Римские юристы о природе и системе права; Учение о праве и справедливости.

Тема 4 Политические и правовые учения в Древнем Риме-1ч.

1. Учение Цицерона о государстве и праве.

2. Римские стоики о природе и системе права. Космополитизм стоиков. Сенека о двух видах государства.

3. Римские юристы о природе и системе права; Учение о праве и справедливости.

4. Политические и правовые идеи раннего христианства. Библия. Политическое и правовое учение Августина

Учение Цицерона о государстве и праве.

Идею о преимуществах смешанной формы власти разделяет и римский политический деятель Марк Тулий Цицерон. Применительно к Риму он допускал в качестве смешанной формы правления единство трех государственных институтов: власти консулов, сената и народного собрания. Предпочтение отдается сенатской форме правления.

Государство, по Цицерону, есть общее дело, достояние народа, “соединение” людей на основе общего интереса. Этому государству присущи основные черты республиканского правления, так как республика - это не только выражение общего интереса всех свободных граждан, но и согласие между ними в вопросах права. Она есть общий порядок.

Таким образом, Цицерон объединил в своем учении социально-политический и юридический подходы в понимании государства.

Из определения государства как соединения народа на основе общности права и всеобщей пользы следует со всей очевидностью, что причиной возникновения государства является врожденная потребность людей жить вместе.

Главную задачу государства он видит в защите частной собственности и господствующего положения оптиматов (верхов). В учении о различных формах государства Цицерон настойчиво проводит идею о взаимосвязи права и государства. В нем праву отводится роль конституирующего признака государства. Политическое учение Цицерона было направлено на оправдание социального неравенства и реакционных форм правления.

В целях обоснования рабства и неравенства между римскими гражданами и покоренными народами римскими юристами осуществляется деление частного права на естественное, право народов и цивильное право. Большинство римских юристов полагало, что рабство противоречит естественному праву. Они обосновывали его вечное существование. К их числу относится и Гай Ульпиан.

Иная позиция во взглядах на сущность государства определяется в учении Эпикура. По его учению, государство создается для обеспечения безопасности людей, преодоления страха и создания условий для разумной, приятной и нравственной жизни. Являясь результатом договора, оно защищает справедливость. Взгляды Эпикура на договорное государство разделяет и Лукреций Кар. Учения и того, и другого отличают крайняя аполитичность.

2.. Римские стоики о природе и системе права. Космополитизм стоиков. Сенека о двух видах государства.

Воспринятая стоиками аполитичность получила свое развитие в воззрениях о духовном равенстве людей независимо от их этнической принадлежности. Луций Анней Сенека и Марк Аврелий в последующем развили идею о государстве с равными для всех законами. Однако это обстоятельство не исключало социального и политического неравенства.

Римские юристы о природе и системе права; Учение о праве и справедливости.

Римские юристы внесли значительный вклад в разработку проблемы права и закона. Под правом имелось в виду право вообще, охватывающее как естественное, так и все, что позже стало именоваться позитивным правом: обычное право, закон, эдикты магистратов, решения сенатов, право юристов установления принцепсов, конституции императоров и т.д. Известные римские юристы Ульпиан и Гай проводили идею тесной взаимосвязи и единства различных составных моментов общего права. Исходным же представлением о праве, присущим всем римским юристам, было понимание его как нравственного явления: право как искусство, наука, как равенство и справедливость, добродетель и правильность. Для правопонимания характерно стремление подчеркнуть ценностные черты права. Стремление древнеримских юристов выделить в понятии права ценностные черты распространяется на все источники права, в том числе и на закон. В определении закона, приведенном Папинианом, он есть, прежде всего, “общий обет государства, решение мудрых мужей, обуздание преступлений и т.д.”, и только потом принудительный акт определенного органа.

Таким образом, идеально-правовые качества права и закона соответствовали у юристов Древнего Рима исходным принципам, началам права. Эта ориентация нашла выражение, и развитие в правовой мысли последующих эпох.

Наши рекомендации