4 октября 1993 г. в России, до сих пор диаметрально противоположны. Одни убеждены, что в эти дни Ельцин совершил государственный переворот, другие уверены, что президент, наоборот, предотвратил попытку путча, цель которого заключалась в реставрации старых порядков — того, что не удалось сделать коммунистам в августе 1991 г.

Противостояние назревало задолго до трагических событий 3–4 октября, кровавой развязкой которых стал расстрел Белого дома, где заседал парламент. Уже через 2 недели после того, как Ельцин в новогоднем приветствии в канун 1992 г. заявил о целях, которые предстоит решить новому правительству и.о. премьера Е. Гайдара, руководитель Верховного Совета Р. Хасбулатов (верный союзник президента в августе 1991 г.) в беседе с итальянскими сенаторами заявил, что «сейчас складывается такая ситуация, когда уже можно предложить президенту сменить практически недееспособное правительство». Солидарен в оценках деятельности кабинета министров с Хасбулатовым был и вице-президент А. Руцкой, также сыгравший серьезную роль в событиях августа 1991 г.

В немалой степени на то, что раскол правящей команды, пришедшей к руководству после ликвидации ГКЧП, произошел так скоро, повлияли и личные амбиции лидеров страны. Ни Руцкой, ни Хасбулатов не могли смириться с тем, что им отведена заведомо второстепенная роль при всенародно избранном Президенте России.

Но главное, что привело к октябрьской трагедии 1993 г., это непримиримые противоречия между продолжавшими действовать и после августа 1991 г. Советами, которые отрицали принцип разделения властей, с одной стороны, и ориентированной на Запад «реформаторской» группой Ельцина, сделавшей ставку на построение в России государства по образцу западных демократий — с другой. Эти противоречия неизбежно должны были разрешиться в пользу одной из конфликтующих сторон.

Хотя VI съезд народных депутатов РФ, открывшийся 6 апреля 1992 г., подверг жесткой критике Президента и его правительство, он все же принял Декларацию о поддержке экономической реформы в стране. Но уже в мае Б. Ельцин на встрече с рабочими г. Череповца дал крайне негативную оценку деятельности парламентариев, сказав буквально следующее: «Этот съезд надо разогнать к чертовой матери».

VII съезд народных депутатов, начавшийся 1 декабря 1992 г., попытался внести изменения в Конституцию, ограничивающие полномочия исполнительной власти. В ответ Ельцин 10 декабря с трибуны съезда, оценив это как «ползучий переворот», обвинил Р. Хасбулатова в стремлении восстановить «тоталитарную советско-коммунистическую систему» и предложил назначить на январь 1993 г. референдум о доверии Президенту и Верховному Совету.

Конфликт тогда удалось уладить принятием совместного заявления президента и съезда, в котором стороны соглашались провести референдум 11 апреля 1993 г. На всенародное обсуждение было предложено вынести вопрос: быть России парламентской или президентской республикой. Депутаты приняли постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Съезд выступил против кандидатуры «младореформатора» Е. Гайдара на пост премьер-министра и проголосовал за назначение на эту должность хозяйственника В. Черномырдина, долгое время проработавшего в топливноэнергетической отрасли. Многие политологи и аналитики оценили декабрьский компромисс 1992 г. как «паритет слабости».

На VIII съезде, собравшемся 10 марта 1993 г., народные депутаты фактически отказались от принятых ранее договоренностей с исполнительной властью. В ответ на это Президент РФ 20 марта в телевизионном обращении к гражданам России заявил, что смысл конфликта «в глубоком противоречии между народом и прежней большевистской антинародной системой» и сказал, что подписал Указ об особом порядке управления до преодоления кризиса.

Конституционный Суд под председательством В. Зорькина 22 марта вынес решение, что предпринимаемые главой государства действия противоречат 9 статьям Конституции. Именно поэтому экстренно собравшийся 26 марта IX съезд депутатов оценил действия Ельцина как попытку государственного переворота и впервые в отечественной истории попытался провести импичмент — предусмотренную Конституцией процедуру отрешения главы государства от власти.

Но необходимых голосов для этого съезду набрать так и не удалось. Вновь был найден компромисс и принято решение о проведении 25 апреля референдума. 107 млн граждан России, имевшим право голоса, предлагалось ответить на 4 вопроса:

1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину?

2. Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 г.?

3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?

4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов депутатов Российской Федерации?

Но состоявшийся референдум не дал четкого ответа на главный вопрос: какой же хотят видеть свою страну россияне — президентской республикой с ограниченными полномочиями законодательной власти или парламентской.

