Вопрос. Внутренняя политика Николая I
В истории России время царствования Николая I – это апогей самодержавия. Новый император подозревал дворян в стремлении к политическому господству в государстве, поэтому правил страной, опираясь на послушное чиновничество, без помощи дворянских учреждений и деятелей.
Одновременно с бюрократизацией общества Николай I превратил Собственную Его Императорского Величества Канцелярию в важнейший орган государственной власти и управления. Канцелярия была разделена на несколько отделений. Личную канцелярию составляло I отделение. Наведением порядка в законодательстве занялось II отделение, одним из руководителей которого стал М.М. Сперанский. В результате деятельности II отделения в 1832 г. был издан 15-томный «Свод законов Российской империи». Это было собрание действующих законодательных актов, расположенных в тематико-хронологическом порядке.
Наиболее важную роль в управлении страной играло III отделение. Этот орган политического сыска и следствия, по существу, был верховным органом над центральными учреждениями государства – Сенатом, Государственным советом, министерствами. Возглавлял III отделение генерал А.Х. Бенкендорф, участвовавший в подавлении восстания декабристов.
В 1826 г. и 1828 г. были приняты 2 цензурных устава. Вся печать была поставлена под жёсткий контроль. Право на цензуру получили Министерство просвещения, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Святейший Синод. Создавались местные цензурные комитеты. В 1837 г. была введена проверка произведений, которые уже прошли цензуру.
В области народного образования был установлен строгий принцип сословности, по которому предпочтение отдавалось дворянству. В 1827 г. появилось распоряжение министра народного просвещения, согласно которому детей крепостных крестьян можно было принимать только в начальные школы. Новый университетский Устав 1835 г.ограничил автономию университетов. Теперь они были подчинены назначенным правительством чиновникам – попечителям учебных округов. Устанавливался строгий полицейский надзор за студентами. Была повышена плата за обучение.
Своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса стала разработанная в начале 1830-х гг. теория, позднее названная теорией официальной народности. Её автором стал министр просвещения С.С. Уваров. Он предложил положить в основу всей внутренней политики правительства три принципа: православие, самодержавие, народность. Под народностью понималась исконная преданность русского народа царю и помещикам. Согласно теории официальной народности, самобытная Россия противопоставлялась растленному Западу.
Одним из острейших вопросов правительственной политики был крестьянский вопрос. В годы царствования Николая I было создано 10 секретных комитетов, пытавшихся изменить положение крестьян. Однако результаты их деятельности были весьма скромными. Сам Николай I признавал, что «крепостное право – зло», однако отменить его в данный момент он считал ещё «большим злом». Наиболее важным мероприятием по решению крестьянского вопроса была реформа управления государственными крестьянами, автором которой был П.Д. Киселёв. Реформа была проведена в 1837–1841 гг. и распространена на 8,1 млн. душ мужского пола различных категорий государственных крестьян (34% всего сельского населения страны).
Государственная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселёв. Его ведомство упорядочило наделение крестьян землей, что осуществлялось, главным образом, путём переселения малоземельных крестьян в другие губернии на свободные земли.
В сельской местности открывались школы, больницы, ветеринарные пункты, создавались «образцовые государственные фермы» для пропаганды среди крестьян новейших приёмов земледелия. В результате реформы П.Д. Киселёва государственные крестьяне получили личные права и местное самоуправление. Эта реформа несколько смягчила, но в целом не улучшила положения государственных крестьян.
Министр финансов Е.Ф. Канкрин предпринимал попытки сократить государственные расходы. Он проводил политику покровительства отечественной промышленности и поддерживал систему протекционизма, облагая высокими пошлинами ввозимые в Россию товары. До 1839 г. в России существовал двойной денежный счёт – на ассигнационные рубли и рубли серебром. Курс ассигнаций подвергался постоянным колебаниям. Ассигнационный рубль составлял лишь четверть серебряного. Такая система приводила к серьёзным трудностям.
В 1839–1843 гг. под руководством Е.Ф. Канкрина была проведена денежная реформа. Устанавливалось, что 1 серебряный рубль равняется 3,5 рубля ассигнациями. Фиксировался также курс золотой и медной монеты. Теперь на серебряной основе должны были заключаться все сделки, вестись подсчёты государственных доходов и расходов. Манифестом от 1 июля 1843 г. ассигнации и другие денежные знаки должны были быть изъяты из обращения и заменены государственными кредитными билетами, которые можно было свободно обменивать на серебро по твёрдому курсу. К 1853 г. обмен бумажных знаков был закончен. В стране остался только один вид бумажных денег – государственные кредитные билеты. В результате реформы Е.Ф. Канкрина выросла внутренняя и внешняя торговля, упрочилась экономика России. Денежная система оставалась стабильной до Крымской войны. Однако, несмотря на все проведенные мероприятия, выйти из финансового кризиса не удалось.