Несмотря на мощное пропагандистское воздействие со стороны президентских структур, которые монополизировали телевидение, радио и газетные полосы, население проявило пассивность. 38 млн избирателей референдум проигнорировало. 40 млн граждан оказало президенту доверие, 27 млн — отказало в нем. Его политику поддержало 36 млн чел., а отвергло столь же впечатляющее количество граждан — 31 млн. Но формально это давало право считать референдум состоявшимся: для этого нужно было набрать более половины голосов граждан, принявших участие в опросе.

А по 3 и 4 вопросам необходимого количества голосов набрать так и не удалось. Более того, результаты голосования по регионам убедительно продемонстрировали, что ни президент, ни Верховный Совет не обладают в стране достаточным авторитетом, а общество расколото. Противоборствующие стороны попытались истолковать результаты референдума в свою пользу.

Президент сформировал Конституционное совещание для выработки проекта Основного закона государства. Конституционная же комиссия, сформированная в свое время съездом народных депутатов (ее председателем также был президент), разрабатывала альтернативный проект. 5 июня, выступая на Конституционном совещании, Ельцин заявил, что «Советы и демократия несовместимы».

1 сентября Ельцин издает Указ об отстранении от должности вицепрезидента Руцкого, заявившего о наличии у него обширного материала о коррумпированности правительства, и вице-премьера Шумейко. Оппоненты президента объявляют этот документ антиконституционным. 21 сентября, выступив по телевидению, Б. Ельцин объявил, что подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе». Им прекращалось «осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций» съездом народных депутатов и Верховным Советом, и назначались на 11–12 декабря выборы в новый парламент — двухпалатное Федеральное Собрание. Свои действия, шедшие в разрыв с существовавшей Конституцией, Ельцин объяснил тем, что «безопасность России и ее народа имеют большую ценность, чем формальное соблюдение изживших себя норм».

Верховный Совет немедленно собрался на заседание и, опираясь на решение Конституционного суда, квалифицировал произошедшее как государственный переворот, и на основании ст. 121.6 Конституции РФ принял решение об отстранении Ельцина от должности президента. Вице-президент А. Руцкой принял присягу в качестве главы государства.

Вечером 23 сентября в Белом Доме начал работу X Чрезвычайный съезд народных депутатов России, депутаты непрерывно заседали, назначая своих министров и формулируя указания сподвижникам за пределами оцепленного и лишенного телефонной связи, а затем электричества и воды Дома Советов. В стране сложилось двоевластие. В регионах представители исполнительной власти занимают, в основном, сторону Ельцина, а законодательной — Верховного Совета.

Попытки мирного разрешения конфликта, предпринятые Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, успехом не увенчались. 2 октября произошли первые столкновения с милицией сторонников ВС. 3 октября последние прорвали кольцо оцепления вокруг здания Верховного Совета. В 16:00 Б. Ельцин подписал указ о введении чрезвычайного положения в Москве.

Выступая перед публикой, А. Руцкой и Р. Хасбулатов призвали создавать отряды и штурмовать мэрию, телецентр Останкино и Кремль. К 16:45 боевые группы генерала А. Макашова захватили здание мэрии и на грузовиках отправились в Останкино, где предприняли попытку штурма телецентра, приведшую к многочисленным жертвам. Ночью по указанию министра обороны П. Грачева в Москву прибыли танки Таманской дивизии, был подготовлен план штурма Белого дома, который начался 4 октября в 9:20 утра.

Обстрел верхних этажей здания транслировался в прямом эфире телевидения. В 15:00 бои в здании начинают бойцы спецподразделения «Альфа», которым вскоре сдались Руцкой, Хасбулатов, Макашов (их арестовали и препроводили в Лефортовскую тюрьму).

По данным Генпрокуратуры РФ, число погибших 3–4 октября 1993 г. составило около 150 чел. Отечественные и зарубежные очевидцы оценивают количество жертв выше, по меньшей мере, на порядок.

7 октября, когда состоялись похороны погибших на Краснопресненской набережной и в других местах Москвы, ставших ареной вооруженного противостояния, был объявлен днем общенационального траура.

Разгром оппозиции позволил команде Ельцина демонтировать остатки существовавшего до октября государственного устройства и на основе президентского варианта Конституции объявить одновременно референдум о принятии его в качестве Основного закона страны и выборы в Федеральное собрание.

Сторонники Ельцина настаивали на том, что без ликвидации власти Советов либеральные реформы невозможны. Но уже итоги выборов в Государственную Думу в декабре 1993 г. продемонстрировали полный провал навязанной вооруженной силой западной модели развития: либералы на них с треском провалились.

Трагедия 3–4 октября стала итогом целого периода отечественной истории, завершающей частью демонтажа советской империи, начавшегося в дни «августовского путча».

36.

Наши рекомендации